Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом (Соглашение) охватывает различные сферы: от таможенных вопросов до сотрудничества в области спорта и физической культуры, от борьбы с мошенничеством до развития гражданского общества. Также предлагается привести в соответствие с рядом директив Европейского Союза (ЕС) и налоговое законодательство.
Сотрудничеству в сфере налогообложения посвящена глава 4 раздела V Соглашения. Стоит отметить, что основная часть требований Соглашения в налоговой сфере касается непрямых налогов. Впрочем, Соглашение также затрагивает такие вопросы, как обмен налоговой информацией, сотрудничество в сфере борьбы с экономическими преступлениями и т.д.
Согласно дополнению XXVIII к главе 4 Соглашения, необходимо приблизить законодательство Украины к стандартам актов ЕС, таких как:
— Директива 2008/118/ЕС от 16 декабря 2008 года относительно общих условий акцизного сбора, отменяющая Директиву 92/12/ЕЭС;
— Директива 92/83/ЕЭС от 19 октября 1992 года о гармонизации структуры акцизных сборов на спирт и алкогольные напитки;
— Директива 2003/96/ЕС от 27 октября 2003 года о реструктуризации системы Сообщества относительно налогообложения энергетических продуктов и электроэнергии;
— Директива 2011/64/EU от 21 июня 2011 года о структуре и ставках акцизного сбора, применяемых к табачным изделиям (кодификация).
Данные директивы предусматривают правила определения базы налогообложения, перечень операций, подлежащих налогообложению акцизными сборами, а также минимальные ставки.
В результате проведенного анализа можно констатировать, что практически все минимальные ставки ЕС на потребление подакцизных товаров существенно превышают украинские акцизы.
Возьмем, к примеру, акцизы на энергетические продукты. Так, во исполнение Директивы 2003/96/ЕС Украина должна установить ставки акцизных налогов не ниже предусмотренных директивой. Ставки энергетического налога установлены в зависимости от энергетической составляющей продукта, а также цели использования.
Например, минимальные ставки по отношению к моторному топливу должны составить (евро за 1000 литров): этилированный бензин — 421, газойль — 330, керосин — 330, сжиженный газ — 125.
При этом, если указанные виды топлива используются для отопления, то ставки будут в несколько раз ниже: газойль — 21 евро, керосин и сжиженный газ — 0 евро. Льготные условия также предусмотрены для топлива, которое используется в следующих отраслях: сельское хозяйство; стационарные моторы; машины, используемые в строительстве, общественных работах; машины, используемые вне общественных дорог.
Для сравнения: на сегодня Налоговый кодекс Украины предусматривает следующие ставки (евро за 1000 литров): бензины — от 30 (авиационные бензины) до 198 (моторные бензины), газойль — от 98 до 128, керосин — от 19 до 182, сжиженный газ — 44. Таким образом, акцизы на потребление моторного топлива на Украине могут существенно возрасти: в среднем в два-три раза.
Удивительно, но данные минимальные ставки на самом деле могли оказаться намного выше и в некоторой степени являются компромиссными.
Основные цели, преследуемые ЕС, — заставить загрязнителя компенсировать вред, причиненный окружающей среде, и уменьшить потребление энергоносителей. Гармонизация также необходима для обеспечения конкурентоспособности стран ЕС и устранения «топливного туризма» (так, существенная разница между минимальными ставками в странах ЕС может навредить внутреннему рынку).
Немаловажно, что Соглашение не определяет конкретные сроки для сближения ставок акцизов, а лишь ограничивается следующей формулировкой: «Положения Директивы должны имплементироваться постепенно, учитывая потребности Украины в сфере защиты окружающей среды и энергоэффективности».
В отношении табачных изделий ставки акцизов также возрастут.
Так, согласно статье 10 Директивы 2011/64/EU, полная ставка акцизного сбора должна составить не менее 57 % от средневзвешенной розничной цены сигарет, допущенных к потреблению, но не ниже 64 евро за 1000 сигарет вне зависимости от средневзвешенной розничной цены.
Путем несложных математических операций можно подсчитать, что акцизный сбор с одной пачки сигарет составит 1,28 евро или 23 гривны. К примеру, сегодня в Украине минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром составляет 304,11 гривен за 1000 штук. Таким образом, украинский акцизный налог для табачных изделий увеличится приблизительно в четыре раза. И это еще не предел. Согласно той же статье 10 Директивы, уже начиная с 1 января 2014 года, страны ЕС должны увеличить минимальный акцизный сбор еще на 50 %.
Как гласит сама Директива, цели сближения ставок акцизов на табачные изделия:
— надлежащее функционирование внутреннего рынка;
— сокращение случаев мошенничества и контрабанды;
— охрана здоровья.
Соглашение не предусматривает сроки для имплементации указанных ставок на табачные изделия. Этим должен заняться Совет Ассоциации. В то же время общие положения Директивы должны быть имплементированы на протяжении двух лет с момента вступления Соглашения в силу.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является основополагающим для функционирования внутреннего рынка ЕС. Так, в частности, Испания должна была ввести НДС в 1986 году для того, чтобы вступить в ЕС.
Согласно дополнению XXVIII к главе 4 Соглашения, Украина должна приблизить законодательство к стандартам актов ЕС, таких как:
— Директива 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года об общей системе НДС;
— Директива 2007/74/ЕС от 20 декабря 2007 года об освобождении от НДС и пошлин на товары, ввозимые лицами, путешествующими из третьих стран ;
— Директива 86/560/ЕЭС от 17 ноября 1986 года о гармонизации законодательства стран-участниц относительно налогов с оборота — мер по возмещению НДС субъектам налогообложения, учрежденных вне территории Сообщества.
Гармонизация НДС необходима в первую очередь для того, чтобы избежать искажения конкуренции и не навредить свободному обращению товаров на внутреннем рынке ЕС.
Директива о системе НДС — один из самых обширных документов ЕС. Многие ее детали уже отражены в Налоговом кодексе Украины.
Как и Налоговый кодекс, Директива определяет поставку товаров как передачу права распоряжения товарами как собственника, а поставку услуг — как любую трансакцию, которая не является поставкой товаров.
Согласно Директиве, минимальная ставка НДС должна составлять не менее 15 %. Льготная ставка в размере не менее 5 % может применяться к исчерпывающему перечню операций. К примеру, данный перечень включает поставку фармацевтических продуктов и медицинского оборудования.
Соглашение затрагивает также и сферу возмещения НДС. В статье 351 Соглашения делается отдельный акцент на том, что Украина должна усовершенствовать процедуру возмещения НДС, устранить накопленные задолженности, обеспечить эффективный сбор налогов и усилить борьбу с налоговым мошенничеством и уклонением от уплаты налогов.
Украина уже сделала первый шаг на пути усовершенствования возмещения НДС, приняв Закон № 1621-VII от 31 июля 2014 года, кардинально изменяющий порядок администрирования НДС и вводящий НДС-счета. Вторым шагом будет разработка подзаконных нормативно-правовых актов во исполнение данного закона. В этой связи хотелось бы разделить оптимизм главы Государственной фискальной службы, который заявил, что после 1 января 2015 года проблем в администрировании НДС не должно быть.
Согласно статье 127 Соглашения, Украина обязуется руководствоваться международными стандартами в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов, к которым, среди прочего, относится Соглашение Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об обмене информацией по вопросам налогообложения.
Соглашение ОЭСР на сегодня служит образцом международного механизма обмена информацией. Обычно такие соглашения заключаются в случае отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения, содержащего положение об обмене информацией. Как правило, такие соглашения заключаются между странами ОЭСР и так называемыми офшорными юрисдикциями. Например, Германия заключила около 20 подобных соглашений, в частности с Каймановыми островами, Антигуа и Барбуда, Британскими Виргинскими островами.
Что касается Украины, то обмен информацией возможен в отношении 105 юрисдикций в силу 73 соглашений об исключении двойного налогообложения и Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах. При этом в настоящее время обмен налоговой информацией обеспечен со всеми странами ЕС. Пока единственным исключением является Люксембург, с которым обмен информацией будет возможен с 1 ноября 2014 года после подписания Люксембургом Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.
Работу над Соглашением ОЭСР специальная рабочая группа ОЭСР по вопросам эффективного обмена информацией закончила в 2002 году. В то же время некоторые соглашения об избежании двойного налогообложения со странами ЕС Украина заключила до 2002 года, в связи с чем они уже могут не соответствовать международным стандартам об обмене налоговой информацией и, возможно, потребуют пересмотра с целью приведения в соответствие со стандартами ОЭСР.
Также ожидается, что во исполнение статьи 22 Соглашения усилится сотрудничество между Украиной и ЕС в сфере борьбы с налоговыми преступлениями. Так, согласно части 3 статьи 22 Соглашения, стороны обязуются усиливать двухстороннее, региональное и международное сотрудничество, в том числе с привлечением Европола.
Кроме того, в соответствии со статьей 350 Соглашения Украина обязуется применять принципы надлежащего управления в сфере налогообложения, в частности, принципы прозрачности, обмена информацией и добросовестной налоговой конкуренции. Данные принципы могут показаться несколько декларативными, не налагающими никаких конкретных обязательств на Украину. Но если взять, к примеру, тот же принцип прозрачности, то необузданность коррупционного элемента в налоговой сфере теоретически может привести к отказу ЕС от зоны свободной торговли с Украиной.
В результате имплементации Соглашения стоит ожидать увеличения ставок на подакцизные товары, а именно: табачные изделия и алкогольные напитки, а также энергоносители. Не в последнюю очередь ЕС будет настаивать на реформировании механизма возмещения НДС. Также усилится сотрудничество в сфере обмена налоговой информацией и борьбы с налоговыми преступлениями.
ВОЙЦИЦКИЙ Геннадий — партнер МЮФ Baker & Mckenzie, г. Киев,
ВАРАВА Тарас — юрист МЮФ Baker & Mckenzie, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…