Таможня не отдает добро — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №25 (861) » Таможня не отдает добро

Таможня не отдает добро

Правила таможенного оформления импортируемых товаров таковы, что даже если вы в корне не согласны с решением таможенного органа относительно таможенной стоимости перемещаемого груза, чтобы его ввезти, сначала полагается уплатить то, что припишет таможня, а затем оспаривать решение. Если в конечном итоге удастся доказать, что правда на стороне налогоплательщика, то сумму чрезмерно уплаченных налогов и сборов полагается вернуть. Но до недавнего времени таможенные органы пользовались законодательной коллизией с целью затруднить возврат денег. Теперь же суды имеют четкую инструкцию действий при возникновении таких споров. Она следует из постановления коллегии судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины (ВСУ) от 15 апреля 2014 года по делу № 21-21а14 по иску ПАО «П» к Днепропетровской таможне Министерства доходов и сборов Украины (Таможня) и Главному управлению Государственного казначейства Украины в г. Киеве (Казначейство) о признании противоправным решения, отмене карточки отказа и взыскании средств.

Свой иск о признании противоправным решения Таможни об определении таможенной стоимости товаров, отмене выданной Таможней карточки отказа в принятии таможенной декларации, таможенном оформлении или пропуске товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины; взыскании из государственного бюджета Украины в лице казначейства средств на возмещение вреда в виде чрезмерно уплаченного налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 12 202,87 грн и чрезмерно уплаченной ввозной пошлины в размере 2 905,44 грн ПАО «П» обосновывало противоправностью действий Таможни относительно самостоятельного определения таможенной стоимости товара и необоснованного истребования у истца дополнительных документов в подтверждение таможенной стоимости товара.

Днепропетровский окружной административный суд постановлением от 22 декабря 2010 года исковые требования удовлетворил полностью: в частности, постановил взыскать из государственного бюджета Украины в лице Казначейства 12 202,87 грн чрезмерно уплаченного НДС и 2 905,44 грн чрезмерно уплаченной ввозной пошлины.

Днепропетровский апелляционный административный суд постановлением от 7 июля 2011 года постановление суда первой инстанции отменил и принял новое, которым исковые требования удовлетворил частично, отказав во взыскании из госбюджета чрезмерно уплаченных НДС и ввозной пошлины. Высший административный суд Украины (ВАСУ) постановлением от 17 сентября 2013 года решение апелляционного суда отменил, а решение суда первой инстанции оставил без изменений.

В заявлении о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины на основании неодинакового применения норм материального права, повлекшего принятие разных решений в подобных правоотношениях, Таможня просит отменить постановление ВАСУ от 17 сентября 2013 года и принять новое решение, которым постановление Днепропетровского апелляционного административного суда от 7 июля 2011 года оставить без изменений.

В рассматриваемом деле кассационный суд, оставляя решение суда первой инстанции без изменений в части взыскания из госбюджета в лице Казначейства средств в виде излишне уплаченных НДС и ввозной пошлины, исходил из того, что в соответствии с частью 6 статьи 264 Таможенного кодекса (ТК) Украины в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, в случае если после уплаты декларантом налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с таможенной стоимостью товаров, определенной таможенным органом, будет принято решение о применении таможенной стоимости, заявленной декларантом, сумма излишне уплаченных налогов и сборов (обязательных платежей) возвращается декларанту в месячный срок со дня принятия решения в порядке, предусмотренном законодательством.

В то же время в постановлении ВАСУ, поданном для сравнения как подтверждение неодинакового применения одних и тех же норм материального права, кассационный суд, отказывая в удовлетворении исковых требований в части такого же взыскания, пришел к выводу, что Порядок возврата налогоплательщикам средств, учитываемых на соответствующих счетах таможенного органа как предоплата, и таможенных и других платежей, ошибочно и/или излишне уплаченных в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется таможенными органами, утвержденный приказом Государственной таможенной службы Украины от 20 июля 2007 года (Порядок возврата), и Порядок взаимодействия таможенных органов с органами Государственного казначейства Украины в процессе возврата из государственного бюджета Украины ошибочно и/или излишне зачисленных в бюджет таможенных и других платежей, контроль за взиманием которых возлагается на таможенные органы, утвержденный совместным приказом Государственной таможенной службы Украины и Государственного казначейства Украины от 20 июля 2007 года (Порядок взаимодействия), устанавливают порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей, которого истец не придерживался. Кроме того, судами не были установлены размеры излишне уплаченных платежей и зачисление их в бюджет (и в какой именно). Все это не дает возможности в судебном порядке взыскать спорные таможенные платежи.

Кроме того, в определении от 3 июля 2008 года ВАСУ пришел к выводу, что в соответствии с пунктом 7.4 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (действовавшего на момент возникновения спора) ввозная грузовая таможенная декларация, по которой истец уплатил НДС в бюджет, является основанием для формирования налогового кредита и последующего получения бюджетного возмещения налога. Таким образом, попытка истца в судебном порядке взыскать уплаченную им сумму налога фактически является попыткой получить двойное возмещение НДС из государственного бюджета Украины. Причем нормы Закона о НДС вообще не определяют случаев возврата излишне уплаченных сумм налога, а основанием для их возмещения из бюджета в соответствии с нормами подпункта 7.7.3 пункта 7.7 статьи 7 являются только данные налоговой декларации.

Пересматривая настоящее дело, ВСУ пришел к выводу об обоснованности заявления Таможни, исходя из следующего.

Согласно части 6 статьи 264 ТК Украины, в случае если после уплаты декларантом налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с таможенной стоимостью товаров, определенной таможенным органом, будет принято решение о применении таможенной стоимости, заявленной декларантом, сумма излишне уплаченных налогов и сборов (обязательных платежей) возвращается декларанту в месячный срок со дня принятия решения в порядке, предусмотренном законодательством.

Именно Порядок возврата определяет процедуру возврата налогоплательщикам средств, которые учитываются на соответствующих счетах таможенного органа как предоплата, таможенных и других платежей, ошибочно и/или излишне уплаченных в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется таможенными органами, в том числе в случаях, указанных в статье 264 ТК Украины.

Для возврата из госбюджета таких платежей, согласно абзацам 1, 2 пункта 1, пунктам 2, 3, 4 раздела III Порядка возврата, налогоплательщиком в общий отдел таможенного органа, осуществлявшего оформление таможенной декларации, подается заявление произвольной формы, подписанное руководителем и главным бухгалтером субъекта хозяйственной деятельности или физическим лицом.

Такое заявление может быть подано не позднее 1095-го дня, следующего за днем зачисления средств в государственный бюджет Украины.

Отдел таможенных платежей таможенного органа проверяет факт перечисления таможенных и других платежей с соответствующего счета в госбюджет и наличие переплаты, а также готовит заключения о возврате излишне зачисленных в бюджет таможенных и других платежей.

Вместе с тем взаимоотношения таможенных органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возврата ошибочно и/или излишне зачисленных в бюджет таможенных и других платежей, контроль за взиманием которых возлагается на таможенные органы, регламентировались Порядком взаимодействия.

В соответствии с пунктом 2 этого Порядка возврат ошибочно и/или излишне зачисленных в бюджет таможенных и других платежей осуществляется на основании заключения таможенного органа, осуществлявшего оформление таможенной декларации, составленного по заявлению налогоплательщика.

Согласно пункту 7 Порядка взаимодействия, на основании полученного вывода о возврате соответствующий орган Государственного казначейства Украины готовит платежные документы на перечисление средств со счета по учету доходов государственного бюджета на счет, указанный в заключении о возврате, и в течение пяти рабочих дней с даты получения заключения осуществляет возврат средств из бюджета.

Следовательно, Порядок взаимодействия основным условием возврата средств определяет обязательную их уплату и зачисление в бюджет.

С учетом изложенного ВСУ признал, что законодательством в соответствии с частью 6 статьи 264 ТК Украины определен механизм возврата налогоплательщикам средств, ошибочно и/или излишне уплаченных в бюджет, а потому на основании анализа приведенных выше норм права пришел к правовому выводу о том, что в случае если после уплаты декларантом налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с таможенной стоимостью товаров, определенной таможенным органом, будет принято решение о применении таможенной стоимости, заявленной декларантом, сумма излишне уплаченных налогов и сборов (обязательных платежей) возвращается декларанту в порядке, предусмотренном Порядком возврата и Порядком взаимодействия, на основании его заявления и в месячный срок со дня принятия заключения таможенного органа, осуществлявшего оформление таможенной декларации, о возврате из госбюджета ошибочно и/или излишне зачисленных в бюджет таможенных и других платежей, контроль за взиманием которых возлагается на таможенные органы.

При этом таможенные органы имеют исключительную компетенцию в вопросах проверки, контроля правильности исчисления декларантом и определения таможенной стоимости. Таким образом, суд, вынося решение о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей, фактически определяет таможенную стоимость ввозимого товара, чем подменяет таможенный орган.

Учитывая изложенное, ВСУ отменил постановление ВАСУ от 17 сентября 2013 года, а дело направил на новое кассационное рассмотрение.  

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государство и юристы

Новости законотворчества

Газовые месторождения предложено национализировать

Государство и юристы

Нормы правления

Образец для поражения

Служебное расследование

Кадровые постановки

Судонастроение

Государство и юристы

Новости законотворчества

Обязанности глав секретариатов ВККС и ВСЮ временно расширят

Разработана новая редакция антикоррупционного закона

Документы и аналитика

Операция с ликвидацией

Механизм неисполнения

Книжная полка

Итоговый расчет

Новости юридических фирм

Частная практика

В. Ратушняк представил изменения в Закон «Об автомобильном транспорте»

МЮФ Integrites выступила юридическим советником ТД «Левада»

В Киеве состоялся экспертный семинар IBA «Международные тенденции и стандарты в сделках M&A»

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник ЕБРР по предоставлению финансирования «Укрграфиту»

Юристы FCLEX защитили интересы компании «Восток-Руда»

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила интересы ПАО «Сумыхимпром»

Отрасли практики

Трансфертное средство

Деление без осадка

С позволения отказать

Сила оттока

Вреда обитание

Экстренный вызов

Решения недели

Судебная практика

Действительный договор

Меры не освобождают

Монопольный субъект

Самое важное

Факторинг риска

Евроведение

Налоговики «передумали»

Неоднородное дело

Автономная публика

В основе — достоинство

Судебная практика

Урочный вклад

Защита трудна

Таможня не отдает добро

Дружественное урегулирование

Судебная практика

Судебные решения

Условия передачи в аренду земельного участка, находящегося в коммунальной собственности

О нюансах реструктуризации задолженности за газ

Тема номера

Связать приложения

Продление контакта

Общественное сомнение

Частная практика

DAV на Украине

Превентивная сфера

Інші новини

PRAVO.UA