Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 11 декабря 2018 года, 03:15

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Государство и юристы

№ 40 (876) Страхованиеот 07/10/14 (Государство и юристы)

Преступление средств

Правительственный проект усилит контроль за отмыванием средств, полученных незаконным путем

Виталий Дудин
«Юридическая практика»

Правительство внесло в парламент зако­нопроект о предотвращении и противодей­ствии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финанси­рованию терроризма и финансированию распространения оружия массового унич­тожения № 5067 (законопроект № 5067). Он должен заменить собой действующий Закон Украины «О предотвращении и противо­действии легализации (отмыванию) дохо­дов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» (Закон).

Порог

Проектом изменяется регламентация осуществления финансового мониторинга. Помимо идентификации клиента вводится понятие верификации — подтверждение субъектом первичного финансового мони­торинга соответствия личности полученным идентификационным данным.

Революционной новацией является снятие пороговых сумм для осуществления финансо­вого мониторинга риэлторами и нотариусами (часть 2 статьи 8 законопроекта № 5067), тогда как сегодня обязанности по финмониторингу выполняются только при условии, что сумма такой операции равна или пре­вышает 400 тыс. грн либо же превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную указан­ной.

При этом из числа субъек­тов первичного финансового мониторинга исключаются лица, осуществляющие опера­ции с наличными средствами на сумму свыше 150 тыс. грн, за счет введения обязательного мониторинга таких операций банковскими учреждениями.

Наказания

Статья 24 законопроекта № 5067 регули­рует наложение санкций представителями Госфинмониторинга. Они повышаются для субъектов первичного финансового мониторинга, которые не являются юри­дическими лицами. К примеру, непредос­тавление информации Госфинмониторингу такими лицами влечет наложение штрафа в размере до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (по нынешнему Закону штраф в два раза меньше).

В статье 25 законопроекта № 5067 под­робно разъясняется, что является непредос­тавлением информации, а в статье 26 рас­крывается, в чем состоит несвоевременное предоставление информации.

Изменения также вносятся в Кодекс Украины об административных правона­рушениях. Статья 1669 (нарушение законо­дательства относительно предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем) в предлагаемой редакции предусматривает привлечение к ответственности за наруше­ние порядка приостановления финансовых (финансовой) операций (операции). Кроме того, ответственность несет и клиент, и его представитель. Субъектом ответствен­ности выступают не только должностные лица субъектов первичного финансового мониторинга и граждане — субъекты пред­принимательской деятельности, но и члены ликвидационной комиссии, ликвидаторы или уполномоченное лицо Фонда гаранти­рования вкладов физических лиц.

Уголовная ответственность по статье 209 Уголовного кодекса (УК) Украины будет наступать также за изменение формы (превращение) средств, полученных вследствие совершения общественно опасного деяния. Такими деяниями по действующему законо­дательству считаются те из них, за которые предусмотрено основное наказание в виде штрафа более 3000 необлагаемых миниму­мов доходов граждан, кроме преступлений, предусмотренных статьями 212 (уклонение от уплаты налогов) и 2121 (уклонение от уплаты ЕСВ) УК Украины. В предлагаемом законопроекте исключение для этих двух статей не предусмотрено — таким образом, они становятся «предикатными преступле­ниями» в понимании FATF.

Досудебное расследование по про­изводствам относительно легализации преступных доходов проводится без пред­варительного или одновременного привле­чения лица к уголовной ответственности за совершение предшествовавшего преступ­ления, если преступление совершалось за пределами Украины, а легализация дохо­дов, полученных преступным путем, — на территории Украины, а также в случае если факт совершения преступления установлен судом в процессуальных решениях или доказан в ходе досудебного следствия.

Без тайны

Ужесточение норм коснется и Кодекса административного судопроизводства Украины. Согласно изменениям статьи 117 Кодекса, не допускается обеспечение иска путем приостановления решений Нацио­нального банка Украины (НБУ) о приме­нении к банкам и другим лицам, которые могут быть объектом проверки НБУ, мер воздействия, санкций, отзыва (лишения) соответствующих лицензий.

Сужается и понятие нотариальной тайны, предусмотренное Законом «О нота­риате». В частности, предоставление нота­риусом информации Госфинмониторингу по закону о противодействии отмыванию доходов не является нарушением нотари­альной тайны. Уточняется, что нотариус не несет дисциплинарной, администра­тивной, гражданско-правовой и уголов­ной ответственности за предоставление информации о сделке, даже если такими действиями причинен вред юридическим или физическим лицам (аналогичные гарантии от преследований предусмотрены и для главных бухгалтеров предприятий и адвокатов). Соответственно, не является нарушением коммерческой тайны также передача соответствующей информации аудиторской фирмой. Нотариус отказы­вает в проведении нотариальных действий в случаях, предусмотренных не только профильным законом, но и другими зако­нами.

Банковское дело

Банки обязаны идентифицировать и верифицировать клиентов, осуществляющих переводы без открытия счета на сумму, равную или превышающую 10 тыс. грн.

НБУ будет осуществлять государст­венное регулирование и надзор в сфере предотвращения и противодействия легализации доходов за небанковскими финансовыми учреждениями-резиден- тами, которые являются платежными организациями и/или членами/участ- никами платежных систем в части пре­доставления ими финансовой услуги по переводу денежных средств (кроме опера­торов почтовой связи при осуществлении ими перевода средств).

Правление НБУ принимает участие в применении мер воздействия (санкций) по отношению к банкам и другим лицам, дея­тельность которых проверяется НБУ в соот­ветствии с законопроектом № 5067. Они применяются не позже трех лет с момента выявления нарушения.

Клиент обязан предоставить по требо­ванию банка сведения, необходимые для осуществления идентификации и/или верификации (в том числе установление идентификацион­ных данных конечных бенефици­арных владельцев (контролеров), анализа и выявления финансовых операций, подлежащих финансо­вому мониторингу, и другие пре­дусмотренные законодательством документы и сведения. В случае их непредоставления счет не откры­вается, а сделки не осуществля­ются.

При этом банк имеет право истребовать информацию, касаю­щуюся идентификации клиента, у органов государственной вла­сти и других юридических лиц, а также осуществлять мероприятия по сбору такой информации из других источников. В частности, банк вправе про­верять соответствие финансовой операции содержанию деятельности и финансовому состоянию клиента.

Нацкомфинуслуг вправе требовать от юридических лиц, обращающихся с заяв­лениями о включении в соответствующие госреестры финучреждений, раскрытия информации о конечных бенефициарных владельцах (контролерах) заявителей, а также подтверждения источников проис­хождения средств, за счет которых сфор­мирован уставный капитал заявителей. Такие новации предлагается закрепить в Законе Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг».

Присутствие лиц с судимостью в составе владельцев, имеющих существенные доли участия в уставном капитале, или в составе руководящих органов служит основанием для отказа во включении заявителя в соот­ветствующий реестр.

Более того, даже общественные объеди­нения будут обязаны хранить информацию и сведения, достаточные для идентифика­ции в соответствии с требованиями закона конечных бенефициарных владельцев (контролеров), в том числе учредителей, руководителей, руководящих органов и доверенных лиц. К тому же они должны составлять годовые отчеты с указанием расходов и доходов.

Хотя документ и был отклонен пар­ламентом 30 сентября с.г., но очевидно, что наработки экспертной группы, в которую вошли и чиновники, и пред­ставители гражданского общества, еще понадобятся. Тем более что на принятии данного законопроекта настаивают орга­низация FATF, а также Международный валютный фонд.

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 40 (876) от 07/10/14 Текущий номер

Страхование

№ 40 (876)
Государство и юристы

Автономное пытание

Отрасли практики

Свободный перелет

Судебная практика

Поручить как следует

Частная практика

Помахать гривной

15 декабря у вас ассоциируется с…

профессиональным праздником — Днем работников суда

годовщиной старта работы Верховного Суда

вступлением в силу нового процессуального законодательства

всем выше перечисленным

со снегом и холодом, это обычная дата в календаре

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА