С 23 апреля 2014 года Европейский союз (ЕС) в одностороннем порядке предоставил автономные торговые преференции для Украины (автономные преференции). За основу были взяты договоренности по либерализации доступа на рынок ЕС в рамках Соглашения об ассоциации (экономическая часть этого соглашения (часть IV). Фактически это означает, что ЕС начал в одностороннем порядке выполнять экономическую часть соглашения еще до его подписания. Начиная с момента введения автономных преференций, ставки ввозной пошлины ЕС устанавливаются на уровне, который должен действовать в первый год после введения режима свободной торговли между Украиной и ЕС. Как результат нулевая пошлина установлена на 82,2 % товаров украинского аграрного экспорта, 83,4 % — на экспорт пищевой продукции и 94,7 % — на экспорт промышленных товаров. Для отдельных сельскохозяйственных товаров режим беспошлинной торговли применяется только в объемах установленных тарифных квот (например, 10 тыс. т в год для молока, 12 тыс. т для говядины, 20 тыс. т для свинины, 20 тыс. т для мяса птицы, 1 млн т для пшеницы и т.д.).
Упомянутый режим преференций будет действовать до ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС, подписанного 27 июня 2014 года Верховным Советом Украины, либо до 1 ноября 2014 года.
Сможет ли Украина в полной мере воспользоваться упомянутыми преференциями с учетом того, что нетарифные барьеры (санитарные, фитосанитарные нормы, технические регламенты и т.д.) никто не отменял? В рамках этой статьи мы проанализируем, что такое автономные преференции ЕС, а также опыт их применения в других странах.
В ЕС действует Генеральная система преференций ЕС (Generalized Scheme of Preferences (GSP), предусматривающая следующие виды:
— Генеральная система преференций ЕС (GSP) — общий режим (распространяющийся и на Украину), согласно которому предусмотрено снижение импортных пошлин для определенных категорий товаров (66 % тарифных линий ЕС). По состоянию на 1 апреля 2014 года 26 стран пользуются данным режимом торговли с ЕС;
— Генеральная система преференций ЕС-плюс (GSP+) — система преференций, предусматривающая полную отмену пошлин для тех же категорий товаров (66 % тарифных линий ЕС), которые входят в общий режим системы преференций ЕС. Чтобы воспользоваться преференциями в рамках системы GSP+, страна должна ратифицировать и имплементировать целый ряд международно-правовых договоров в области прав человека, трудовых стандартов, охраны окружающей среды и т.д. По состоянию на 1 апреля 2014 года 13 стран пользуются данным режимом торговли с ЕС;
— «Все, кроме оружия» (Everything But Arms) — специальный режим, действующий для наименее развитых стран (в соответствии с перечнем ООН), в рамках которого предоставляется беспошлинный и бесквотный режим для всех товаров, кроме оружия и боеприпасов. По состоянию на 1 апреля 2014 года 13 стран пользуются данным режимом торговли с ЕС.
Согласно Регламенту ЕС № 978/2012, с января 2014 года Генеральная система торговых преференций ЕС была изменена и больше не распространяется на Россию, Беларусь, Казахстан, Кубу, Бразилию, Аргентину, Венесуэлу и др. Исключение упомянутых стран из GSP связано с принятием в 2012 году Европейской комиссией решения, согласно которому страны, чей статус изменен в связи с ростом доходов на душу населения (по данным Всемирного банка), лишаются возможности пользоваться торговыми преференциями ЕС.
От Генеральной системы преференций ЕС необходимо отличать схожие по своей природе и правовому режиму автономные преференции (Autonomous Trade Preferences), временно устанавливаемые ЕС в одностороннем порядке как средство реагирования на особые ситуации в отдельных странах. На сегодняшний день такие автономные торговые преференции действуют для Украины (с апреля 2014 года), Молдовы (с 2008 года) и стран Западных Балкан (Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Косово) (с 2000 года). Со всеми перечисленными странами ЕС сотрудничает в политическом, экономическом и правовом поле в рамках Процесса стабилизации и ассоциации (для стран Западных Балкан) и Европейской политики соседства (для Украины и Молдовы).
Согласно Регламенту ЕС № 978/2012, до 1 января 2014 года различные преференциальные режимы существовали параллельно, и экспортер имел право выбора преференций. Однако начиная с 1 января 2014 года страны, уже имеющие аналогичный по своей выгодности для экспортера преференциальный доступ на рынок ЕС (например, в случае заключения договора о зоне свободной торговли с ЕС или при наличии автономных преференций), лишаются права воспользоваться Генеральной системой преференций ЕС.
Для Украины на сегодня фактически действуют автономные преференции, а также Генеральная система преференций ЕС. Чтобы воспользоваться автономными преференциями, украинским экспортерам необходимо получить сертификат EUR.1, а чтобы воспользоваться преференциями Генеральной системы — сертификат формы А от Торгово-промышленной палаты. Важно отметить, что режим автономных преференций не распространяется на товары, произведенные в Автономной Республике Крым (АРК). Также с 23 апреля 2014 года ТПП АРК и ТПП г. Севастополя не выдают сертификаты формы А, следовательно, товары из АРК не могут экспортироваться в ЕС в рамках Генеральной системы преференций ЕС. В дополнение: стало известно, что с 25 июня 2014 года ЕС полностью закрыл свой рынок для товаров из Крыма. Также ЕС запретил предоставление любых финансовых услуг или услуг страхования, связанных с импортом товаров из Крыма. Но крымские товары все же могут экспортироваться на рынок ЕС в случае наличия сертификата происхождения товаров с Украины.
Для лучшего понимания того, какие преференции получила Украина после введения ЕС автономных преференций, следует остановиться на опыте применения таких преференций в Молдове, поскольку ситуация в этой стране во многом похожа на ситуацию Украины: сложности с имплементацией европейских стандартов, наличие территории со спорным статусом и подписание договора о зоне свободной торговли с ЕС.
21 января 2008 года Совет ЕС принял Регламент № 55/2008, которым были введены автономные торговые преференции для Молдовы, и промышленные товары молдавских производителей получили беспошлинный доступ на рынок ЕС, а доступ сельскохозяйственных товаров на рынки ЕС был значительно упрощен. Так, для мясных изделий, молочной продукции, яиц, зерновых, ячменя, кукурузы, белого сахара и виноградного вина были установлены тарифные квоты. В дальнейшем ЕС предоставил Молдове дополнительные преференции, например, с 25 сентября 2013 года Европейская комиссия полностью открыла рынок ЕС для вин из Молдовы.
Решением правительства Молдовы № 262 от 7 марта 2008 года установлен механизм администрирования упомянутых тарифных квот, согласно которому такие квоты распределяются и устанавливаются в зависимости от объемов производства той или иной продукции, а также от возможностей производителей использовать квоты. Выдача разрешений на экспорт в рамках квоты является бесплатной и осуществляется на основе принципа первенства (first come — first served).
Изначально режим автономных преференций для Молдовы должен был действовать до 31 декабря 2012 года. 24 марта 2011 года Совет ЕС принял решение о внесении изменений в Регламент № 55/2008, согласно которому режим автономных торговых преференций действует до конца 2015 года.
Безусловно, применение автономных преференций способствовало увеличению объемов экспорта из Молдовы в ЕС. Сейчас Молдова экспортирует в ЕС такие товары, как овес, пшеница, кукуруза, ячмень, сахар, вино и мясные продукты, отдельные текстильные изделия и промышленные товары. Несмотря на увеличение объемов экспорта, ассортимент экспортируемой продукции остается практически одним и тем же на протяжении всех лет применения преференций, и это связано прежде всего со сложностью внедрения в Молдове жестких санитарных и фитосанитарных требований ЕС. Такой процесс является дорогим и длительным и, конечно же, приводит к тому, что молдавские производители не могут в полной мере воспользоваться всеми преимуществами автономных преференций.
Важно отметить, что система автономных преференций распространяется в том числе и на экспортеров из Приднестровья, которые могут экспортировать товары в ЕС без уплаты импортных пошлин при наличии сертификата происхождения товаров (выдаются таможенными органами Молдовы). Однако после подписания договора о зоне свободной торговли между Молдовой и ЕС такой режим прекратит свое существование, поскольку, скорее всего, производители/экспортеры из Приднестровья не будут соответствовать всем требованиям упомянутого договора.
Вне всякого сомнения, предоставление ЕС автономных преференций должно стимулировать экономику Украины путем увеличения объемов экспорта в ЕС (даже до того, как полноценно заработает зона свободной торговли между Украиной и ЕС). Но, вероятно, это коснется только тех отраслей, чьи товары и так уже успешно продаются на рынке ЕС. Для большинства же других предприятий перед выходом на рынок ЕС придется изрядно попотеть, чтобы их продукция соответствовала жестким санитарным, фитосанитарным и техническим требованиям ЕС, в противном случае такие товары в принципе не смогут выйти на европейский рынок.
МАХИНОВА Анжела — юрист ЮФ Sayenko Kharenko, г. Киев,
БРОВКО Александра — помощник юриста ЮФ Sayenko Kharenko, г. Киев
Андрей ИВАНИВ, юрист ЮК FCLEX
Стоит отметить, что применение автономных торговых преференций (АТП) началось 23 апреля 2014 года и продлится в любом случае до 1 ноября 2014 года. На момент введения АТП предполагалось, что до 1 ноября уже будут осуществлены все действия по ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС и станут работать его соответствующие торговые положения.
По своей сути и целям АТП представляют собой «тестовую версию» Соглашения об ассоциации на период его подписания и ратификации.
В то же время нельзя говорить о том, что Украина сможет в полной мере воспользоваться АТП, поскольку для импорта части товаров введены квотные ограничения, то есть импорт товаров сверх квот будет осуществляться с применением действующих на сегодня пошлин, а это основные товары украинского экспорта: мясо, молоко, пшеница, яйца, кукуруза, сигареты, спирт, грибы и другие, но следует признать, что и в этом вопросе ЕС пошел на значительные уступки, поскольку квоты установлены в годовом размере, а действие АТП — фактически на полгода. Более того, требования безопасности ЕС по сельскохозяйственной продукции никто не отменяет, поэтому как минимум молочную продукцию экспортировать на данное время наши производители не смогут.
Основание для применения к товарам торговых преференций — сертификат происхождения EUR.1, который на период действия АТП будет выдаваться ТТП Украины и ее территориальными подразделениями.
При этом, согласно Регламенту (ЕС) № 374/2014 от 16 апреля 2014 года, которым были введены АТП для Украины, Европейский Союз оставил за собой право ввести обычные пошлины, если импорт товаров, сделанных на Украине, создает трудности производителям аналогичных товаров в ЕС.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…