– Насколько эффективны проводимые властями мероприятия по улучшению инвестиционной привлекательности аграрного сектора Украины?
– Правительство в последнее время действительно принимает множество мер для привлечения инвестиционных потоков в Украину. Но все-таки, если мы обратимся к международным исследованиям, таким как Doing Business (исследование Мирового банка и ІFC) относительно условий ведения бизнеса в 185 странах мира, то увидим, что в разрезе критерия защиты иностранного инвестора мы находимся на одном уровне с Ираком, Зимбабве и Камеруном. Поэтому еще рано утверждать, что инвестиционный климат Украины способствует привлечению инвестиций.
Вместе с тем стоит отметить положительные шаги украинского правительства в этом направлении. Прежде всего временно упрощена процедура землеотвода (до 1 января 2015 года), а именно: приостановлен запрет на предоставление участков из земель государственной или коммунальной собственности в пользование физическим или юридическим лицам в случае отсутствия плана зонирования или детального плана территории. Также Кабмин сократил перечень документов, необходимых для получения лицензии на проведение оценки земли. Сейчас не требуется предоставлять выписку из реестра оценщиков.
Родилась в Киеве. В 1998 году окончила юридический факультет Киевского национального университета им. Шевченко. Более 10 лет занимается адвокатской практикой. С 2009 года работает в АО Arzinger. Специализация: юридическая поддержка компаний аграрного сектора, представительство интересов клиентов в судебных органах, налоговое право, судебная практика, взыскание задолженности, процедура банкротства, обжалование действий национальных регуляторов. Член общественного совета при Министерстве аграрной политики и продовольствия.
Но иногда украинское правительство склонно удивлять отечественного производителя. Так, еще 31 октября 2012 года Кабинет министров отменил обязательную регистрацию внешнеэкономических контрактов на Аграрной бирже (постановление N 1079). Такая отмена обязательной регистрации была положительно воспринята аграриями, поскольку позволила сэкономить значительные средства на комиссии за регистрацию контрактов и повысить закупочные цены на агропромышленную продукцию. Тем не менее, несмотря на положительный украинский и международный опыт отмены обязательной регистрации на бирже данных контрактов, эту практику пытаются восстановить.
– Какие еще законодательные инициативы, важные для развития аграрного сектора, вы можете отметить?
– В последнее время принято несколько таких законов. К ним относятся утвержденные 24 октября парламентом изменения в Земельный кодекс “относительно удешевления стоимости работ по подготовке и проведению земельных торгов”. Документом снижен предельный уровень выплаты вознаграждения исполнителю земельных торгов с 3500 до 2000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, то есть до 34 000 грн. Закон также освобождает организаторов торгов от необходимости обязательной публикации информации о проведении торгов в СМИ общегосударственной, региональной и местной сфер распространения. То есть отныне обнародование такой информации в СМИ может осуществляться только по желанию организаторов торгов.
18 октября президент подписал принятый Верховной радой закон “О таможенном тарифе Украины”. Теперь национальный таможенный тариф гармонизирован с принятой в Евросоюзе системой описания и кодирования товаров 2012 года и предусматривает снижение льготных ввозных пошлин на некоторые виды товаров. Новый закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
На рассмотрении Верховной рады находится также ряд законопроектов, увеличивающих минимальные сроки аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. Предлагается унифицировать виды документации по землеустройству, устранить расхождения в названиях документации в различных законах, установить исключительный перечень субъектов согласования конкретных видов документации.
– Что стоит сделать правительству для привлечения инвесторов?
– Одними из самых важных для инвесторов являются вопросы налогов. С точки зрения инвестиционной привлекательности необходима прозрачная политика налогообложения. Кроме того, нужно ограничивать вмешательство государства в оперативную деятельность предприятий, обеспечивать прозрачность аграрной политики, а также развивать инфраструктуру аграрных регионов.
– Кто сейчас больше инвестирует в аграрный сектор – иностранные или украинские компании?
– В целом как местные, так и иностранные инвесторы довольно скептически настроены относительно дальнейшей работы в Украине. Сейчас и первые, и вторые пытаются как можно быстрее вывести из Украины свои активы и все чаще рассматривают страны ЕС как новое место базирования капиталов. Но все-таки в аграрном секторе ситуация не настолько плачевна, поскольку положительные аспекты такого инвестирования преобладают над рисками.
– С какого рода рисками стакиваются инвесторы?
– Вопрос инвестирования в агропромышленный комплекс, в частности масложировую отрасль, всегда соприкасается с рядом проблемных моментов, которые важно знать. Во-первых, процесс землеотвода несколько усложнен в связи с некоторыми особенностями приобретения права собственности на земельные участки, в том числе иностранными юридическими лицами. Кроме того, необходимо учитывать обязательный порядок проведения земельных торгов в случае продажи земельных участков государственной или коммунальной формы собственности или прав на них. При этом существуют возможности уклонения от земельных торгов при покупке уже действующего объекта, а не земельного участка. Также иностранные физические и юридические лица, объединенные предприятия с иностранными инвестициями не могут приобретать в частную собственность или наследовать земельные участки сельхозназначения.
Во-вторых, украинское законодательство устанавливает некоторые ограничения, связанные с охранными и санитарными зонами. Исходя из этого, при выборе места размещения, например маслоэкстракционного завода, инвесторам следует принимать во внимание уже существующие санитарные и охранные зоны и те зоны, которые будут созданы в результате деятельности завода.
Кроме того, при инвестировании стоит учитывать положения законодательства о конкуренции. Так, в случае непосредственного, опосредованного (через других лиц) либо осуществленного иным способом приобретения активов в виде целостного имущественного комплекса или его структурного подразделения следует получить разрешение на концентрацию. Требование распространяется на активы, совокупная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 12 млн евро. Это касается и приобретения активов субъекта хозяйствования, который ликвидируется. То есть для инвесторов в Украине достаточно правовых проблем, но при грамотном подходе можно избежать многих рисков.
– Существует ли возможность для иностранных инвесторов покупать в Украине землю для строительства и предпринимательской деятельности?
– С точки зрения эффективного управления рисками, инвесторам часто рекомендуется рассмотреть “двухуровневую” структуру, которая стала довольно распространенной в Украине. По этой схеме создается украинское дочернее предприятие (“первый уровень”), полностью принадлежащее иностранному юридическому или физическому лицу либо которым совместно владеют иностранные и украинские юридические/физические лица. Дочернее предприятие “первого уровня” затем создает украинское дочернее предприятие. Поскольку дочернее предприятие “второго уровня” напрямую связано с украинскими учредителями (учредителем), оно не будет квалифицироваться как иностранное юридическое лицо – совместное предприятие согласно Земельному кодексу. Следовательно, на это предприятие не распространяются ограничения на приобретение земли в Украине.
– Какие инвестиции в стране имеют более высокий уровень защиты: украинские или иностранные?
– Сложно говорить о высоком уровне защиты, так как и украинские инвесторы, и иностранные одинаково могут быть подвержены рейдерским атакам и “ручному” административному управлению во всех сферах деятельности предприятия. Следует отметить, что инвесторы все чаще жалуются на ухудшение инвестиционного климата в Украине из-за действий налоговой и таможенной служб. Пожалуй, в данном случае меньше инструментов защиты имеют украинские инвесторы, потому что они не могут, как иностранные компании, обратиться за помощью в посольства своих стран. Впрочем, существует вероятность улучшения инвестиционной привлекательности страны. Например, сейчас на рассмотрении Верховной рады находится законопроект “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвесторов”, которым предусмотрена уголовная ответственность за рейдерские действия.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…