На Украине продолжается обсуждение концептуальных основ создания Службы финансовых расследований (СФР) — органа, который заменит налоговую милицию и в структуру которого войдут подразделения МВД и СБУ по борьбе с экономическими преступлениями. О некоторых аспектах предстоящей реформы и ее последствиях для бизнеса мы говорили с партнером АО AVER LEX Виталием Сердюком, который непосредственно специализируется по вопросам защиты бизнеса.
— В чьем подчинении должно быть досудебное следствие: исполнительной власти, прокуратуры, судебной власти?
— Деятельность органов, осуществляющих досудебное следствие, должна координироваться и направляться Кабинетом Министров Украины непосредственно через министра внутренних дел после принятия Закона Украины «Об органах внутренних дел». Прокуратура осуществляет надзор, поэтому нельзя повторно допустить и подчинение ей досудебного следствия.
— У всех на слуху создание новой структуры — Службы финансовых расследований. Какие функции будет осуществлять этот орган?
— Концепция реформирования органов внутренних дел Украины, а также законопроект «Об основах предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями и осуществлении финансового контроля» предполагают четкую модель центрального органа в сфере финансового контроля и борьбы с экономическими преступлениями. Она заключается в следующем: в структуру Службы финансовых расследований должны войти подразделения налоговой милиции и Департамент борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем Министерства доходов и сборов Украины, Государственная финансовая инспекция Украины, Главное управление по борьбе с организованной преступностью, Департамент Государственной службы борьбы с экономической преступностью Министерства внутренних дел, а также Главное управление контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ. В связи с этим создание службы предусматривает и централизацию полномочий, и единую систему привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения, и предотвращение незаконного контроля бизнеса и получения вознаграждения.
Основными задачами СФР будут: предупреждение совершения экономических правонарушений, организация и ведение борьбы с экономическими правонарушениями для обеспечения экономической безопасности Украины, защита финансового потенциала, законных финансово-экономических интересов государства, территориальных общин, субъектов хозяйствования всех форм собственности и прав граждан, а также осуществление финансового контроля. Для определения полномочий центрального органа предлагается внести изменения относительно подследствености в статью 216 Уголовного процессуального кодекса и в Кодекс Украины об административных правонарушениях, а именно: «Нарушение условий выдачи векселей» (статья 16312), «Нарушение бюджетного законодательства» (статья 16412), «Нарушение законодательства при совершении закупки товаров, работ и услуг за государственные средства» (статья 16414). Также Службе финансовых расследований Украины для выполнения возложенных на нее задач передаются функции как налоговой милиции, так и органов Министерства внутренних дел Украины и органов Службы безопасности Украины относительно осуществления предварительного расследования преступлений в сфере хозяйственной деятельности.
— Кто выступил инициатором создания СФР? Как эта идея воспринята органами, полномочия которых урезаются?
— Инициатором реформирования выступил премьер-министр Украины Арсений Яценюк, идейным вдохновителем создания службы стал заместитель министра доходов и сборов Владимир Хоменко, а презентовал Концепцию будущей СФР министр юстиции Павел Петренко.
При этом идею создания единого центрального органа поддержали сотрудники соответствующих органов, которые будут входить в СФР, так как есть надежда на надлежащее финансирование, которое повысит их материальное содержание, что положительно отразится на отношении к должностным обязанностям.
— Расследованием каких правонарушений будет заниматься СФР?
— Указанная Служба призвана стать единственным органом, уполномоченным на проведение досудебного расследования преступлений в сфере хозяйственной деятельности, в частности, таких, как уклонение от уплаты налогов, сборов, обязательных платежей (статья 212 Уголовного кодекса (УК) Украины), легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (статья 209 УК Украины), фиктивное предпринимательство (статья 205 УК Украины) и др. Вместе с тем, исходя из предложенной Концепции, неопределенным остается вопрос подследственности уголовных правонарушений, отнесенных законодателем к категории преступлений против собственности и (или) преступлений в сфере служебной деятельности, но таких, которые по характеру совершенного конкретного уголовного преступления непосредственно связаны с осуществлением хозяйственной деятельности.
—Чем чревато создание СФР для бизнеса? Станет ли она панацеей от «произвола» государства в отношении бизнесменов?
— Сегодня деятельность бизнесмена находится под контролем целого ряда госорганов. Суть их работы сводится к следующему: после того как определено нарушение, или якобы нарушение, бизнесмен понес ответственность то ли путем уплаты средств в государственный бюджет, то ли путем прохождения длительных следственных процедур и доказал свою невиновность, часто дело в отношении этого бизнесмена передавалось «по эстафете» в следующую организацию, которая, к примеру, квалифицировала его действия не как нарушение налогового законодательства, а как нарушение порядка ведения хозяйственной деятельности, и такому бизнесмену предстояло заново защищать свои права. После реформирования есть надежда, что вести бизнес и юридически защищать его будет легче, так как схемы контроля легальных и нелегальных бизнесов будут разрушены, а руководящий состав изменен.
Создание вместо налоговой милиции отдельного органа, уполномоченного на проведение расследования уголовно наказуемых нарушений налогового законодательства, поможет в решении вопроса предвзятости и односторонности проведения досудебного следствия, но безоговорочные утверждения о возможности избежания дублирования полномочий и, соответственно, облегчения «нагрузки» на бизнес являются несколько призрачными, поскольку такие проверки не ограничиваются вопросами расследования уголовных правонарушений в сфере хозяйственной деятельности.
— Что изменится в работе юридических защитников?
— Ожидаем, что принципы отбора сотрудников, единая, четко интегрированная система руководства позволят уменьшить количество нарушений прав граждан, предприятий и реально обеспечат возможность реализовать механизмы защиты. Также надеемся, что будет искоренена пагубная практика, когда сотрудник налоговой службы настоятельно предлагает работать исключительно с государственной конвертационной площадкой, при этом лица, которые отказываются работать, имеют негативные последствия в виде проверок, доначислений и т.д., и будет поставлена точка в «крышевании», «решении» вопроса за деньги, привязке результатов расследования уголовного дела к определенному финансовому результату.
— Какие критерии, по вашему мнению, станут определяющими для эффективного выполнения СФР возложенных на нее задач?
— Эффективность работы службы будет зависеть от следующих критериев: четких и прозрачных правил набора сотрудников, возможности прямого общественного контроля деятельности службы, а также четкого механизма привлечения к ответственности.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…