24 июля с.г. спикер парламента Александр Турчинов объявил о развале парламентской коалиции, из которой вышли фракции «УДАР» и «Свобода». Тем самым был начат отсчет 30 дней, по истечении которых у Президента Украины — после проведения соответствующих консультаций с руководством парламента и лидерами фракций — появляется право на роспуск Верховного Совета Украины и объявление досрочных парламентских выборов. При этом вероятность того, что досрочные выборы будут объявлены и состоятся этой осенью, практически не подвергается сомнению. Другое дело, по каким правилам они пройдут. В настоящее время в парламенте зарегистрированы минимум семь законопроектов относительно усовершенствования избирательного законодательства. Но, как показало последнее пленарное заседание, ни одна из предложенных инициатив не находит поддержки необходимого количества народных депутатов Украины — соответствующие законопроекты даже не были включены в повестку дня пленарного заседания. То есть вероятность того, что досрочные выборы пройдут согласно действующим правилам — по смешанной избирательной системе — повышается. Хотя, с другой стороны, Украине не привыкать к изменениям избирательного законодательства в ходе предвыборной кампании, так что к рассмотрению избирательных законопроектов парламент может вернуться осенью.
Итак, действующий закон «О выборах народных депутатов Украины» устанавливает, что в случае объявления досрочных парламентских выборов предвыборная кампания продолжается 60 дней. Таким образом, даже в случае максимально оперативного появления соответствующего указа Президента Украины выборы смогут состояться не раньше конца октября. Народные депутаты при этом будут избираться по смешанной системе (половина — в одномандатных округах, половина — по партийным спискам). Участие блоков партий в выборах запрещено, а избирательный барьер в многомандатном округе установлен на уровне 5 %.
Собственно, изменение каждой из упомянутых ключевых норм предлагалось на рассмотрение парламентариев. Так, среди предложений — сокращение срока предвыборной кампании до 45 дней, изменение целого ряда второстепенных положений, которые, впрочем, могут иметь далеко идущие последствия: усовершенствование правового статуса представителей партий в Центральной избирательной комиссии, уполномоченных лиц партий, официальных наблюдателей; изменение принципов организации деятельности избирательных комиссий; актуализация порядка подсчета голосов избирателей на избирательных участках, установления итогов и результатов выборов, составления и подписания соответствующих протоколов избирательных комиссий, транспортировки и принятия избирательной документации.
Но главные изменения, которые и стали камнем преткновения для народных депутатов Украины текущего созыва, касаются избирательной системы, по которой пройдут выборы. Так, народные депутаты Сергей Соболев, Сергей Власенко, Александр Черноволенко и Андрей Павловский предлагают проводить выборы по пропорциональной системе по открытым партийным спискам (законопроект № 4222а). «Партия выдвигает общегосударственный избирательный список с численностью не менее 100 и не более 450 кандидатов в народные депутаты. За каждым кандидатом в народные депутаты, кроме первых десяти человек в списке, обязательно закрепляется территориальный избирательный округ. Первые десять человек в списке не закрепляются за отдельным территориальным избирательным округом и обеспечивают общегосударственный характер партии. Очередность в общегосударственном избирательном списке определяется съездом партии, но может быть изменена съездом после получения партией протокола Центральной избирательной комиссии о предварительных результатах выборов. Основанием для изменения очередности может быть только количество голосов избирателей, полученное партией в конкретном территориальном избирательном округе. Если результат является положительным, то лицо может быть повышено в избирательном списке, и наоборот. Благодаря этой процедуре обеспечивается высокий уровень публичности, что гарантирует высокий уровень ответственности партии. В избирательном бюллетене, который получает избиратель, указываются первые десять человек в общегосударственном избирательном списке и кандидат в депутаты, который закреплен за соответствующим территориальным избирательным округом. К распределению мандатов допускаются партии, получившие в свою поддержку в рамках общегосударственного избирательного округа не менее пяти процентов голосов избирателей. Депутатские мандаты распределяются между общегосударственными избирательными списками от партий — субъектов избирательного процесса пропорционально количеству полученных голосов», — объясняется суть предложенных изменений в пояснительной записке к законопроекту № 4222а.
Отметим, что Сергей Соболев предлагает также альтернативный вариант (законопроект № 4470а) изменения избирательного законодательства, предусматривающий возврат к пропорциональной избирательной системе и разрешающий участвовать в выборах блокам политических партий. По такой системе выборы на Украине проходили в 2006–2007 годах. В ходе своего выступления в парламенте г-н Соболев заявил, что проходной барьер может составить всего 3 %.
Наконец народные депутаты Украины Андрей Иванчук, Анатолий Кинах и Игорь Еремеев предлагают сохранить существующую смешанную избирательную систему, но разрешить участвовать в выборах блокам (с семипроцентным проходным барьером), сократив сроки избирательной кампании (законопроект № 4471а).
Отметим, что, кроме законопроектов, изменяющих (корректирующих) избирательную систему, народные депутаты Украины отказались рассматривать и вопрос выделения дополнительного финансирования Центральной избирательной комиссии для проведения внеочередных выборов. С соответствующей инициативой выступил Кабинет Министров Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…