27 марта 2014 года Генеральной ассамблеей ООН принята резолюция о территориальной целостности Украины, в которой сказано, что «референдум, проведенный в Автономной Республике Крым и городе Севастополе 16 марта 2014 года, не имеет законной силы и не может быть основой для любого изменения статуса Автономной Республики Крым или города Севастополя».
Верхняя палата Федерального собрания России 21 марта 2014 года ратифицировала межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.
В этот же день Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным были подписаны соответствующие законы:
— Федеральный закон Российской Федерации «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» № 36-ФЗ (ФЗ РФ № 36-ФЗ «О ратификации Договора о принятии Крыма в состав России»);
— Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ (ФКЗ РФ № 6-ФКЗ «О принятии Крыма в состав России»).
Таким образом, по мнению правительства России, с момента вступления в силу указанных выше законов Автономная Республика Крым и город с особым статусом Севастополь перестают быть частью Украины и становятся частью России — Республикой Крым и городом федерального значения Севастополь соответственно.
Правительство Украины и мировое сообщество осудило действия России по аннексии Крыма, не признав тем самым законность выхода полуострова из состава Украины.
Спорный характер территории полуострова помимо геополитических и социальных вопросов породил множество вопросов и в юридической плоскости.
Наверняка плательщиков налогов интересует: по какому законодательству необходимо уплачивать налоги и в какой бюджет; нужно ли крымским компаниям платить НДС при сотрудничестве с российскими; как быть украинским компаниям, у которых в Крыму открыты филиалы.
Поскольку Украина не признала независимость Крыма и его присоединение к России, де-юре территория полуострова находится в налоговой юрисдикции Украины. Следовательно, физические и юридические лица в вопросах налогообложения обязаны руководствоваться действующим украинским законодательством.
С целью подтверждения статуса Крыма в составе Украины 20 марта 2014 года Верховный Совет Украины принял Декларацию о борьбе за освобождение Украины и проголосовал в первом чтении за законопроект «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины».
Указанные нормативно-правовые акты подтверждают намерения Украины бороться за освобождение оккупированной территории Крыма, провозглашают гарантии прав физических и юридических лиц на этой территории, однако никоим образом не касаются вопросов налогообложения.
Следует отметить, что Министерство доходов и сборов Украины, понимая всю сложность и неординарность сложившейся ситуации, уже заявило о введении механизма, который позволит жителям Крыма и крымскому бизнесу продолжить работать и платить налоги в соответствии с законодательством Украины. Об этом 20 марта 2014 года заявил первый заместитель министра доходов и сборов Украины Игорь Билоус.
При этом ознакомиться с анонсированным механизмом уплаты налогов, сборов и обязательных платежей на данный момент невозможно в силу его отсутствия в доступных информационных источниках.
Сейчас Министерство доходов и сборов Украины на своем информационном портале опубликовало лишь рекомендации, в которых плательщикам налогов предлагают перерегистрировать свой бизнес на территории любой области Украины или города Киева.
К сожалению, вышеизложенные шаги украинской власти не подкреплены законодательно, а также не дают плательщикам налогов, которые решили остаться на полуострове или не могут его покинуть, четкого руководства к действию.
Следует также подчеркнуть, что в связи со сложившейся ситуацией руководствоваться де-факто законами Украины на территории Крыма налогоплательщикам будет крайне затруднительно.
В свою очередь новое руководство Крыма с первых же дней своей «легитимной» деятельности начало формировать фактически самостоятельную налоговую систему полуострова, постепенно интегрируя ее в налоговую систему Российской Федерации.
В течение марта 2014 года Верховным Советом АР Крым принят ряд постановлений, так или иначе регулирующих вопросы, связанные с налогообложением деятельности крымчан:
— «О независимости»;
— «О функционировании бюджетной системы на территории Автономной Республики Крым»;
— «О порядке использования официальной валюты при осуществлении всех видов платежей на территории Республики Крым»;
— «Об отмене штрафных и финансовых санкций»;
— «Об утверждении Временного положения о Налоговой службе Автономной Республики Крым».
Помимо указанных выше нормативно-правовых актов, вопросы налогообложения деятельности в Крыму регулируются статьей 15 ФКЗ РФ № 6-ФКЗ «О принятии Крыма в состав России».
Перечисленные нормативно-правовые акты устанавливают, что до 1 января 2015 года на территории Крыма действует переходный период, в соответствии с которым:
— не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховного Совета Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года;
— с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года действуют положения Налогового кодекса Украины в редакции по состоянию на 17 марта 2014 года, которые не противоречат постановлению «О функционировании бюджетной системы на территории Автономной Республики Крым»;
— с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года все вопросы, связанные с налогообложением на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, регулируются нормативными правовыми актами правительства Республики Крым;
— с 17 марта 2014 года доходные источники, определенные статьями 29–30 Бюджетного кодекса Украины (отнесенные к доходам государственного бюджета), а также другие налоги и сборы, которые в соответствии с действующим законодательством Украины подлежат перечислению в бюджет и не отнесены к доходам местных бюджетов, зачисляются на доходные счета по учету средств бюджета Автономной Республики Крым;
— с 20 марта 2014 года по 1 мая 2014 года введен мораторий на применение штрафных и финансовых санкций за нарушение сроков оплаты платежей (в последующем планируется их списание);
— законодательство Российской Федерации о налогах и сборах будет применяться на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Также 2 февраля 2014 года Министерство финансов Российской Федерации подготовило и направило правительству проект «дорожной карты» по интеграции Крыма и Севастополя в налоговую систему РФ.
Если предложенный проект «дорожной карты» будет принят правительством России, налогоплательщиков Крыма ожидает:
а) изменение ставок основных налогов Крыма весной 2014 года, несмотря на общий принцип перехода на налоговое законодательство Российской Федерации лишь в 2015 году:
— с 1 мая 2014 года украинская ставка НДС (20 %) будет снижена до российской — 18 % и 10 % (для льготных категорий товаров), при этом до 31 декабря 2014 года НДС будет начисляться в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины,
— с 1 апреля 2014 года будет применяться 13-процентная ставка налога на доходы физических лиц вместо украинских 15 % (для месячных доходов, не превышающих десять минимальных зарплат) и 17 % (для сумм выше этого порога),
— с 1 апреля 2014 года налог на прибыль будет повышен до 20 %;
б) все жители Крыма и Севастополя, являвшиеся на 18 марта 2014 года налоговыми резидентами Украины, становятся и резидентами РФ, несмотря на то, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации все прожившие на территории РФ менее 183 дней считаются нерезидентами и платят НДФЛ по ставке 30 %;
в) инвентаризация будущих доходов и расходов, подлежащих восстановлению или списанию из-за различия старых и новых правил по налогу на прибыль;
г) до 1 января 2015 года акцизы на территории Крыма будут взиматься согласно Налоговому кодексу Украины.
Таким образом, российские власти намерены в кратчайшие сроки интегрировать налоговую систему Крыма в налоговую систему РФ.
Так или иначе до окончательного определения правового статуса Крыма (в составе Российской Федерации или Украины) все вопросы, связанные с налогообложением деятельности на полуострове, решены не будут.
ЛАЗЕБНЫЙ Дмитрий — старший юрист ЮФ ILF, г. Киев
Андрей СИДОРЕНКО,
юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Несмотря на то что Крым занимает большую часть в информационном поле, очень мало информации поступает из украинских официальных источников о текущем состоянии дел. Для того чтобы понимать, платит ли Крым налоги на Украине, надо получить такую информацию от уполномоченного органа — пока это все еще не ликвидированное Министерство доходов и сборов Украины (Миндоходов).
Учитывая стремительность действий самопровозглашенных крымских властей при содействии Российской Федерации, можно предположить, что большинство, если не все, территориальных отделений Миндоходов не подчиняются Киеву. В такой ситуации возможности крымского бизнеса по подаче отчетности и уплате налогов в соответствии с законодательством Украины сильно ограничены.
Чтобы соответствовать законодательству Украины, крымский бизнес может подавать отчетность электронными средствами связи (только Миндоходов может знать, какой процент крымского бизнеса пользуется электронным декларированием и сколько деклараций подано за первый квартал 2014 года). К слову, граничный срок подачи налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за первый квартал 2014 года — 12 мая 2014 года.
Но даже при наличии поданной электронной декларации перед бизнесом стоит вопрос осуществления налоговых платежей. Такие платежи могут стать невозможными, если крымские банки откажутся проводить платежи в гривне либо в пользу украинского бюджета. Теоретически крымский бизнес смог бы платить налоги в соответствии с законодательством Украины при соблюдении следующих условий: 1) подачи электронной отчетности и 2) наличия достаточных средств в украинских банках (но не в крымских отделениях). К сожалению, крымских компаний, которые соответствуют двум условиям, не так уж и много.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…