Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 23 мая 2019 года, 06:24

Генеральный партнер 2019 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Комментарии и аналитика

№ 32 (659) Рекламаот 10/08/10 (Комментарии и аналитика)

Наблюдательный совет в ООО

О возможности создания Наблюдательного совета в обществе с ограниченной ответственностью

Татьяна Коташевская
Специально для «Юридической практики»

Наблюдательный совет (НС) согласно статье 160 Гражданского кодекса (ГК) Украины от 16 января 2003 года

№ 435–IV — это орган общества, который осуществляет контроль деятельности исполнительного органа и защиту прав акционеров. Компетенция НС указана в уставе общества. НС определяет формы контроля деятельности исполнительного органа общества. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции НС, не могут быть переданы исполнительному органу общества. Члены НС не могут быть членами исполнительного органа.

Статьей 46 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 года № 1576-XII предусмотрено следующее. В акционерном обществе из числа акционеров может создаваться НС акционерного общества, который представляет интересы акционеров в период между проведением общих собраний и в пределах компетенции, определенной уставом, контролирует и регулирует деятельность исполнительного органа. 

Таким образом, создание НС законодательством предусмотрено лишь для акционерных обществ.

Также частью 1 статьи 23 Закона Украины «О хозяйственных обществах» предусмотрено, что управление обществом осуществляют его органы, состав и порядок избрания (назначения) которых осуществляется в соответствии с видом общества. Должностными лицами органов управления общества признаются председатель и члены исполнительного органа, глава ревизионной комиссии, а в обществах, где создан НС общества, — председатель и члены НС общества.

Согласно статье 59 Закона Украины «О хозяйственных обществах», к компетенции собрания общества с ограниченной ответственностью относится определение форм контроля деятельности исполнительного органа, создания и определения полномочий соответствующих контрольных органов.

Как видно из вышеуказанного, такой формой контроля исполнительного органа является НС. Хотя он прямо не предусмотрен в перечне органов, которые создаются в ООО, с другой стороны, не указано и то, что других органов нельзя создавать. Действует принцип — разрешено все, что прямо не запрещено законом.

Можно применить аналогию права по компетенции и особенностям состава, деятельности НС, указанным для акционерного общества. Тем не менее, считаю необходимым подчеркнуть обязательность внесения в устав общества изменения, указав орган контроля исполнительного органа — НС и прописать его компетенцию.

Следует заметить, что в уставе ООО может быть ссылка на внутренний документ (Положение о НС), в котором и будет указываться порядок его работы, состав, компетенция, делегирование полномочий, способ избрания (назначения) председателя и членов. Позитивный момент данного внутреннего документа — простота внесения в него изменений, без внесения изменений в устав, а лишь по решению (оформленному протоколом) учредителей ООО.

Но что же указывать в уставе в обязательном порядке об НС? Исходя из требований части 4 статьи 57 и части 2 статьи 64 ХК Украины, компетенция, состав и порядок принятия решений должны быть определены уставом, остальное — можно определить в Положении, которое утверждается как общим собранием, так и другими лицами, предусмотренными уставом. Но на это Положение ссылка в уставе должна быть в обязательном случае.

С председателем и членами НС может заключаться как трудовой договор (в соответствии с нормами статей 21, 24 Кодекса законов о труде Украины) и введение соответствующих должностей в штатное расписание, так и гражданско-правовой договор, который заключается в соответствии с требованиями гражданского законодательства, с выплатой вознаграждения согласно условиям заключенного соглашения). Основная разница трудового и гражданско-правового соглашения в том, что при последнем варианте оплата производится за конечный, в том числе поэтапный, результат работы, а по трудовому соглашению — за процесс работы.

Так как работа председателя и членов НС носит регулярный характер и не ориентирована на создание конечного продукта, предлагаю их оформить по трудовому соглашению.

В случае заключения трудового договора с председателем и членами НС должна быть сделана соответствующая запись в трудовой книжке сотрудника (должность «председатель наблюдательного совета» предусмотрена Классификатором профессий ДК-003: 2005 — код КП — 1210.1, «член НС»: код КП — 2441.2).

Аналогичной позиции придерживается Министерство труда Украины (письмо от 10 мая 2002 года № 06/2-4/128, письмо от 18 декабря 2006 года № 301/06/187-06).

Согласно статье 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах», условия оплаты труда таких должностных лиц определяются общим собранием учредителей акционерного общества. Согласно статье 59 Закона Украины «О хозяйственных обществах», это же полномочие есть и у общего собрания ООО, что является дополнительным доказательством возможности создания НС в ООО.

Добавлю, что в русском языке мы этот совет называем исключительно «наблюдательным», в украинском же варианте нормативных актов по-разному называют этот совет, что тоже негативно влияет на создание документов — «спостережна» или «наглядова рада».

Исходя из вышеизложенного, напрашиваются следующие выводы:

1. Создание НС в ООО возможно и не противоречит действующему законодательству.

2. При создании НС в ООО необходимо внести изменения в устав общества.

3. Членов и председателя НС можно оформить на работу в ООО по трудовому договору.

КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — исполнительный директор общественной организации «Юридический дом «Защита», г. Харьков



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 32 (659) от 10/08/10 Текущий номер

Реклама

№ 32 (659)
Комментарии и аналитика

Наблюдательный совет в ООО

Судебная практика

Процессуальные изменения

Тема номера:

Урегулирование политической рекламы

Частная практика

Юристы-лоббисты

Поддерживаете ли вы проведение досрочных парламентских выборов?

Безусловно, нужна полная перезагрузка власти.

Да, все равно парламент не будет должным образом работать до выборов.

Для этого пока нет правовых оснований.

Незачем спешить — до плановых выборов осталось совсем немного.

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА