За последнее время сельхозпроизводители, как и многие другие предприниматели, почувствовали на себе все прелести законодательных изменений, регулирующих их коммерческую деятельность. Одним из таких изменений для аграриев стало нововведение, касающееся севооборота, введенное с целью защитить качество почв Украины. Суть нововведения следующая: каждый пользователь сельхозземель обязан изготовить проект землеустройства, обеспечивающий эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочения угодий, предусматривающий меры по охране земли (проект севооборота). Следует заметить, что земельное законодательство содержит несколько разновидностей проектов землеустройства, и проект севооборота является только одним из них.
Новелла содержится в Законе Украины от 4 июня 2009 года № 1443-VI, вступившем в силу с 31 июля 2010 года, кроме пункта относительно нарушений правил землеустройства (предусматривающего ответственность за отклонение от утвержденных проектов землеустройства), который начал действовать с 1 января 2013 года. Изготовление проекта отныне является обязательным для всех пользователей земли. Исключение составляют предприятия или граждане, обрабатывающие земли общей площадью до 100 га. Однако и это положение действует до 1 января 2015 года. После указанной даты все землепользователи, независимо от площади обрабатываемого ими земельного участка, обязаны пройти все этапы по разработке и внедрению проекта. За невыполнение данной законодательной нормы (использование земли без проекта севооборота или с нарушением проекта севооборота) предусмотрена административная ответственность в размере до 8500,00 грн.
Давайте рассмотрим основные юридические аспекты применения положений о проекте севооборота.
Во-первых, процедура оформления проекта довольно сложная. Проект севооборота разрабатывается на основании решения органа государственной власти или местного самоуправления. Его разработку проводят организации, имеющие лицензии на предоставление таких услуг (само предприятие не может для себя разрабатывать эти проекты). Проект севооборота подлежит утверждению соответствующими государственными органами, он проходит обязательную экспертизу землеустроительной документации. Кроме того, информация о таком проекте вносится в Государственный земельный кадастр, а соответствующая документация передается в Государственный фонд документации по землеустройству. Как видим, разработка и утверждение проекта севооборота — непростая задача, требующая организационных, административных и финансовых ресурсов пользователей земли.
Во-вторых, следует обратить внимание на оформление прав на землю, относительно которой будет изготавливаться проект землеустройства. У юристов возникает вполне резонный вопрос: обязательно ли для изготовления проекта севооборота иметь документы, удостоверяющие права на землю, если предприятие фактически ее использует? Ведь нередки случаи, когда земля используется без документов или с документами, имеющими существенные недостатки. Может ли пользователь без таких документов оформлять проект севооборота? В законодательно определенном перечне документов, передаваемых для оформления проекта севооборота, указывается, что такие документы передаются, однако содержится оговорка в скобках — при наличии. Из этого следует, что предоставлять такие документы необязательно, тем более если таковых нет вовсе. Вместе с тем возникают сомнения: является ли такой ответ окончательным? Ведь подавая документы на изготовление проекта севооборота, предприятие признает, что соответствующие земельные участки находятся в его пользовании. Это же предприятие фактически декларирует намерение и в дальнейшем использовать земельный участок.
Очевидно, что без надлежащего оформления земельного участка право на его использование не возникает. Во всяком случае такие положения содержатся в статье 125 Земельного кодекса (ЗК) Украины. Кроме того, законодательство предусматривает ответственность за самовольное (то есть без надлежащих документов) занятие земельного участка. Следовательно, права на земли, которые используются, должны быть надлежащим образом оформлены, иначе это следует считать нарушением земельного законодательства, потакать таким нарушением сам законодатель не может. Отговоркой в такой ситуации вряд ли может стать тот факт, что в законодательство Украины о регистрации прав на недвижимое имущество с 1 января 2013 года внесены изменения.
Пользователями земельных участков сельхозземель преимущественно являются крупные компании, арендующие сотни, а то и тысячи земельных участков у физических лиц. Соответственно, проект севооборота изготавливается для всех земель, находящихся в аренде. Что будет, если кто-то из тысяч арендодателей по какой-то причине расторгнет договор аренды? Означает ли это обязанность пользователя земли заново готовить проект севооборота?
Если исходить строго из формальных соображений, то ответ очевиден: если не переделать проект севооборота, то в дальнейшем будет иметь место несоответствие между проектом севооборота и фактическим использованием земли. А это уже правонарушение, которое специально предусмотрено частью 1 статьи 55 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) как «уклонение от утвержденного проекта землеустройства». Признаки этого же нарушения будут иметь место в случае несоответствия положений проекта севооборота в связи с погодными условиями, неурожаем, экономической ситуацией или другой, не зависящей от ее собственников, причиной.
Кто-то может заявить, что в таких случаях отсутствует вина возможного нарушителя. Но, с другой стороны, согласившись с таким доводом, не будет ли руководителю поставлено в вину нежелание изготовить новый проект, как того требует законодательство Украины? Ответ на этот вопрос не является очевидным.
Изготовление проекта севооборота имеет высокие административные, организационные и финансовые трудности, и в ближайшем будущем это может стать существенной сложностью для сельхозпроизводителей. Юристам следует быть внимательными, сопровождая такие проекты, особенно в части порядка изготовления и утверждения проекта. Его разработка непосредственно связана с системой регистрации прав на земельные участки, и в связи с этим предприятиям необходимо до изготовления проекта провести юридический аудит оформления прав на землю.
В завершение стоит упомянуть проект закона, который зарегистрирован в Верховном Совете Украины и уже получил поддержку одного из комитетов, а именно: законопроект об отсрочке ответственности за отсутствие проекта землеустройства и за использование земли в нарушение такого проекта (№ 2066 от 22 января 2013 года). Надеемся, что внесенная инициатива и здравый смысл помогут законодателю найти баланс между поддержкой аграрной сферы, охраной почв и интересами чиновников.
ПОЛИВОДСКИЙ Александр — партнер ЮФ «София», г. Киев
Александр ШИШКАНОВ,
партнер ЮК Jurimex
Законодательное требование об обязательности проектов севооборота вступило в силу еще в 2010 году. Впрочем, этот вид землеустроительной документации до сих пор остается темным пятном для специалистов в земельной сфере. Несмотря на сложные комплексные задачи, которые ставятся перед разработчиками проектов севооборота, законодательство содержит лишь общие нормы о порядке их составления.
Сложности для аграриев начинаются на стадии получения разрешения на разработку проекта севооборота. Так, Порядок разработки проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочивания угодий, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины № 1134 от 2 ноября 2011 года, предусматривает, что такие разрешения выдаются соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления. Если с местными советами вопросов не возникает, то какой именно орган исполнительной власти уполномочен выдавать разрешения, не так очевидно. Исходя из анализа законодательства, сегодня полномочия в сфере управления сельскохозяйственными землями имеют в большей мере органы земельных ресурсов и в меньшей — районные государственные администрации (которые до 2013 года распоряжались государственными землями сельхозназначения).
Не урегулированы правоотношения относительно внесения изменений в уже утвержденные проекты севооборота. Так, в условиях арендного землепользования каждый сельхозпроизводитель регулярно изменяет состав арендодателей и, соответственно, площадь обрабатываемых земель. Законодательство не предусматривает случаев и порядка внесения изменений в утвержденные проекты севооборота. Однако если следовать требованиям общих норм, то даже при минимальном изменении площади необходимы изменения в проект. Так, Закон Украины «О землеустройстве» устанавливает, что объектом землеустройства являются территории землевладений и землепользований. То есть при изменении площади обрабатываемой земли возникает новое землепользование и новый объект землеустройства.
Учитывая обязательность разработки проектов севооборота для подавляющего большинства сельхозпроизводителей, действующее законодательство нуждается в существенных и срочных изменениях. При этом Госземагентству Украины следует разработать методические рекомендации относительно разработки проектов севооборота.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…