Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 21 марта 2019 года, 01:35

Генеральный партнер 2019 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Юрисконсульт

№ 38 (665) Туризмот 21/09/10 (Юрисконсульт)

Полетаем по-новому

О новых требованиях к авиаперевозчикам в части компенсаций пассажирам в случае задержки или отмены рейсов

Артем Волков
Специально для «Юридической практики»

Как известно, 23 апреля с.г. Министер­ство транспорта и связи Украины (Мин­транс) утвердило новые Правила воздуш­ных перевозок пассажиров и багажа (Прави­ла). И только спустя почти четыре месяца Министерство юстиции Украины зарегистрировало приказ Минтранса. Новые Пра­ви­ла вступили в силу со дня официального опубликования, то есть с 27 августа с.г.

По сравнению с ранее действовавшими Правилами новые значительно ужесточили требования к авиакомпаниям, особенно в части компенсаций для пассажиров в случае задержки или отмены рейсов.

Прежде всего отметим, что Правила применяются к любой международной или внутренней перевозке пассажиров или багажа, осуществляемой воздушным судном за плату или по найму, а также к авиаперевозкам, осуществляемым авиакомпаниями бесплатно. Как и ранее, Правила распространяются на иностранных авиаперевозчиков, осуществляющих продажу перевозок на территории Украины, в части обязательного информирования пассажиров согласно разделу XXXI Правил.

Этот раздел определяет порядок информирования пассажира об условиях перевозки в момент продажи ему авиабилета. Во-первых, авиакомпания (или ее агент) обязана разместить в месте продажи билетов на видном и доступном месте следующую информацию для потребителей:

Хотя Правила прямо не предусматривают, на каком языке должна быть предоставлена эта информация, полагаю, что правильно будет размещать ее на украинском (как государственном) с дублированием (переводом) на русском, английском или другом по усмотрению авиакомпании.

Во-вторых, авиаперевозчик (или его агент) во время оформления билетов обязательно должен довести до сведения пассажиров следующую информацию:

Также в Правилах ­предусмотрено, что авиакомпания, осуществляя рекламные акции, обязана предоставлять населению полную информацию о стоимости перевозки, а именно: сумму тарифа и всех аэро­портовых такс и сборов, а также сборов и такс перевозчика. Кроме того, авиакомпании обязаны опубликовать свои правила на веб-сайте авиакомпании.

Компенсации пассажирам в случае задержки или отмены рейсов
(для рейсов в/из аэропортов стран — членов Европейского Союза)

Отдельного внимания заслуживает раздел XVII Правил, регулирующий вопросы выплаты компенсаций пассажирам за задержку или отмену рейса, когда рейс выполняется в аэропорт страны Европейского Союза (ЕС) или обратно.

Положения данного раздела Правил применяются к пассажирам, следующим в/из аэропорта, расположенного на территории страны — члена ЕС, а также к пассажирам, следующим в/из аэропорта, расположенного в третьей стране, в/из аэропорта, расположенного на территории ЕС. Напомню, что по состоянию на сегодня членами ЕС являются 27 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Герма­ния, Греция, Дания, Ирландия, Испа­ния, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксем­бург, Мальта, Нидерланды, Поль­ша, Португалия, Румыния, Слова­кия, Слове­ния, Велико­британия, Финлян­дия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. Канди­датами на вступление в ЕС являются: Хорватия, Македония, Исландия и Турция.

Право на получение компенсаций имеет пассажир (как регулярного, так и чартерного рейса), которому отказано в перевозке против его воли или рейс которого был задержан, при условии, что у него имеется подтвержденное бронирование на соответствующий рейс и он присутствует на регистрации в срок, определенный правилами авиакомпании, или (если такой срок не определен) — не позднее чем за 45 минут до времени отправления.

Компенсация пассажирам в случае отказа в перевозке

Если авиаперевозчик мотивированно ожидает отказ пассажирам в посадке на рейс, он должен сначала найти доб­ровольцев, которые готовы отказаться от своего подтвержденного бронирования в обмен на вознаграждение, согласованное между авиаперевозчиком и пассажиром. Кроме выплаты вознаграждения, авиаперевозчик обязан предложить пассажиру на его выбор:

— возмещение стоимости перевозки в течение 7 дней, которое должно быть выплачено наличными, электронным банковским переводом, банковскими поручениями или банковскими чеками или, при наличии письменного согласия пассажира, — в виде дорожных чеков и/или других услуг, полной стоимости билета по цене, за которую он был куплен, за неиспользованную часть билета и за использованную часть билета, если рейс больше не служит ранее запланированной цели пассажира; а также обеспечить при необходимос­ти обратный рейс в начальный пункт отправления при первой возможности или изменение маршрута, которое должно осуществляться при соответствующих транспортных условиях: до конечного пункта назначения — при первой возможности или до конечного пункта — в более позднее время по желанию пассажира и при условии наличия свободных мест.

Перевозка пассажира из аэропорта, в котором произошел отказ от перевозки, в аэропорт, в котором начинается предложенный перевозчиком альтернативный маршрут, и из аэропорта альтернативной посадки в аэропорт, в который пассажир должен был прибыть запланированным прежде рейсом, осуществляется за счет перевозчика.

Если пассажирам было отказано в перевозке против их ­желания, перевозчик обязан выплатить им компенсацию в следующих размерах:

При определении расстояния за основу берется последний пункт, в котором отказ от перевозки или неисполнение ранее запланированного рейса, на который было забронировано хотя бы одно место, создаст задержку прибытия пассажиров в запланированное время.

Перевозчик вправе уменьшить размер вышеуказанной ­компенсации на 50 %, если пассажиру предлагается замена маршрута перевозки в его пункт назначения альтернативными рейсами, время прибытия которых не превышает запланированного времени прибытия на:

Компенсация пассажирам в случае отмены рейса

В случае отмены рейса пассажирам должно быть предоставлено обслуживание согласно пункту 2 главы 2 раздела XVII Правил:

Кроме того, пассажирам предоставляется компенсация согласно пункту 5 главы 2 раздела XVII Правил (см. выше). При этом пассажир приобретает право требовать компенсацию, если он не был проинформирован об отмене рейса:

В случае отмены рейса и если пассажир продолжает путешествие другим рейсом, ему должно быть бесплатно предложено и обеспечено: питание и прохладительные напитки в разумной связи с временем ожидания нового рейса; места в отеле, если пассажиры должны ждать более одной ночи или если время ожидания превышает ранее заявленное; наземный трансфер аэропорт — отель — аэропорт; два телефонных звонка, телекс- или факс-сообщение или e-mail, если позволяют технические условия аэропорта.

Компенсация пассажирам в случае задержки рейса

Авиаперевозчик обязан предоставить пассажирам по установленным им (авиаперевозчиком) нормам питание и прохладительные напитки, возможность сделать два бесплатных телефонных звонка или отправить телекс-, факс-сообщение либо электронное сообщение в случае задержки рейса на срок:

Если выполнение задержанного рейса откладывается на день, следующий за днем его выполнения, авиаперевозчик обязан предоставить пассажирам номера в отеле, питание и обеспечить трансфер по маршруту аэропорт — отель — аэропорт.

Компенсация пассажирам за изменение класса обслуживания

Пассажир не вправе требовать какой-либо дополнительной оплаты, если перевозчик размещает его в классе, высшем по отношению к тому, который указан в его билете. Если пассажира размещают в низшем классе, чем указан в его билете, перевозчик обязан в течение 7 дней возместить пассажиру:

Выводы

Новые Правила значительно ужесточили требования к авиакомпаниям, особенно в вопросах компенсаций за задержку или отмену рейсов. Права пассажиров более детализированы, что может привести к увеличению количества жалоб, претензий и исков к авиакомпаниям. В этой связи авиакомпаниям желательно привести свои собственные правила и процедуры в соответствие с новыми Правилами Минтранса. Насколько эффективно новые Правила будут защищать пассажиров — покажет время.

ВОЛКОВ Артем — адвокат, старший юрист ЮФ «АНК», г. Одесса



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 38 (665) от 21/09/10 Текущий номер

Туризм

№ 38 (665)
Государство и юристы

Вся власть — советам

Судебная практика

Кто не успел — не улетел

Частная практика

Бесплатно только птички поют

Юрисконсульт

«Цветовая дифференциация штанов»

Поддерживаете ли вы разделение Государственной фискальной службы Украины на два ведомства?

Да, это позволит навести порядок и в налоговой, и на таможне

Нет, все фискальные органы должны быть объединены в один

Нет, это делается исключительно из кадровых соображений

Как ни реорганизовывай, на налоговых поступлениях это не отразится

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА