В середине июня Украина присоединилась к Конвенции, разработанной в рамках Гаагской конференции по международному частному праву еще в 1971 году, с целью одинакового применения права к дорожно-транспортным происшествиям (ДПТ), если пострадавший или транспортное средство — из иного государства, нежели то, где, собственно, произошло ДТП. На сегодня к международному акту присоединилось 21 государство.
Пожалуй, самая важная статья 3 Конвенции определяет, что к ДТП применяется внутреннее право государства, где произошло ДТП. Такое положение соответствует и Закону Украины «О международном частном праве», и положениям Гражданского кодекса Украины, поэтому проблем с присоединением международного акта к национальному законодательству не возникло. Однако есть ряд исключений, речь о которых пойдет дальше.
Согласно Конвенции, ДТП — это происшествие, к которому причастно одно или больше транспортных средств независимо от того, являются они моторными или нет, и которое связанно с движением на дорогах общего пользования, территориях, открытых для общественности или частных территориях, право доступа к которым имеют отдельные лица.
Отметим, что Конвенция не применяется к: обратным требованиям между лицами, несущими ответственность; обратным требованиям и суброгации настолько, насколько это касается страховых компаний; искам и обратным требованиям, поданным учреждениями социального страхования, другими учреждениями или государственными автомобильными гарантийными фондами либо к ним, а также любым освобождениям от ответственности, предусмотренной законом, регулирующим их деятельность; ответственности производителей, продавцов или ремонтников транспортных средств и, наконец, ответственности собственников или других лиц за содержание дороги, открытой для движения, или за безопасность ее пользователей. Пожалуй, безупречное качество европейских дорог не вызывает желания привлекать к ответственности их собственников или содержателей. Естественно, могут возникнуть большие сомнения относительно соответствия качества украинских и европейских дорог, однако, как говорится, после боя руками не машут.
В случаях, если к происшествию причастно только одно транспортное средство и оно зарегистрировано в другом государстве, то применяется внутреннее право государства регистрации для определения ответственности относительно:
— водителя или любого другого лица, которому принадлежит контроль над транспортным средством или имущественное право на него, независимо от места жительства;
— пострадавшего, являющегося пассажиром, постоянное место жительство которого находится в ином государстве, нежели то, где произошло ДТП;
— пострадавшего, находящегося вне транспортного средства на месте происшествия, постоянное место жительства которого находится в государстве регистрации. В случае если есть двое или больше пострадавших, применяемое право определяется отдельно для каждого из них (пункт «a» статьи 4 Конвенции).
Если к происшествию причастны два или больше транспортных средств, положения, изложенные выше, применяются только тогда, когда все транспортные средства зарегистрированы в одном и том же государстве (пункт «b» статьи 4 Конвенции). В случаях если пострадало одно или больше лиц, находящихся вне транспортного средства (транспортных средств), изложенные положения применяются только тогда, когда все эти лица имеют постоянное место жительства в государстве регистрации (пункт «с» статьи 4 Конвенции).
Право государства, где произошло ДТП, с учетом исключений (статьи 4 Конвенции) применяется относительно пассажира, который является пострадавшим, регулирует ответственность за ущерб, нанесенный вещам, перевозившимся в транспортном средстве, принадлежавшим пассажиру или порученным ему.
Ответственность за ущерб, нанесенный вещам вне транспортного средства, регулируется внутренним правом государства, где произошло ДТП, или правом государства регистрации с учетом статьи 4 Конвенции.
Право какого государства необходимо применять, если транспортное средство не зарегистрировано? Ответ на этот вопрос Конвенция дает в статье 6: к транспортным средствам, не зарегистрированным либо зарегистрированным в нескольких государствах, вместо права государства регистрации применяется право государства постоянной стоянки. Это положение также применяется тогда, когда ни собственник, ни лицо, имеющее контроль над транспортным средством, ни водитель не имеют постоянного места жительства в государстве регистрации на момент происшествия.
Независимо от применяемого права во время определения ответственности учитываются нормы, касающиеся контроля и безопасности дорожного движения, действующие в месте и на момент происшествия.
Отметим, что применяемое право определяет: основания и объем ответственности; основания для освобождения от ответственности, любого ограничения ответственности и любого распределения ответственности; наличие и виды ущерба или убытков, подлежащих возмещению; виды и объем убытков; возможность перехода права на возмещение; лиц, которым нанесен ущерб и которые могут требовать его возмещения от своего имени; ответственность доверителя за действия своего агента или работодателя за действия своего работника; сроки давности (в том числе нормы относительно начала сроков исковой давности, прерывания и остановки этих сроков).
В применении любого права (применяемого в соответствии с Конвенцией) может быть отказано, если оно противоречит общественному порядку (ordre public).
Действие положений Конвенции не зависит от каких-либо требований взаимности, и они не теряют своей силы, даже если применяемое право не является правом государства, присоединившегося к договору. Государство, имеющее унифицированную правовую систему, не обязано применять Конвенцию к ДТП, которые происходят на его территории и к которым причастны только транспортные средства, зарегистрированные в территориальных единицах этого государства.
Присоединение к международной Конвенции способствует гармонизации национального законодательства с мировыми и европейскими нормами, предоставляет возможность эффективно и унифицированно разрешать вопросы применения к лицам, причастным или пострадавшим в ДТП, и их имуществу общих положений права относительно гражданской внедоговорной ответственности и помогает избежать коллизий, возникающих при решении вопросов применения этого права.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…