Обменным путем — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №36 (872) » Обменным путем

Обменным путем

Рубрика Тема номера

Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом (Соглашение) охватывает различные сферы: от таможенных вопросов до сотрудничества в области спорта и физической культуры, от борьбы с мошенничеством до развития гражданского общества. Также предлагается привести в соответствие с рядом директив Европейского Союза (ЕС) и налоговое законодательство.

Сотрудничеству в сфере налогообложения посвящена глава 4 раздела V Соглашения. Стоит отметить, что основная часть требований Соглашения в налоговой сфере касается непрямых налогов. Впрочем, Соглашение также затрагивает такие вопросы, как обмен налоговой информацией, сотрудничество в сфере борьбы с экономическими преступлениями и т.д.

Какие ставки?

Согласно дополнению XXVIII к главе 4 Соглашения, необходимо приблизить законодательство Украины к стандартам актов ЕС, таких как:

— Директива 2008/118/ЕС от 16 декабря 2008 года относительно общих условий акцизного сбора, отменяющая Директиву 92/12/ЕЭС;

— Директива 92/83/ЕЭС от 19 октября 1992 года о гармонизации структуры ­акцизных сборов на спирт и алкогольные напитки;

— Директива 2003/96/ЕС от 27 октября 2003 года о реструктуризации системы Сообщества относительно налогообложения энергетических продуктов и электроэнергии;

— Директива 2011/64/EU от 21 июня 2011 года о структуре и ставках акцизного сбора, применяемых к табачным изделиям (кодификация).

Данные директивы предусматривают правила определения базы налогообложения, перечень операций, подлежащих налогообложению акцизными сборами, а также минимальные ставки.

В результате проведенного анализа можно констатировать, что практически все минимальные ставки ЕС на потребление подакцизных товаров существенно превышают украинские акцизы.

Возьмем, к примеру, акцизы на энергетические продукты. Так, во исполнение Директивы 2003/96/ЕС Украина должна установить ставки акцизных налогов не ниже предусмотренных директивой. Ставки энергетического налога установлены в зависимости от энергетической составляющей продукта, а также цели использования.

Например, минимальные ставки по отношению к моторному топливу должны составить (евро за 1000 литров): этилированный бензин — 421, газойль — 330, керосин — 330, сжиженный газ — 125.

При этом, если указанные виды топлива используются для отопления, то ставки будут в несколько раз ниже: газойль — 21 евро, керосин и сжиженный газ — 0 евро. Льготные условия также предусмотрены для топлива, которое используется в следующих отраслях: сельское хозяйство; стационарные моторы; машины, используемые в строительстве, общественных работах;  машины, используемые вне общественных дорог.

Для сравнения: на сегодня Налоговый кодекс Украины предусматривает следующие ставки (евро за 1000 литров): бензины — от 30 (авиационные бензины) до 198 (моторные бензины), газойль — от 98 до 128, керосин — от 19 до 182, сжиженный газ — 44. Таким образом, акцизы на потребление моторного топлива на Украине могут существенно возрасти: в среднем в два-три раза.

Удивительно, но данные минимальные ставки на самом деле могли оказаться намного выше и в некоторой степени являются компромиссными.

Основные цели, преследуемые ЕС, — заставить загрязнителя компенсировать вред, причиненный окружающей среде, и уменьшить потребление энергоносителей. Гармонизация также необходима для обеспечения конкурентоспособности стран ЕС и устранения «топливного туризма» (так, существенная разница между минимальными ставками в странах ЕС может навредить внутреннему рынку).

Немаловажно, что Соглашение не определяет конкретные сроки для сближения ставок акцизов, а лишь ограничивается следующей формулировкой: «Положения Директивы должны имплементироваться постепенно, учитывая потребности Украины в сфере защиты окружающей среды и энергоэффективности».

В отношении табачных изделий ставки акцизов также возрастут.

Так, согласно статье 10 Директивы 2011/64/EU, полная ставка акцизного сбора должна составить не менее 57 % от средневзвешенной розничной цены сигарет, допущенных к потреблению, но не ниже 64 евро за 1000 сигарет вне зависимости от средневзвешенной розничной цены.

Путем несложных математических операций можно подсчитать, что акцизный сбор с одной пачки сигарет составит 1,28 евро или 23 гривны. К примеру, сегодня в Украине минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром составляет 304,11 гривен за 1000 штук. Таким образом, украинский акцизный налог для табачных изделий увеличится приблизительно в четыре раза. И это еще не предел. Согласно той же статье 10 Директивы, уже начиная с 1 января 2014 года, страны ЕС должны увеличить минимальный акцизный сбор еще на 50 %.

Как гласит сама Директива, цели сближения ставок акцизов на табачные изделия:

— надлежащее функционирование внутреннего рынка;

— сокращение случаев мошенничества и контрабанды;

— охрана здоровья.

Соглашение не предусматривает сроки для имплементации указанных ставок на табачные изделия. Этим должен заняться Совет Ассоциации. В то же время общие положения Директивы должны быть имплементированы на протяжении двух лет с момента вступления Соглашения в силу.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) является основополагающим для функционирования внутреннего рынка ЕС. Так, в частности, Испания должна была ввести НДС в 1986 году для того, чтобы вступить в ЕС.

Согласно дополнению XXVIII к главе 4 Соглашения, Украина должна приблизить законодательство к стандартам актов ЕС, таких как:

— Директива 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года об общей системе НДС;

— Директива 2007/74/ЕС от 20 декабря 2007 года об освобождении от НДС и пошлин на товары, ввозимые лицами, путешествующими из третьих стран ;

— Директива 86/560/ЕЭС от 17 ноября 1986 года о гармонизации законодательства стран-участниц относительно налогов с оборота — мер по возмещению НДС субъектам налогообложения, учрежденных вне территории Сообщества.

Гармонизация НДС необходима в первую очередь для того, чтобы избежать искажения конкуренции и не навредить свободному обращению товаров на внутреннем рынке ЕС.

Директива о системе НДС — один из самых обширных документов ЕС. Многие ее детали уже отражены в Налоговом кодексе Украины.

Как и Налоговый кодекс, Директива определяет поставку товаров как передачу права распоряжения товарами как собственника, а поставку услуг — как любую трансакцию, которая не является поставкой товаров.

Согласно Директиве, минимальная ставка НДС должна составлять не менее 15 %. Льготная ставка в размере не менее 5 % может применяться к исчерпывающему перечню операций. К примеру, данный перечень включает поставку фармацевтических продуктов и медицинского оборудования.

Соглашение затрагивает также и сферу возмещения НДС. В статье 351 Соглашения делается отдельный акцент на том, что Украина должна усовершенствовать процедуру возмещения НДС, устранить накопленные задолженности, обеспечить эффективный сбор налогов и усилить борьбу с налоговым мошенничеством и уклонением от уплаты налогов.

Украина уже сделала первый шаг на пути усовершенствования возмещения НДС, приняв Закон № 1621-VII от 31 июля 2014 года, кардинально изменяющий порядок администрирования НДС и вводящий НДС-счета. Вторым шагом будет разработка подзаконных нормативно-правовых актов во исполнение данного закона. В этой связи хотелось бы разделить оптимизм главы Государственной фискальной службы, который заявил, что после 1 января 2015 года проблем в администрировании НДС не должно быть.

Обмен информацией

Согласно статье 127 Соглашения, Украина обязуется руководствоваться международными стандартами в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов, к которым, среди прочего, относится Соглашение Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об обмене информацией по вопросам налогообложения.

Соглашение ОЭСР на сегодня служит образцом международного механизма обмена информацией. Обычно такие соглашения заключаются в случае отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения, содержащего положение об обмене информацией. Как правило, такие соглашения заключаются между странами ОЭСР и так называемыми офшорными юрисдикциями. Например, Германия заключила около 20 подобных соглашений, в частности с Каймановыми островами, Антигуа и Барбуда, Британскими Виргинскими островами.

Что касается Украины, то обмен информацией возможен в отношении 105 юрисдикций в силу 73 соглашений об исключении двойного налогообложения и Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах. При этом в настоящее время обмен налоговой информацией обеспечен со всеми странами ЕС. Пока единственным исключением является Люксембург, с которым обмен информацией будет возможен с 1 ноября 2014 года после подписания Люксембургом Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Работу над Соглашением ОЭСР специальная рабочая группа ОЭСР по вопросам эффективного обмена информацией закончила в 2002 году. В то же время некоторые соглашения об избежании двойного налогообложения со странами ЕС Украина заключила до 2002 года, в связи с чем они уже могут не соответствовать международным стандартам об обмене налоговой информацией и, возможно, потребуют пересмотра с целью приведения в соответствие со стандартами ОЭСР.

Другие изменения

Также ожидается, что во исполнение статьи 22 Соглашения усилится сотрудничество между Украиной и ЕС в сфере борьбы с налоговыми преступлениями. Так, согласно части 3 статьи 22 Соглашения, стороны обязуются усиливать двухстороннее, региональное и международное сотрудничество, в том числе с привлечением Европола.

Кроме того, в соответствии со статьей 350 Соглашения Украина обязуется применять принципы надлежащего управления в сфере налогообложения, в частности, принципы прозрачности, обмена информацией и добросовестной налоговой конкуренции. Данные принципы могут показаться несколько декларативными, не налагающими никаких конкретных обязательств на Украину. Но если взять, к примеру, тот же принцип прозрачности, то необузданность коррупционного элемента в налоговой сфере теоретически может привести к отказу ЕС от зоны свободной торговли с Украиной.

В результате имплементации Соглашения стоит ожидать увеличения ставок на подакцизные товары, а именно: табачные изделия и алкогольные напитки, а также энергоносители. Не в последнюю очередь ЕС будет настаивать на реформировании механизма возмещения НДС. Также усилится сотрудничество в сфере обмена налоговой информацией и борьбы с налоговыми преступлениями.

 

ВОЙЦИЦКИЙ Геннадий — партнер МЮФ Baker & Mckenzie, г. Киев,

ВАРАВА Тарас — юрист МЮФ Baker & Mckenzie, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Судебное освобождение

Актуальный документ

Документы и аналитика

Уведомление на запрос ГНИ

Акцент

Прощальный концепт

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утверждены правила выдачи «удостоверения на возвращение»

Одобрен беспошлинный ввоз оборонной продукции

Государство и юристы

Дань в моде

Программа — передача

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен законопроект о повышении качества жилкомуслуг

Документы и аналитика

Отзывная кампания

Книжная полка

Защитное управление

Неделя права

Правосудие нон-стоп

Правила проведения

Предложение помощи

Страждущим да отдастся

Неделя права

Новости из-за рубежа

Потерпевших просят самостоятельно расследовать мелкие преступления

Водителям позволили выбирать форму возмещения ущерба по ОСАГО

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд первой инстанции не удовлетворил иск В. Высоцкого к ВКДКА

Суд не нашел вновь открывшихся обстоятельств в деле И. Зварича

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko защитила интересы клиента в споре о возмещении убытков по контрактам купли-продажи зерновых

Baker & McKenzie консультирует Eurobank Ergasias в сделке по продаже украинского дочернего банка

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы «ТЕК ОИЛ» в налоговом споре

ЮФ «Авеллум Партнерс» выступила советником группы «Феррэкспо» в связи с приобретением железнодорожного пути

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила интересы ГП «Антонов»

МЮФ Integrites — юрсоветник компании «Фармак» по делу о защите права собственности на имущественный комплекс

Отрасли практики

Средство отстранения

Правовая оппозиция

Рабочий график

Интеллектуальная конференция

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Не конкурент

Приостановить судом

Недостаточное основание

Самое важное

ЕСтественный процесс

Обмен оптом

Земля в Крыму

Судный вечер

Судебная практика

Очищение власти

Отказное письмо

Сверить взглядом

Неудачное соседство

Судебная практика

Судебные решения

О взыскании страховых выплат, перечисленных после смерти застрахованного лица

Возмещение материального и морального вреда собственником транспортного средства, передавшим управление им лицу в нетрезвом состоянии

Судебная практика

Утраченная bona fides

Судебная практика

Судебные решения

Начало истечения исковой давности не зависит от того, когда арбитражный управляющий в деле о банкротстве узнал о заключении оспариваемых договоров

Тема номера

Поднять стандарт

Аттестационная миссия

Географические символы

Обменным путем

Первый осенний выпуск The UJBL посвящен земельному праву

Путь готов

Частная практика

Регуляторный такт

АТОпичная реакция

Інші новини

PRAVO.UA