Наряду с внешними угрозами, которые сегодня стоят перед Украиной, в нашем государстве много и внутренних рисков, главный из которых — это, безусловно, коррупция. Данное явление уже давно перешагнуло бытовой уровень и приобрело общенациональный масштаб, именно коррупция стала главным сдерживающим фактором проведения любых реформ.
Курс на борьбу за чистоту рядов представители власти объявляли уже не раз, правда, как показывает практика, пока все их старания тщетны. «Второе дыхание» антикоррупционное законодательное движение получило после смены политических настроений в нашем государстве, когда власть имущие под давлением общественности объявили о старте люстрационной кампании. Понятно, что этот процесс далек от классических канонов «люстрации» и имеет ряд национальных особенностей, которые как раз и заключаются в создании действенных антикоррупционных механизмов. По крайней мере в глазах общественности процесс очищения власти видится именно так.
Своим видением антикоррупционной политики уже поделилось правительство. Так, еще в июле с.г. на рассмотрение парламента был внесен законопроект (№ 4322а), направленный на упрощение предоставления админуслуг и обновление государственного аппарата, который 24 июня с.г. был принят в первом чтении. Этим документом предусматривается полное очищение и переаттестация работников государственного аппарата. К числу последних отнесли почему-то и представителей Фемиды, предусмотрев проведение аттестации всех судей, но это, как говорят, уже совсем другая история. Возвращаясь к вопросу очистительных «сооружений» для государственных служащих, отметим: по замыслу законодателей, число таких работников на Украине должно сократиться на 30–50 % (по данным Министерства юстиции, в государственном аппарате сейчас работает более 250 тысяч человек), при этом фонд заработной платы чиновников будет полностью сохранен. Позиция правительства такова: низкие зарплаты — одна из главных причин возникновения бытовой коррупции, поэтому при сокращении количества работников будет полностью сохранен фонд заработной платы и те лица, которые придут на должности, получат конкурентную заработную плату.
Вместе с тем в конце августа с.г. Кабинет Министров презентовал очередную порцию антикоррупционных инициатив, которые позволят осуществить крупнейшую антикоррупционную реформу в государстве за все время его существования. Правительственная концепция борьбы с нечистыми на руку предусматривает создание полноценного общегосударственного механизма предотвращения коррупции, а также выявления и преследования лиц, совершивших наиболее опасные коррупционные преступления. Речь идет о законопроектах «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» и «О предотвращении коррупции». Последняя инициатива должна заменить действующий Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Как анонсировалось, законопроектом предусматривается введение широкого перечня антикоррупционных ограничений для лиц, которые занимают должности на государственной службе или службе в органах местного самоуправления, создание четких правил поведения чиновника с тем, чтобы его действия всегда отвечали публичному интересу и ожиданиям общества. Законодатели планируют детально прописать, что такое конфликт интересов и как должен действовать публичный служащий с целью его предотвращения. В случае же, если чиновник все же предоставит преимущество частному интересу, а не интересам службы, он будет привлечен к административной ответственности (а при определенных условиях — к уголовной) и уволен со службы. Также предусматривается введение современного механизма финансового контроля за имущественным состоянием публичных служащих — декларации будут подаваться в электронной форме, обнародоваться в открытом реестре и подлежать проверке независимым учреждением. Если образ жизни чиновника явно не соответствует его доходам, предусматривается возможность проведения детальной проверки и доходов, и расходов такого чиновника, а также привлечение его к ответственности при подтверждении фактов незаконного обогащения или совершения другого коррупционного правонарушения.
Если говорить об инициативе относительно создания специализированного антикоррупционного органа, следует упомянуть об анонсировании 4 сентября с.г. внесения Президентом Украины Петром Порошенко на рассмотрение парламента как неотложного проекта «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции», которым предлагается создать Национальное антикоррупционное бюро. Последнее, по замыслу главы государства, создается как государственный орган, на который возлагаются функции по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию уголовных преступлений, относящихся к его компетенции. Задачей такого органа предлагается определить противодействие уголовным коррупционным правонарушениям, совершенным должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, и представляющим угрозу национальной безопасности. Согласно законопроекту, основными функциями нового государственного органа должны стать досудебное расследование входящих в его подследственность уголовных правонарушений и проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Правда, перспектива реализации данной инициативы в ближайшее время довольно туманна. Так, по убеждению представителя профильного парламентского подразделения — первого заместителя председателя Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадия Москаля, рассмотреть данное законодательное предложение народные депутаты не успеют. «Когда мы это сделаем? У парламента нынешнего состава осталось только два пленарных заседания — в сентябре и октябре», — недоумевает народный депутат. По прогнозам г-на Москаля, не повлияет на оперативность прохождения в парламенте президентской инициативы и статус неотложной. По его словам, сейчас половина народных депутатов уже активно задействованы в избирательном процессе, а остальные «ищут себе новую работу». При этом Геннадий Москаль отмечает, что необходимость создания в нашем государстве антикоррупционного органа назрела уже давно: на это Украине еще в 2010 году указывали международные эксперты. Кроме того, это было одним из требований плана по либерализации безвизового режима с Европейским Союзом. «За последние три года в парламент вносилось очень много законодательных инициатив, направленных на создание антикоррупционного органа. И что?.. Кто их рассматривал?.. А что изменилось сейчас? Состав парламента ведь другим не стал», — констатирует г-н Москаль, прогнозируя, что решать данное нормотворческое задание будет уже новый состав Верховного Совета. По убеждению нашего собеседника, в конечном итоге все будет зависеть от законодательного механизма деятельности нового органа. В этом плане ключевым является вопрос подконтрольности антикоррупционного бюро. По мнению г-на Москаля, оптимальной конструкцией данного органа является закрепление за ним статуса независимого, возможно, с элементами парламентского контроля. При этом главное, убежден парламентарий, чтобы у национального антикоррупционного бюро не было региональных отделений, филиалов, а чтобы оно имело единый центр — в столице.
В свете грядущих парламентских выборов, очевидно, борьба за чистоту рядов станет одним из основных предвыборных лозунгов. Следовательно, коррупционная тематика снова будет в моде, а спрос, как известно, рождает предложение. Создадут новоизбранные законодатели что-то новое или реализуют ранее предложенное, покажет время.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…