1 декабря 2014 года Кабинет Министров Украины принял решение внедрить новую экспериментальную процедуру по реализации арестованного имущества путем проведения электронных торгов. Этот порядок был введен только в некоторых «пилотных» регионах Украины, а именно: в г. Киеве, Винницкой, Львовской и Днепропетровской областях. В дальнейшем количество областей было увеличено. Так, в перечень «пилотных» добавлены Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Одесская, Харьковская и Черниговская области. По результатам отслеживания эффективности пилотного проекта в срок до 1 декабря 2014 года предполагается принять решение о внедрении системы на остальной территории Украины.
Министерство юстиции Украины, в свою очередь, приказом № 656/5 от 16 апреля 2014 года утвердило Временный порядок реализации арестованного имущества путем проведения электронных торгов.
Ранее реализация арестованного имущества осуществлялась в соответствии с Порядком реализации арестованного имущества, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины № 42/5 от 15 июля 1999 года, и предполагала фактическое проведение торгов с подачей письменных заявлений, присутствием на торгах, оформлением результатов торгов в письменном виде и в большинстве случаев сопровождалась судебными прениями относительно итогов торгов.
Как показывает опыт некоторых стран Европы и СНГ, реализация имущества на электронных торгах позволяет значительно увеличить полученную выручку, при этом процедура торгов становится открытой, прозрачной, исключает коррупционные проявления в данной отрасли.
Проанализировав принятые нормативно-правовые акты, в первую очередь в контексте возможности их практической реализации, а также в соотношении с ныне действующим порядком реализации арестованного имущества, можно прийти к следующим выводам.
1) Нормативно-правовое урегулирование процедуры на первый взгляд представляется эффективным.
2) Доступность перечня реализуемого имущества для пользователей интернета (процесс просмотра информации об объектах имущества (лоты) не требует регистрации, получения «ключей» и т.д.), возможность участвовать в торгах удаленно.
3) Предоставляется право непосредственного осмотра лота участником перед внесением гарантийного взноса.
4) Акт государственного исполнителя о проведенных торгах признается правоустанавливающим документом на приобретенное имущество (в случае приобретения объекта недвижимости такой акт будет являться основанием для выдачи нотариусом свидетельства о приобретении недвижимого имущества с публичных торгов, которое, в свою очередь, подтверждает право собственности на имущество).
5) Возможная минимизация проявлений коррупции при проведении торгов в связи с относительной прозрачностью и доступностью внедряемой процедуры.
1) Обязательная оплата гарантийного взноса в размере 5 % от стоимости лота участником торгов. При этом, несмотря на то что законодатель предусмотрел возможность возврата данного взноса проигравшему участнику после проведения торгов, существует риск затягивания или необоснованного уклонения от возврата этой суммы.
2) Не учтены требования законодательства (части 7 статьи 57 Закона Украины «Об исполнительном производстве») о специальных сроках реализации некоторых категорий лотов, например продуктов и других вещей, которые имеют тенденцию быстро портиться. Так, названным законом устанавливается, что данная группа товаров изымается и передается на реализацию немедленно. Однако указанные требования при регулировании порядка проведения электронных торгов не учтены.
3) Отсутствие опыта и практических навыков при пользовании системой — как у государственных органов, так и непосредственно у участников электронных торгов.
4) Необходимость использования участником торгов электронной цифровой подписи (получение которой требует обращения в аккредитованный центр сертификации) в случае, если стоимость лота составляет 100 тысяч гривен и выше.
5) Лоты, размещенные на веб-сайте для проведения электронных торгов, в частности объектов недвижимости, не всегда имеют подробное описание с фотографиями.
При этом необходимо понимать, что «пилотность» проекта имеет одно существенное преимущество: органы Министерства юстиции Украины в тех регионах, которые принимали участие в эксперименте, по результатам проведения электронных торгов обязаны предоставить предложения к процедуре в срок до 1 декабря 2014 года, после чего должно быть принято решение о внедрении процедуры электронных торгов арестованного имущества на всей территории Украины.
БОЙКО Анна — юрист МЮФ Baker & McKenzie, г. Киев,
ПОГРУЖАЛЬСКАЯ Ксения — юрист МЮФ Baker & McKenzie, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…