Люстрация… Это слово, в последнее время прочно укоренившееся в украинском лексиконе и увековеченное в лозунгах общественных активистов, наконец-то и для парламента стало не пустым звуком. С опозданием почти в полгода (а по сравнению с другими постсоветскими государствами — на несколько десятилетий) после заявленного курса на очищение власти народные депутаты сделали первый шаг в этом направлении. 14 августа с.г. народным депутатам удалось-таки приступить к рассмотрению законопроекта «Об очищении власти» (№ 4359а). Толчком для активных законотворческих действий во многом послужил растущий градус общественного недовольства, правда, пикет общественных активистов у стен здания под куполом простимулировал парламентариев на принятие данной законодательной инициативы только в первом чтении, хотя ранее высказывались предположения о возможности одобрения данного проекта сразу в целом.
Указанный законопроект определяет правовые и организационные основы проведения очищения власти на Украине, он состоит из шести разделов, в том числе включает заключительные и переходные положения. В статье 3 проекта закона детально прописано, кто является субъектами проверки. Во-первых, это лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления:
— председатель Верховного Совета Украины, его первый заместитель и заместитель, премьер-министр Украины, первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, и их заместители, председатель Службы безопасности Украины, Генеральный прокурор Украины, председатель Национального банка Украины, председатель Счетной палаты, Уполномоченный Верховного Совета Украины по правам человека, председатель Верховного Совета Автономной Республики Крым, председатель Совета министров Автономной Республики Крым;
— народные депутаты Украины, депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым;
— военные должностные лица Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами воинских формирований, кроме военнослужащих срочной военной службы и военнослужащих службы по призыву по мобилизации;
— судьи Конституционного Суда Украины, другие профессиональные судьи, Председатель, члены, дисциплинарные инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, должностные лица секретариата этой Комиссии, председатель, заместитель председателя, секретари секций Высшего совета юстиции, а также другие члены Высшего совета юстиции;
— лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной уголовно-исполнительной службы, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, налоговой милиции, лица начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты;
— должностные и служебные лица органов прокуратуры, Службы безопасности Украины, дипломатической службы;
— члены Центральной избирательной комиссии;
— должностные и служебные лица других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;
во-вторых, лица, которые претендуют на занятие вышеуказанных должностей.
Законопроектом предлагается возложить организацию проведения проверки на руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственной власти (государственного органа), где работает субъект проверки и/или который назначает субъекта проверки (заключает с ним трудовой контракт (соглашение), или на занятие должности в котором претендует кандидат, кроме случаев, установленных настоящим Законом. Если же речь идет о субъектах проверки, которые уже занимают выборную должность или претендуют на ее занятие, то организация по проведению проверки — прерогатива Центральной избирательной комиссии. Также предусматривается, что для обеспечения организации проведения проверки руководитель органа проверки должен подавать для утверждения в Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы (Нацагенство) через его территориальные органы на местах проект плана проведения мероприятий по проверке работников органа проверки, согласованный с территориальным органом центрального органа исполнительной власти по обеспечению реализации государственной налоговой политики. В свою очередь Нацагентство для организации проверок руководителей органов проверок, реализации общественного контроля за проведением проверок и обжалования решений органов проверки создает центральную и территориальные комиссии по проверке, в которые обязательно включаются на общественных началах с правом голоса представители общественности и средств массовой информации. Члены центральной и территориальных комиссий по проверке назначаются сроком на один год без права повторного назначения.
При этом в законодательной инициативе довольно детально прописаны основания, когда субъекты проверки считаются не прошедшими проверку: начиная с тех, кто занимал должность в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, и заканчивая теми, кто умышленно подал недостоверные сведения в письменном согласии на прохождение проверки или вообще не дал согласия на данную ревизию.
Примечательно, что «люстрационным» законопроектом можно решить две задачи одним действием: не только провести очищение власти, но заодно и реформировать судебно-правовую сферу и органы государственной власти в целом. Так, в заключительных и переходных положениях данной законодательной инициативы предусмотрено, что правительство в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона должно разработать и внести на рассмотрение парламента законопроекты относительно реформы судебной системы, «О прокуратуре», «О Службе безопасности Украины», «О полиции», «О Национальном бюро расследований», «О Кабинете Министров Украины», «О государственной службе», которыми предусмотреть изменение полномочий и задач системы органов государственной власти (государственных органов) на основе общеевропейских принципов прохождения государственной службы, сокращение численности государственных служащих органов государственной власти (государственных органов) и увеличение за счет этого должностных окладов работников органов государственной власти (государственных органов).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…