Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 15 августа 2018 года, 07:48

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Судебная практика

№ 22 (858) Уголовное право и процессот 03/06/14 (Судебная практика)

Когда земельный участок не может передаваться без заключения экологической экспертизы

 

При принятии органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка под строительство объекта, представляющего повышенную экологическую опасность (в частности, автозаправочного комплекса), которое является одновременно разрешением на строительство этого объекта, наличие заключения экологической экспертизы обязательно

21 мая 2014 года коллегия судей Высшего административного суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы заместителя прокурора г. Киева, гр-на А., гр-на О., гр-на И., гр-на У. и Министерства экологии и природных ресурсов Украины на постановление Окружного административного суда г. Киева от 25 сентября 2013 года и определение Киевского апелляционного административного суда от 20 января 2014 года по делу по иску заместителя прокурора г. Киева в интересах государства в лице Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Киевского городского совета, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «А» (ООО «А»), о признании противоправным и отмене решения, установила следующее.

Заместитель прокурора г. Киева в интересах государства в лице Министерства экологии и природных ресурсов Украины обратился в суд с иском к Киевскому городскому совету, третье лицо: ООО «А», о признании противоправным и отмене решения.

Постановлением Окружного административного суда г. Киева от 25 сентября 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Определением Киевского апелляционного административного суда от 20 января 2014 года постановление Окружного административного суда г. Киева от 25 сентября 2013 года оставлено без изменений.

Не соглашаясь с принятыми по делу решениями судов, заместитель прокурора г. Киева, гр-н А., гр-н О., гр-н И., гр-н У. и Министерство экологии и природных ресурсов Украины обратились в Высший административный суд Украины с кассационными жалобами, в которых ссылаются на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просят решения судов предыдущих инстанций отменить и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

Заслушав доклад судьи относительно обстоятельств, необходимых для принятия решения судом кассационной инстанции, проверив доводы кассационных жалоб, правильность правовой оценки обстоятельств по делу и применения судами норм материального и процессуального права, коллегия судей считает, что кассационные жалобы подлежат удовлетворению на таких основаниях.

Судами установлено, что решением Киевского городского совета № * от 15 июля 2004 года «О продаже земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «А» для строительства, эксплуатации и обслуживания автозаправочного комплекса на пересечении улиц Вышгородской и Резервной в Оболонском районе г. Киева» ООО «А» продан земельный участок площадью 0,3342 га, на основании чего 30 сентября 2004 года между Киевским городским советом и ООО «А» заключен договор купли-продажи указанного земельного участка и Главным управлением земельных ресурсов исполнительного органа Киевского городского совета 16 марта 2005 года выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок № **.

Считая решение Киевского городского совета № * от 15 июля 2004 года «О продаже земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «А» для строительства, эксплуатации и обслуживания автозаправочного комплекса на пересечении улиц Вышгородской и Резервной в Оболонском районе г. Киева» не соответствующим требованиям градостроительного, земельного, экологического и природоохранного законодательства, заместитель прокурора г. Киева в интересах государства в лице Министерства экологии и природных ресурсов Украины обжаловал его в суде.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды предыдущих инстанций исходили из того, что решение Киевского городского совета № * от 15 июля 2004 года принято в пределах полномочий, на основании и способом, предусмотренным законодательством.

Коллегия судей Высшего административного суда Украины не соглашается с таким выводом судов с учетом следующего.

Согласно статье 19 Конституции Украины, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

В соответствии со статьей 128 Земельного кодекса (ЗК) Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица, заинтересованные в приобретении земельных участков в собственность, подают заявление (ходатайство) в соответствующий орган исполнительной власти или сельский, поселковый, городской совет. В заявлении указываются желаемое месторасположение земельного участка, целевое назначение и его размер.

Согласно положениям статьи 3 Закона Украины «Об основах градостроительства» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), объектами градостроительства являются, в частности, здания и сооружения, их комплексы.

В соответствии со статьей 22 Закона Украины «Об основах градостроительства» застройка земельных участков, предоставляемых для градостроительных нужд, осуществляется после возникновения права собственности или права пользования земельным участком в предусмотренном законом порядке и получения разрешения на выполнение строительных работ.

Согласно статье 24 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), физические и юридические лица, имеющие намерение осуществить строительство объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов, Киевской и Севастопольской городской государственной администрации, если такие полномочия им делегированы соответствующими советами, разрешение на строительство объекта градостроительства (разрешение на строительство).

В случае принятия сельским, поселковым или городским советом решения о предоставлении земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для размещения объекта градостроительства в порядке, определенном земельным законодательством, указанное решение одновременно является разрешением на строительство этого объекта.

Разрешение на строительство дает заказчикам право на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ и получение разрешения на выполнение строительных работ в порядке, определенном этим Законом.

В соответствии со статьей 26 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» проведение экологической экспертизы является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние окружающей природной среды.

Статьей 29 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что заключение государственной экологической экспертизы после утверждения специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов является обязательным для исполнения.

Реализация программ, проектов и решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается.

Согласно статье 7 Закона Украины «Об экологической экспертизе» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) объектами экологической экспертизы являются проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических ­нормативов, негативному влиянию на состояние окружающей природной среды.

Частью 2 статьи 12 Закона Украины «Об экологической экспертизе» предусмотрено, что заключения государственной экологической экспертизы являются обязательными для исполнения. При принятии решения о дальнейшей реализации объектов экологической экспертизы заключения государственной экологической экспертизы учитываются наравне с другими видами государственных экспертиз.

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза организуется и проводится эколого-экспертными подразделениями, специализированными учреждениями, организациями или специально создаваемыми комиссиями специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов, его органов на местах с привлечением других органов государственной исполнительной власти.

Осуществление государственной экологической экспертизы является обязательным для видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность. Перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Согласно Перечню видов деятельности, представляющих повышенную экологическую опасность, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля 1995 года № 554, к таким видам деятельности относятся автозаправочные станции.

В соответствии со статьей 39 Закона Украины «Об экологической экспертизе» заключения государственной экологической экспертизы должны содержать оценку экологической допустимости и возможности принятия решений по объекту экологической экспертизы и учитывать социально-экономические последствия.

Положительные заключения государственной экологической экспертизы после утверждения их специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов или его органами на местах являются основанием для открытия финансирования проектов и программ или деятельности.

Реализация проектов и программ или деятельности без положительных заключений государственной экологической экспертизы запрещается.

Согласно части 1 статьи 40 вышеупомянутого Закона, положительное заключение государственной экологической экспертизы является действительным в течение трех лет со дня его выдачи.

С учетом указанного при принятии органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка под строительство объекта, представляющего повышенную экологическую опасность (в частности, автозаправочного комплекса), которое является одновременно разрешением на строительство этого объекта, наличие заключения экологической экспертизы обязательно.

Как установлено судами, обжалованное решение о продаже земельного участка ООО «А» для строительства, эксплуатации и обслуживания автозаправочного комплекса, который является объектом, представляющим повышенную экологическую опасность, принято ответчиком 15 июля 2004 года без заключения экологической экспертизы.

Вместе с тем, установив, что экологическая экспертиза ООО «А» автозаправочной станции на пересечении улиц Выш­городской и Резервной в Оболонском районе г. Киева на момент принятия обжалуемого решения о продаже земельного участка для строительства автозаправочного комплекса не проводилась, и положительное заключение не предоставлялось, суды пришли к ошибочному выводу о том, что наличие такого заключения не является обязательным.

В соответствии со статьей 229 Кодекса административного судопроизводства Украины суд кассационной инстанции вправе отменить судебные решения судов первой и апелляционной инстанции и принять новое решение, если обстоятельства дела установлены правильно и полно, но при этом суды допустили нарушения норм материального права, что привело к принятию незаконного решения.

Учитывая то, что по делу не требуется сбор или дополнительная проверка доказательств, коллегия судей Высшего административного суда Украины пришла к выводу о целесообразности отмены принятых по делу решений и принятии нового постановления об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 220, 221, 229, 230, 232 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия судей постановила:

— кассационные жалобы заместителя прокурора г. Киев, гр-на А., гр-на О., гр-на И., гр-на У. и Министерства экологии и природных ресурсов Украины удовлетворить;

— постановление Окружного административного суда г. Киева от 25 сентября 2013 года и определение Киевского апелляционного административного суда от 20 января 2014 года по делу по иску заместителя прокурора г. Киева в интересах государства в лице Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Киевского городского совета, третье лицо: ООО «А», о признании противоправным и отмене решения отменить;

— принять новое постановление, которым исковые требования удовлетворить;

— признать противоправным и отменить решение Киевского городского совета № * от 15 июля 2004 года.

Постановление обжалованию не подлежит, но может быть пересмотрено Верховным Судом Украины на основаниях, в сроки и в порядке, которые предусмотрены статьями 237–2391 Кодекса административного судопроизводства Украины.

 

(Постановление Высшего административного суда Украины от 21 мая 2014 года. Дело № 2а-6767/11/2670. Председательствующий — Чумаченко Т.А. Судьи — Голяшкин О.В., Сорока Н.А.)



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 22 (858) от 03/06/14 Текущий номер

Уголовное право и процесс

№ 22 (858)
В фокусе: ВХСУ

Кратное содержание

Государство и юристы

Иду на ВАС

Тема номера:

С вещами не выход

Частная практика

Сетевой маркетинг

Какую книгу вы хотели бы написать?

монографию

мемуары\биографическую

художественную о юристах

художественную не о юристах

научно-популярную о юриспруденции

детскую

кулинарную

сборник кроссвордов

которую издадут

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА