Цивилизованность общества определяется скоростью внедрения передовых технологий. Насколько государство является правовым, можно определить по степени открытости в принятии значимых решений, скорости обмена информацией между государственными институтами и обществом.
Однако не совсем гармонично вписываются в современные украинские реалии судебные заседания в режиме видеоконференции, рассылка SMS-повесток участникам судебного процесса, в то время как судебные решения исполняются годами, процедура закрытия бизнеса напоминает «хождение по мукам», а перекраивание и перераспределение полномочий между государственными органами не содействует правопорядку в целом.
Уже более десяти лет в нашей стране действует Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» (Закон об электронных документах). за это время стало нормой подавать отчетность в налоговые органы, пенсионный фонд, декларировать, осуществлять банковские операции с помощью электронных документов, но использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) в хозяйственной деятельности не получило широкого распространения.
Для сравнения — за пять лет после введения в действие Директивы ЕС «Об общих принципах электронных подписей» от 13 декабря 1999 года № 1999/93/ЕС (Directive 1999/93/EC of the European Parliament and of the Council of 13 December 1999 on a Community framework for electronic signatures) усиленными электронными подписями стали пользоваться около 70 процентов европейцев.
Под электронным документом, согласно действующему украинскому законодательству, понимают документ с соответствующими обязательными реквизитами, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных.
Состав и порядок размещения обязательных реквизитов такого документа определяется законодательством. так, например, исходя из положений приказа Министерства финансов Украины «Об утверждении Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете» от 24 мая 1995 года № 88 и статьи 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине», первичные документы могут составляться как в письменной, так и в электронной форме и должны содержать название документа (форму), дату и место составления, название предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции, единицу ее измерения, должности лиц, ответственных за ее осуществление, личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, участвующее в осуществлении такой операции.
В соответствии со статьей 6 Закона об электронных документах электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа, который используется для идентификации автора (лица, подписавшего документ). Наложением электронной подписи завершается создание электронного документа, чем ему придается целостность и юридически значимая сила. Однако стоит отметить, что, согласно статье 8 Закона об электронных документах, такой документ не может быть использован как оригинал: свидетельства на право наследования; документа, который в соответствии с законодательством может быть создан лишь в одном оригинальном экземпляре, кроме случаев использования централизованного хранилища оригиналов электронных документов; в других случаях, предусмотренных законодательством.
Исходя из общепризнанной практики, существуют такие основные виды электронных подписей: простая текстовая подпись в электронном письме, цифровое изображение рукописной подписи, прикрепляемое к электронному документу (сканкопия), секретный код (PIN-код), уникальный биометрический идентификатор, цифровая подпись, создаваемая путем использования криптографического ключа.
Именно вопросу использования цифровой подписи законодатель уделил особое внимание.
Так, ЭЦП приравнивается к собственноручной подписи (печати) в случаях, если: такая подпись подтверждена усиленным сертификатом ключа и такой сертификат ключа является действительным на момент наложения электронной цифровой подписи; личный ключ подписанта соответствует открытому ключу.
Составляющие элементы ЭЦП — личный и открытый ключи. Личный ключ ЭЦП формируется на основании случайных чисел, которые генерируются соответствующим датчиком, а открытый — вычисляется из личного ключа. Вычислить личный ключ из открытого невозможно. Именно открытый ключ подтверждает принадлежность открытого ключа ЭЦП определенному лицу и несет в себе персональную информацию о его владельце (имя, реквизиты), уникальном регистрационном номере, сроке действия сертификата открытого ключа. Открытый ключ используется для проверки ЭЦП получаемых документов (файлов).
В случаях, когда в соответствии с законодательством необходимо удостоверить подпись на документах и соответствие копий документов оригиналам печатью, на электронный документ накладывается еще одна электронная цифровая подпись юридического лица, специально предназначенная для таких целей.
Согласно статье 4 Закона Украины «Об электронной цифровой подписи», нотариальные действия по удостоверению действительности электронной цифровой подписи на электронных документах совершаются в соответствии с порядком, определенным законом. Так, приказом Министерства юстиции Украины «Об утверждении Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины» от 22 февраля 2012 года № 296/5 предусматривается, что нотариусы удостоверяют при наличии у них технических возможностей действительность электронной подписи на документах.
Для доказательства того, что документ был подписан с помощью электронной цифровой подписи в конкретный момент времени в прошлом, существует возможность зафиксировать дату и время специальным значком (постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка удостоверения наличия электронного документа (электронных данных) на определенный момент времени» от 26 мая 2004 года № 680). Подобные услуги предоставляются центрами сертификации ключей и аккредитованными центрами сертификации ключей, что позволяет не беспокоиться подписантам электронных документов в ситуации, когда срок действия их сертификата открытого ключа истек.
Сертификаты открытых ключей могут быть двух видов: простые и усиленные. Усиленный сертификат открытых ключей выдается только аккредитованными центрами сертификации ключей и используется для обмена документами между юридическими, физическими лицами и государственными органами власти, а сам электронный документ приравнивается к собственноручно подписанному.
В соответствии со статьей 207 Гражданского кодекса (ГК) Украины сделка считается осуществленной в письменной форме, если воля сторон выражена при помощи телетайпного, электронного или иного технического средства связи. При исполнении соглашений допускается применение электронно-цифровой подписи.
Украинским законодательством урегулированы вопросы использования ЭЦП лишь в сфере железнодорожных перевозок (Правила оформления перевозочных документов, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 21 ноября 2000 года № 644) — накладная на перевозку оформляется и предоставляется в электронной форме с наложением ЭЦП.
Высшим хозяйственным судом Украины в информационном письме от 27 февраля 2012 года № 01-06/223/2012 относительно возможности «Укрзализныци» с 1 января 2012 года оформлять перевозочные документы в электронном виде было указано, что в соответствии со статьей 307 Хозяйственного кодекса Украины, предписания которой корреспондируются со статьей 909 ГК Украины, договор перевозки груза заключается в письменной форме. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением перевозочного документа (транспортной накладной, коносамента) согласно требованиям законодательства.
Электронный перевозочный документ и его бумажная версия имеют одинаковую юридическую силу. Пунктом 1.2 указанных выше Правил оформления перевозочных документов определено, что для подтверждения приемки груза к перевозке один экземпляр накладной в бумажном виде с присвоенным ему номером и датой приема груза предоставляется отправителю. Порядок подтверждения приема груза к перевозке по электронной накладной (с наложением электронной цифровой подписи) определяется договором между грузовладельцем и железной дорогой. Согласно пункту 3.3 Порядка применения электронного перевозочного документа при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденного приказом Министерства транспорта и связи Украины от 1 ноября 2010 года № 800, в случае предъявления к железной дороге претензий и исков применяются электронные перевозочные документы или их бумажные копии, которые распечатываются и удостоверяются в установленном законодательством порядке соответствующими субъектами перевозочного процесса, которые получили их согласно приложению к договору об организации перевозок.
В случае разногласий в визуальных и бумажных отображениях электронных перевозочных документов может учитываться информация, полученная из архива электронных документов ГП «Главный информационно-вычислительный центр Укрзализныци».
В свою очередь, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом на Украине использование электронной цифровой подписи прямо не урегулировано, поэтому ЭЦП применяется лишь во внутренней системе перевозчиков и экспедиторов, а во взаимоотношениях с третьими лицами (отправитель-получатель) продолжают использовать бумажные товарно-транспортные накладные (ТТН). В то же время в Беларуси с июля этого года началось внедрение ТТН в электронном виде, а на международном уровне еще в 2008 году восемью европейскими государствами был подписан дополнительный протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, касающийся электронной накладной (e-CMR). Украина к данному дополнительному протоколу пока не присоединилась.
ВЛАСОВ Евгений — юрист ЮК «Альянс Ратушняк и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…