Налоговое время — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №14 (850) » Налоговое время

Налоговое время

Рубрика Тема номера

27 марта 2014 года Генеральной ассамблеей ООН принята резолюция о территориальной целостности Украины, в которой сказано, что «референдум, проведенный в Автономной Республике Крым и городе Севастополе 16 марта 2014 года, не имеет законной силы и не может быть основой для любого изменения статуса Автономной Республики Крым или города Севастополя».

Верхняя палата Федерального собрания России 21 марта 2014 года ратифицировала межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.

В этот же день Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным были подписаны соответствующие законы:

— Федеральный закон Российской Федерации «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» № 36-ФЗ (ФЗ РФ № 36-ФЗ «О ратификации Договора о принятии Крыма в состав России»);

— Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ (ФКЗ РФ № 6-ФКЗ «О принятии Крыма в состав России»).

Таким образом, по мнению правительства России, с момента вступления в силу указанных выше законов Автономная Республика Крым и город с особым статусом Севастополь перестают быть частью Украины и становятся частью России — Республикой Крым и городом федерального значения Севастополь соответственно.

Правительство Украины и мировое сообщество осудило действия России по аннексии Крыма, не признав тем самым законность выхода полуострова из состава Украины.

Прерванное соединение

Спорный характер территории полуострова помимо геополитических и социальных вопросов породил множество вопросов и в юридической плоскости.

Наверняка плательщиков налогов интересует: по какому законодательству необходимо уплачивать налоги и в какой бюджет; нужно ли крымским компаниям платить НДС при сотрудничестве с российскими; как быть украинским компаниям, у которых в Крыму открыты филиалы.

Поскольку Украина не признала независимость Крыма и его присоединение к России, де-юре территория полуострова находится в налоговой юрисдикции Украины. Следовательно, физические и юридические лица в вопросах налогообложения обязаны руководствоваться действующим украинским законодательством.

С целью подтверждения статуса Крыма в составе Украины 20 марта 2014 года Верховный Совет Украины принял Декларацию о борьбе за освобождение Украины и проголосовал в первом чтении за законопроект «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины».

Указанные нормативно-правовые акты подтверждают намерения Украины бороться за освобождение оккупированной территории Крыма, провозглашают гарантии прав физических и юридических лиц на этой территории, однако никоим образом не касаются вопросов налогообложения.

Следует отметить, что Министерство доходов и сборов Украины, понимая всю сложность и неординарность сложившейся ситуации, уже заявило о введении механизма, который позволит жителям Крыма и крымскому бизнесу продолжить работать и платить налоги в соответствии с законодательством Украины. Об этом 20 марта 2014 года заявил первый заместитель министра доходов и сборов Украины Игорь Билоус.

При этом ознакомиться с анонсированным механизмом уплаты налогов, сборов и обязательных платежей на данный момент невозможно в силу его отсутствия в доступных информационных источниках.

Сейчас Министерство доходов и сборов Украины на своем информационном портале опубликовало лишь рекомендации, в которых плательщикам налогов предлагают перерегистрировать свой бизнес на территории любой области Украины или города Киева.

К сожалению, вышеизложенные шаги украинской власти не подкреплены законодательно, а также не дают плательщикам налогов, которые решили остаться на полуострове или не могут его покинуть, четкого руководства к действию.

Следует также подчеркнуть, что в связи со сложившейся ситуацией руководствоваться де-факто законами Украины на территории Крыма налогоплательщикам будет крайне затруднительно.

В автономном режиме

В свою очередь новое руководство Крыма с первых же дней своей «легитимной» деятельности начало формировать фактически самостоятельную налоговую систему полуострова, постепенно интегрируя ее в налоговую систему Российской Федерации.

В течение марта 2014 года Верховным Советом АР Крым принят ряд постановлений, так или иначе регулирующих вопросы, связанные с налогообложением деятельности крымчан:

— «О независимости»;

— «О функционировании бюджетной системы на территории Автономной Республики Крым»;

— «О порядке использования официальной валюты при осуществлении всех видов платежей на территории Республики Крым»;

— «Об отмене штрафных и финансовых санкций»;

— «Об утверждении Временного положения о Налоговой службе Автономной Республики Крым».

Помимо указанных выше нормативно-правовых актов, вопросы налогообложения деятельности в Крыму регулируются статьей 15 ФКЗ РФ № 6-ФКЗ «О принятии Крыма в состав России».

Перечисленные нормативно-правовые акты устанавливают, что до 1 января 2015 года на территории Крыма действует переходный период, в соответствии с которым:

— не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховного Совета Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года;

— с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года действуют положения Налогового кодекса Украины в редакции по состоянию на 17 марта 2014 года, которые не противоречат постановлению «О функционировании бюджетной системы на территории Автономной Республики Крым»;

— с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года все вопросы, связанные с налогообложением на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, регулируются нормативными правовыми актами правительства Республики Крым;

— с 17 марта 2014 года доходные источники, определенные статьями 29–30 Бюджетного кодекса Украины (отнесенные к доходам государственного бюджета), а также другие налоги и сборы, которые в соответствии с действующим законодательством Украины подлежат перечислению в бюджет и не отнесены к доходам местных бюджетов, зачисляются на доходные счета по учету средств бюджета Автономной Республики Крым;

— с 20 марта 2014 года по 1 мая 2014 года введен мораторий на применение штрафных и финансовых санкций за нарушение сроков оплаты платежей (в последующем планируется их списание);

— законодательство Российской Федерации о налогах и сборах будет применяться на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

Также 2 февраля 2014 года Министерство финансов Российской Федерации подготовило и направило правительству проект «дорожной карты» по интеграции Крыма и Севастополя в налоговую систему РФ.

Если предложенный проект «дорожной карты» будет принят правительством России, налогоплательщиков Крыма ожидает:

а) изменение ставок основных налогов Крыма весной 2014 года, несмотря на общий принцип перехода на налоговое законодательство Российской Федерации лишь в 2015 году:

— с 1 мая 2014 года украинская ставка НДС (20 %) будет снижена до российской — 18 % и 10 % (для льготных категорий товаров), при этом до 31 декабря 2014 года НДС будет начисляться в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины,

— с 1 апреля 2014 года будет применяться 13-процентная ставка налога на доходы физических лиц вместо украинских 15 % (для месячных доходов, не превышающих десять минимальных зарплат) и 17 % (для сумм выше этого порога),

— с 1 апреля 2014 года налог на прибыль будет повышен до 20 %;

б) все жители Крыма и Севастополя, являвшиеся на 18 марта 2014 года налоговыми резидентами Украины, становятся и резидентами РФ, несмотря на то, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации все прожившие на территории РФ менее 183 дней считаются нерезидентами и платят НДФЛ по ставке 30 %;

в) инвентаризация будущих доходов и расходов, подлежащих восстановлению или списанию из-за различия старых и новых правил по налогу на прибыль;

г) до 1 января 2015 года акцизы на территории Крыма будут взиматься согласно Налоговому кодексу Украины.

Таким образом, российские власти намерены в кратчайшие сроки интегрировать налоговую систему Крыма в налоговую систему РФ.

Так или иначе до окончательного определения правового статуса Крыма (в составе Российской Федерации или Украины) все вопросы, связанные с налогообложением деятельности на полуострове, решены не будут.

 

ЛАЗЕБНЫЙ Дмитрий — старший юрист ЮФ ILF, г. Киев


Мнение

Отложенный платеж

Андрей СИДОРЕНКО,
юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

Несмотря на то что Крым занимает большую часть в информационном поле, очень мало информации поступает из украинских официальных источников о текущем состоянии дел. Для того чтобы понимать, платит ли Крым налоги на Украине, надо получить такую информацию от уполномоченного органа — пока это все еще не ликвидированное Министерство доходов и сборов Украины (Миндоходов).

Учитывая стремительность действий самопровозглашенных крымских властей при содействии Российской Федерации, можно предположить, что большинство, если не все, территориальных отделений Миндоходов не подчиняются Киеву. В такой ситуации возможности крымского бизнеса по подаче отчетности и уплате налогов в соответствии с законодательством Украины сильно ограничены.

Чтобы соответствовать законодательству Украины, крымский бизнес может подавать отчетность электронными средствами связи (только Миндоходов может знать, какой процент крымского бизнеса пользуется электронным декларированием и сколько деклараций подано за первый квартал 2014 года). К слову, граничный срок подачи налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за первый квартал 2014 года — 12 мая 2014 года.

Но даже при наличии поданной электронной декларации перед бизнесом стоит вопрос осуществления налоговых платежей. Такие платежи могут стать невозможными, если крымские банки откажутся проводить платежи в гривне либо в пользу украинского бюджета. Теоретически крымский бизнес смог бы платить налоги в соответствии с законодательством Украины при соблюдении следующих условий: 1) подачи электронной отчетности и 2) наличия достаточных средств в украинских банках (но не в крымских отделениях). К сожалению, крымских компаний, которые соответствуют двум условиям, не так уж и много.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Диапазон чистоты

Государство и юристы

Тест на редакцию

Государство и юристы

Новости законотворчества

Нововведения на денежно-кредитном рынке

Основания лишения депутатских мандатов расширят

Определен порядок уничтожения испорченных бланков нотариусами

Государство и юристы

Посыл доброй воли

Книжная полка

Конструктивное обобщение

Неделя права

Спешка к месту

Плохое поведение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Сколько стоит стать юристом в США

Неделя права

Съездные баталии

Определены победители I Всеукраинского турнира по классическим судебным дебатам по гражданскому и земельному праву

Планы в действии

Новости из зала суда

Судебная практика

Украина не должна выплачивать РФ долг корпорации ЕЭСУ

Апелляционный суд рассмотрит жалобу на арест Д. Бугая

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует Amtel Properties в сделке с ЕБРР

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы ПАО «Лисичанскнефтепродукт»

«Астерс» названа лучшей юридической фирмой 2014 года на Украине по версии Who’s Who Legal

АФ «Династия» защитила интересы казахской компании

Отрасли практики

Вместо посадки

Публичное отступление

Не шутки

Рабочий график

Дать Форум

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Потребители разочарованы?

Присяги не нарушил

ВСЮ — не вышестоящая инстанция

Самое важное

Вопрос времени

Дорогое лечение

Судебная практика

Судебные решения

До вступления в силу решения по уголовному делу органы ГНС не могут направлять уведомления-решения

Таможня должна обосновывать свои решения

Судебная практика

Простор для творчества

Иск по карте

Выходите без разрешения

Судебная практика

Судебные решения

Нюансы расчета служебного стажа для получения денежной компенсации за неиспользованный отпуск

Уменьшая размер неустойки, суд не может уменьшить размер инфляционных и 3 % годовых

Судебная практика

Чистые муки

Тема номера

Налоговое время

Положение обвязывает

Обездвиженное имущество

Нездоровый подход

КРЫМинальный процесс

Частная практика

Спор средств

Глобальный опрос

Інші новини

PRAVO.UA