Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 25 ноября 2017 года, 06:05

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Государство и юристы

№ 15 (798) Защита экономической конкуренцииот 09/04/13 (Государство и юристы)

Особо важное создание

Создание Министерства доходов и сборов Украины — самый большой и смелый шаг за все годы независимости нашей страны

Ярослав Романчук
Специально для «Юридической практики»

В условиях глобальных перманентных кризисов почти все страны реформируют свои налоговые системы, и Украина не является исключением. К сожалению, наша налоговая система сегодня выполняет функцию больше фискальную, чем стимулирующую. Это требует радикальных изменений. К тому же назрела необходимость оптимизации численности аппарата и сокращения расходов на его содержание.

До 2011 года Украина жила в условиях отсутствия кодифицированного налогового законодательства. И самой большой проблемой, с которой сталкивались инвесторы, была его сложность и запутанность. Перемены начались с принятия Налогового и нового Таможенного кодексов Украины. Повлияло ли принятие этих документов на улучшение ситуации в целом? Думаю, не особо, хотя некоторые позитивные моменты существуют, и это нельзя не отметить. Да и процесс совершенствования законодательства продолжается, о чем свидетельствуют многочисленные внесенные изменения.

Подтверждено опытом

Создание нового Министерства доходов и сборов Украины, которое будет правопреемником Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины, — это самый большой и очень смелый шаг за все годы независимости нашей страны. Ведь ни одному из правительств не удавалось объединить двух непримиримых «монстров». Такие реформы уже проводили у себя многие страны, в том числе Дания, Латвия, Эстония, Нидерланды, Великобритания. Мы использовали позитивный европейский опыт и рассчитываем на его преимущества. В первую очередь такое объединение должно служить катализатором для других общегосударственных реформ, стимулировать эффективное использование интеллектуального и профессионального потенциала специалистов, соединить информационные ресурсы и базы данных. С целью создания благоприятных условий для ведения и развития бизнеса, стимулирования инвестиционного климата большое внимание будет уделяться совершенствованию сервисных функций и борьбе с проявлениями коррупции. Плательщикам налогов будут предоставлять налоговые и таможенные сервисы по принципу единого окна. Все эти преимущества объединения двух структур были подтверждены опытом работы соответствующих органов европейских стран.

Итак, с января 2013 года на Украине действует Министерство доходов и сборов, которое теперь является главным органом исполнительной власти по вопросам формирования и реализации единой государственной налоговой и таможенной политики в части администрирования налогов и сборов, а также единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Кроме этого, министерство будет обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового и таможенного законодательства и законодательства по вопросам уплаты единого социального взноса.

Коренные перемены

Долго велись дискуссии в отношении судьбы социальных фондов, которые являются отдельными саморегулируемыми организациями. Управление фондами осуществляли наблюдательные советы по принципу трехстороннего руководства: представители правительства, профсоюзов и работодателей. Эти фонды ежегодно собирали и распределяли миллиарды гривен. Предлагаемые нововведения коренным образом меняют порядок и задачи их работы, и поэтому категорически против передачи функций администрирования единого социального взноса другому ведомству выступали профсоюзы и работодатели.

Однако 18 марта 2013 года Президент Украины утвердил положение о Министерстве доходов и сборов Украины (Положение), регулирующее регламент его работы. Согласно этому регламенту, министерство все-таки начнет контролировать уплату единого социального взноса, а за Пенсионным фондом осталась функция ведения персонифицированного учета. Быстрому осуществлению задуманного мешает одна проблема — передача баз данных от Пенсионного фонда в Министерство доходов и сборов, ведь ее порядок на сегодня не утвержден, а без него формировать базы данных невозможно. Кроме того, не совсем ясно, необходимо ли будет налогоплательщикам отчитываться в двух органах. Ведь Пенсионный фонд настаивает на необходимости продолжения подачи отчетности, информация из которой нужна для расчета и выплаты пенсий. Эти моменты еще предстоит урегулировать.

Нельзя не сказать, что полномочия министерства значительно шире полномочий, которые имели налоговая и таможенная службы. Министерство доходов и сборов, как уже было упомянуто, теперь будет главным органом исполнительной власти по вопросам формирования единой государственной налоговой и таможенной политики в части администрирования налогов, а также единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Как видим, Министерство финансов Украины теперь лишено права формировать налоговую и таможенную политику и вследствие этого не будет влиять на наполнение государственного бюджета. В его сфере остается учет и распределение бюджета. В проекте Положения предусматривались также права Министерства доходов и сборов формировать политику в сфере госзакупок, самостоятельно проводить мероприятия по выявлению контрабанды наркотиков, но эти пункты были исключены Президентом. Вместо них добавлен новый: осуществление предварительного документального санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, экологического контроля товаров при перемещении через границу. Ранее требовались разрешения соответствующих служб, что усложняло оформление товаров.

Подписанное Президентом Положение ответило на вопрос: остается ли в составе Министерства доходов и сборов налоговая милиция — пока остается, однако будущее ее не совсем понятно.

Создание же отдельного силового органа — службы финансовых расследований (финансовой полиции) сейчас активно обсуждается. Всех интересует его специальный статус и полномочия. Однако окончательное решение еще не принято, хотя проект закона о создании существует.

Позитив для плательщиков

Какие положительные моменты от глобальной реорганизации ждут плательщиков налогов? Мы надеемся на упрощение процедур получения услуг администрирования, сокращение времени на обслуживание в госорганах и одновременное повышение качества налогового и таможенного сервиса, снижение уровня бюрократизации, устранение всех возможных разночтений законодательства, обеспечение конфиденциальности для налогоплательщиков.

Безусловно, такой масштабный проект имеет целый ряд возможных рисков. В первую очередь, это сами масштабы слияния и возможное сопротивление ему, как и любым переменам, со стороны персонала ведомств. Не исключены дефицит квалифицированных управленческих кадров и проблемы вследствие существования некоторых различий в корпоративных политиках ведомств. К тому же плательщики налогов всегда относятся ко всяким переменам с традиционным недоверием.

От того, насколько все пройдет эффективно и безболезненно (по крайней мере, с виду), будет зависеть дальнейшее улучшение отношений между бизнесом и государством. А от этих отношений напрямую зависит повышение налоговой культуры общества и уровня добровольной уплаты налогов. Нашему государству сейчас это очень нужно.

РОМАНЧУК Ярослав — адвокат, управляющий партнер Международного правового центра EUCON, г. Киев



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 15 (798) от 09/04/13 Текущий номер

Защита экономической конкуренции

№ 15 (798)
Государство и юристы

Особо важное создание

Отрасли практики

В оборотном порядке

Тема номера:

Мрак по расчету

Частная практика

Допускной режим

Какое, на ваш взгляд, главное событие в процессе запуска нового Верховного Суда?

Издание Президентом Украины указа о назначении «верховных» судей

Подписание и опубликование нового процессуального законодательства

Решение Пленума ВС относительно дня начала работы нового Суда

Первое решение Верховного Суда

Все вышеперечисленное

Ничего из перечисленного не считаю главным событием

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Патентно-правова фірма «Пахаренко і партнери»
"Юридическая практика" в соцсетях

fb youtube fb fb

Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА