— Адаптировались ли уже налогопла тельщики к нормам нового Налогового кодекса?
— Мы адаптировались, бизнес — точно нет. Каждую статью Налогового кодекса (НК) наши специалисты разбирали неоднократно. Внутреннее обучение и постоянное повышение квалификации сотрудников — это обязательные условия работы в нашей компании. Для бухгалтерских же служб налогоплательщиков препятствием в процессе изучения норм НК является бесконечная текущая работа, элементарно не хватает времени. Многие действуют по принципу — рассмотрим детально тогда, когда столкнемся с этой проблемой. Поэтому пробелов у бухгалтеров еще много.
— Насколько удачной, на ваш взгляд, оказалась реформа системы налогообложения?
— Налоговый кодекс — достаточно противоречивый документ. К его несомненным достоинствам можно отнести систематизацию налогового законодательства в одном документе, уменьшение количества налогов, постепенное снижение их ставок. С другой стороны, поспешность принятия НК повлекла за собой значительное количество противоречий и неопределенностей, с которыми бизнес сталкивается ежедневно. Мы это чувствуем по массиву обращений к нашим специалистам-аудиторам от бухгалтерских и финансовых служб компаний из разных уголков Украины.
— С принятием Налогового кодекса появились новые виды проверок, усилились полномочия контролирующих органов. Какие инструменты защиты на сегодня актуальны для налогоплательщиков?
— На мой взгляд, знание законодательных требований к работе фискальных органов и процедуры проведения проверок — это наиболее доступный инструмент защиты своих прав. Кроме того, нашим клиентам мы обычно советуем вводить на предприятиях режим защиты конфиденциальной информации и коммерческой тайны. Эти меры дают возможность ограничить круг лиц, которые общаются с проверяющими, избежать опросов сотрудников, а самое главное — “неправильных” ответов на заданные вопросы.
Лариса Врублевская
В 1989 году окончила Киевский торгово-экономический институт по специальности “Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности”. Имеет сертификат Аудиторской палаты Украины. Специализация — налоговое законодательство, реструктуризация бизнеса. Эксперт в вопросах аудита, бухгалтерского и управленческого учета. Член Общественного совета при Государственной налоговой службе (ГНС). Проводит семинары, тренинги, конференции по вопросам налогового законодательства, в том числе совместно с ГНС и Советом предпринимателей при Кабинете министров. …
— Ваша компания проводит семинары по НК. На какую аудиторию они рассчитаны?
— Это не основное наше направление деятельности. Хотя конференции и семинары по налоговой проблематике мы проводили постоянно, причем задолго до принятия НК. Наши слушатели — в основном, представители финансовых и бухгалтерских служб, юристы разных субъектов хозяйствования как крупных компаний, так и малого бизнеса из регионов. После одного из семинаров мы получили приглашение от крупного польского инвестора, группы компаний Cersanit S. A., на проведение обучения их персонала. Эти мероприятия мы организовывали совместно с адвокатами Международного правового центра EUCON, руководством департаментов Государственной налоговой службы Украины (ГНСУ), под эгидой Совета предпринимателей Украины при Кабмине. Часто в этих семинарах участвовали судьи Высшего административного суда Украины.
— Как вы оцениваете изменение порядка проведения аудита, инициируемое Еврокомиссией?
— Я внимательно ознакомилась с теми предложениями еврокомиссара Мишеля Барнье, которые стали известны общественности. Еврочиновники предпринимают много усилий для предотвращения экономического кризиса и восстановления доверия к финансовой отчетности компаний и корпораций. Главные цели законопроекта — это поощрение развития небольших аудиторских компаний и привлечение на рынок аудиторских услуг новых игроков. Новшеств на самом деле много, основные из них — крупные компании должны будут нанимать для проведения аудита своей отчетности сразу двух аудиторов, причем как минимум один из них не должен быть из “большой четверки”. Предусмотрена ротация аудиторов — не более девяти лет работы с крупными компаниями, планируется разделение аудиторских и консалтинговых услуг. Как руководитель аудиторской компании я, естественно, поддерживаю любые меры, направленные на снижение барьеров на рынке аудита. Ведь в мировой практике известны случаи, когда крупные корпорации работают с одним аудитором по сто лет.
— Что нового происходит на украинском рынке аудиторских услуг?
— Недавно я принимала участие в международной конференции, которую проводила Аудиторская палата Украины. Современные модели регулирования аудиторской деятельности представили руководители аудиторских палат Австрии, Чехии, Венгрии, Румынии. Одной из главных, на мой взгляд, задач для нас, субъектов аудиторской деятельности, является формирование доверия общественности к аудиторскому мнению. Что касается последних событий на внутреннем рынке аудита, то следует отметить недавнее подписание генерального соглашения между Аудиторской палатой Украины и ГНСУ. Данное соглашение предусматривает проведение аудита налоговой отчетности и представление аудиторских заключений по этим проверкам в органы ГНСУ. Но пока это нововведение находится на стадии разработки методологических основ проведения такого аудита.
— Участники рынка сетуют, что профессия бухгалтера в Украине теряет свой престиж. Вы разделяете подобное мнение?
— То, что я наблюдаю сейчас, да и все последние 20 лет, меня огорчает. Многие собственники компаний, менеджмент, не всегда осознают роль и место бухгалтера в системе координат субъекта хозяйствования. Я не говорю, что все, но в большинстве своем они видят предназначение бухгалтера исключительно в составлении и сдаче различных “бумажек”. А ведь профессиональная бухгалтерская служба — основа организации бизнеса и гарантия его благополучия. Если нет порядка в бухгалтерии, если неправильно и несвоевременно ведется учет, не в полной мере платятся налоги, легко можно потерять не только то, что заработал, но еще и остаться должным государству. Не говоря уже о еще одной важной функции бухгалтера — налоговом планировании.
— Вы имеете в виду минимизацию уплаты налогов?
— Под налоговым планированием я имею в виду применение более выгодных правовых норм при исчислении оптимальной суммы налогов в рамках действующего законодательства. Минимизация — это уклонение от уплаты налогов, а оптимизация — управленческие решения, предусмотренные законодательством, которые дают возможность выбора организационно-правовых форм ведения бизнеса, налоговых режимов, учетной политики, видов и условий гражданско-правовых договоров, льгот и т.д. Принцип законности — это определяющий фактор, позволяющий провести четкую грань между понятиями “минимизация” и “оптимизация”.
— Но вы же не хотите сказать, что у налоговой оптимизации нет рисков?
— Налоговые риски для бизнеса возникают с момента открытия собственного дела и являются устойчивыми на протяжении всего времени существования хозяйствующего субъекта. Чтобы свести риски к минимуму, налоговым планированием должны заниматься профессионалы. Налоги нужно платить, но не переплачивать. А комплексный подход и грамотное применение положений действующего законодательства, уверяю вас, позволяют значительно снизить риски налогового планирования.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…