11 ноября с.г. были презентованы предварительные выводы «Мониторинга независимости судей-2011», проведенного Советом судей Украины совместно с Центром судейских студий в рамках проекта «Поддержка судебной реформы на Украине» при содействии Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству.
Эксперты отмечают, что институциональная независимость судебной власти, несмотря на осуществление в последнее время положительных шагов по ее утверждению, еще находится на недостаточном уровне: продолжают иметь место попытки представителей исполнительной и законодательной власти руководить судебной системой, финансирование осуществляется по остаточному принципу, а начатый процесс реформирования системы — хаотически и без учета предложений судейского сообщества.
Предлагаем вниманию читателей некоторые показательные данные исследования.
Судейская независимость напрямую зависит от ее восприятия другими институциями государства. Всего 30,8 % респондентов считают, что Президентом принимаются все необходимые меры по повышению уважения и защиты и содействию становления независимости и непредвзятости судей. Выше этот показатель только у ВСЮ — 37 %, остальные органы, сопричастные к судьям, делают для их независимости еще меньше: 21,1 % — Верховный Совет, 26,2 % — Министерство юстиции, 19,6 % — Кабинет Министров, 21,7 % — Генеральная прокуратура.
В то же время роль судебных органов в этом процессе респонденты оценили выше: 55,9 % из них уверены, что ВСУ принимает все необходимые меры, 58,1 % — что такие меры принимаются высшими специализированными судами, 63,6 % — Советом судей Украины, 60,7% — советами судей специализированных судов. При этом 68,5 % опрошенных считают, что не делает все возможное для этого ГСА Украины.
В доверии общества к судебной власти уверены 9,2 % судей, а категорически сомневаются в этом 20,8 % их коллег. Остальные отмечают частичное доверие.
Примечательно, что одновременно с этим 11,9 % опрошенных подтвердили существование в их практике случаев влияния, давления, угроз, прямого или непрямого вмешательства при рассмотрении конкретных дел со стороны руководства суда, 11 % — со стороны представителей суда высшей инстанции, 18,5 % — со стороны прокуратуры, 17,9 % — со стороны адвокатов, 17,3 % — со стороны представителей законодательной власти, 20,8 % — исполнительной власти, 19,8 % — общественных организаций, 14,8 % — представителей местной власти, 21,4 % — СМИ.
Также отмечается угроза создания новой системы политического влияния на судей с помощью внепроцессуального давления со стороны судей судов вышестоящих инстанций.
69,9 % респондентов считают, что усилению независимости судей будет содействовать обязательность решений ВСУ, в обратном уверены только 5,6 % судей. Подобные надежды возлагаются и на внедрение автоматизированной системы распределения судебных дел (53,2 % против 16 %), хотя 92,9 % из опрошенных отмечают необходимость ее усовершенствования.
Гордость авторов реформы — новую систему самоуправления — 57,3 % опрошенных оценили как менее эффективную по части независимости судей, чем прежняя. Почти половина опрошенных (48,8 %) считают, что при формировании органов судейского самоуправления не были соблюдены принципы демократии и плюрализма. Только 58,8 % судей считают Совет судей Украины независимым органом, эффективной его деятельность в сфере защиты независимости судей называют лишь 36,7 % опрошенных. В независимости соответствующих советов судей специализированных судов уверены и того меньше — 54,1 % респондентов, хотя эффективной их работу считают 40,4 %.
Интересно, что в независимость ВСЮ верят 43,1 % респондентов, а его эффективность отмечают 39,3 %. Самой независимой, по мнению судей, оказалась ВККС (63,1 %), хотя 75 % не считают новые процедуру и практику привлечения к дисциплинарной ответственности содействующими усилению независимости судебной власти.
Согласно исследованию, на судейскую независимость негативно влияют:
— недостаточное материально-техническое обеспечение судов (90,6 % респондентов);
— уровень соцгарантий судей (88,7 %);
— низкое финансирование судов и его осуществление в «ручном» режиме (87 %);
— подрыв политиками авторитета судебной власти (87 %);
— низкий уровень заработной платы (86,6 %);
— публичная оценка судебных решений должностными лицами (78,6 %);
— попытки влияния на результаты рассмотрения дел через СМИ, Интернет (72,9 %);
— отсутствие законодательных механизмов привлечения к ответственности лиц, оказывающих неправомерное влияние на судей (70,5 %);
— неправомерное привлечение судей к дисциплинарной ответственности (67,2 %);
— втягивание судей в политическую борьбу (58,3 %);
— вмешательство отдельных народных депутатов в деятельность судов (54,3 %);
— попытки КМУ и исполнительной власти неправомерно влиять на судебную власть (43 %);
— попытки Верховного Совета и представителей парламентских комитетов неправомерно влиять на судебную власть и судей (42,7 %);
— попытки Президента Украины и работников его Администрации неправомерно влиять на судебную власть и судей (38,9 %);
— коррупция в судебной системе (35,5 %).
Отметим, что обсуждение результатов «Мониторинга независимости судей-2011» Совет судей Украины запланировал на своем заседании 23 декабря с.г., и, скорее всего, на их основании будут приняты решения, направленные на повышение независимости судебной власти, но, как известно, эти решения обязательны только для самих судей.
Фокус-группа
В опросе приняли участие 579 судей (8-9 % от всех судей на Украине), из них 17 (2,9 %) судей Верховного Суда Украины, 30 (5,2 %) судей Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, 16 (2,8 %) судей Высшего административного суда Украины, 60 (10,4 %) судей Высшего хозяйственного суда Украины, 105 (18,1 %) судей апелляционных судов разных юрисдикций и 351 (60,6 %) судья местных судов разных юрисдикций.
Примечание. Графики составлены по результатам опроса судей в процентном соотношении к количеству респондентов.
Графические материалы предоставлены Центром судейских студий.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…