Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 25 ноября 2017 года, 10:00

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Частная практика

№ 27 (654) Судебные экспертизыот 06/07/10 (Частная практика)

Аванс вселяет веру в клиента

Основная причина споров между клиентами и их юристами банальна, но вечна — деньги

Марина Бахолдина
«Юридическая практика»

Каждый труд должен быть справедливо оплачен. Наверное, это уже аксиома. На практике же бывают разные случаи. Например, клиент и юрист могут разойтись во мнениях насчет того, что же считать «справедливой оплатой» или насколько «всякий труд» считать уникальной, а не шаблонной работой, да и вообще — имел ли место «труд».

Когда на одном из юридических мероприятий партнеры юридических фирм подняли для обсуждения тему о судах с клиентами-должниками, то юридический лагерь разделился на три группы: одни смело заявляли о том, что готовы отстаивать свои честно заработанные, вторые склонялись к «несопротивлению злу в судебном зале», а третьи промолчали, видимо, уже выбрав подходящий алгоритм действий.

Юрист к клиенту с иском

Итак, когда клиент нарушает условия договора, перед юристом становится вопрос: быть или не быть суду? Партнер адвокатской фирмы «Головань и Партнеры» Артем Тарановский выделяет два аспекта этой проблемы: «С юридической точки зрения, юрист может (имеет возможность) судиться с клиентом в случае существования правовых оснований для его исковых требований (нарушения клиентом положений договора, требований закона). С моральной точки зрения, юрист может судиться с клиентом тогда, когда это позволяет занимаемая им позиция».

«Если говорить о нашей фирме, то таких случаев не было, нет и не предвидится, — говорит г-н Тарановский, — во-первых, до настоящего времени в том не было необходимости; во-вторых, у фирмы есть куда более важные дела, на которые следует тратить время; в-третьих, отношения нашей фирмы с клиентами построены таким образом, что клиент может отказаться от оплаты счета полностью или в части без объяснения причин, что, конечно же, не лишает нашу фирму возможности расторгнуть договор с таким клиентом и уделить время другим клиентам».

«Безусловно, — отмечает Наталия Ива­ницкая, старший юрист Между­народ­ного правового центра EUCON, —обращение юриста с иском к своему клиенту — случай экстраординарный в профессиональной практике, и это, наверное, неплохо».

В основном повод к инициированию судебного процесса в отношении клиента сводится к неуплате (несвоевременной или не в полном объеме) вознаграждения за оказанные юридические услуги. Поэтому, подчеркивает г-жа Иваницкая, отсутствие подобных дел в практике — это неоспоримый плюс. Дело, по ее мнению, вовсе не в стереотипе, что от подобных процессов может страдать репутация правового советника, поскольку считается, что если клиент не платит, значит, его не удовлетворило качество услуг. Суть в том, что предполагаемая по договору об оказании юридических услуг оплата закладывается в бюджет юриста (юридической компании), который рассчитывается заранее, и вместо того, чтобы использовать ожидаемые средства по запланированному назначению, нужно затратить дополнительные (временные и интеллектуальные) ресурсы для взыскания оговоренного вознаграждения.

Г-жа Иваницкая привела пример того, как компания столкнулась с уклонением клиента от оплаты оказанных услуг. Договорные отношения существовали достаточно продолжительный период (больше года), обязательства обеими сторонами исполнялись надлежащим образом, о чем свидетельствовало отсутствие взаимных претензий. Но ситуация резко изменилась со сменой руководства в клиентской компании, первым шагом которого стал отказ рассматривать и подписывать акты об оказанных услугах, как это предусматривалось договором о правовом консалтинге. Далее было заявлено о намерении не оплачивать уже предоставленные услуги, которые состояли в судебном представительстве интересов клиента, а также составлении аналитических консультативных материалов по вопросам налогообложения и ведения хозяйственной деятельности. Естественно, говорит г-жа Иваницкая, нам ничего другого не оставалось, как обратиться с иском к неплательщику в суд. Процесс мы выиграли, представив доказательства выполнения с нашей стороны договорных обязательств, среди которых были судебные решения в пользу клиента за спорный период, принятые при участии адвоката — сотрудника нашей компании, а также аналитические материалы, подготовленные по заявке клиента, на которые не распространялся режим конфиденциальности.

О таком же опыте говорит и президент адвокатской фирмы «Династия» Денис Миргородский: «Любопытно, что в этих подобных случаях недобросовестность проявили государственные компании и организации. При смене руководства новые руководители решили, что оплачивать выполненную работу совсем не обязательно; они воспринимали оказанную помощь как помощь их предшественнику-руководителю, а не организации в целом. В обоих случаях сумма была взыскана с должников по решению суда».

Также он подтвердил наличие практики придерживания подписания актов выполненных работ до момента оплаты, что лишает самых важных доказательств оказания услуг надлежащим образом. «В такой ситуации, — советует г‑н Миргородский, — выполнение работ можно подтверждать другими доказательствами, например, текстами судебных решений, в которых фигурируют фамилии работников юридической фирмы в качестве представителей этого клиента. Кроме того, в АФ «Династия» в типовой договор включена оговорка, согласно которой если акт не подписан, работы считаются выполненными в объемах и на стоимость, указанную в отчетах юридической фирмы, и эта оговорка уже нас выручала», — говорит президент фирмы.

Г-жа Иваницкая в качестве примера назвала еще один существующий на рынке способ не заплатить юристам: «От коллег известны случаи, когда клиент, пользующийся юридическими услугами на основе абонентского обслуживания с фиксированной платой за расчетный период в независимости от количества обращений и объема услуг, отказывается от внесения соответствующих платежей, ссылаясь на то, что он услугами компании не пользовался. В судебной практике существуют различные подходы к подобным спорам, но в основном суды исходят из факта реального предоставления услуг, даже несмотря на то, что в договоре четко и недвусмысленно оговаривается обязательство клиента осуществлять платежи в независимости от обращения за юридическими услугами».

Клиент к юристу с иском

Наталия Иваницкая указывает на следующие возможные основания обращения клиента с иском к своему правовому советнику: возврат предварительно внесенных средств в счет оплаты услуг, в случае досрочного расторжения договора по вине юриста; возмещение вреда, причиненного недобросовестным или некачественным предоставлением юридических услуг; взыскание штрафных санкций за нарушение режима конфиденциальности, который распространялся на профессиональные отношения; возврат документов, переданных юристу для изучения.

Артем Тарановский выразил сомнение в успехе клиента относительно возможности доказать факт ненадлежащего исполнения обязательств юристом и причинно-следственную связь этого факта с фактом причинения вреда интересам клиента. «Как бы там ни было, — говорит г-н Тарановский, — такие случаи мне и нашей фирме неизвестны, и я очень надеюсь до конца своей карьеры не иметь возможности быть посвященным в детали такого рода дел».

Денис Миргородский отмечает, что опыт США, где весьма распространены иски клиентов к адвокатам о привлечении последних к ответственности за некачественное оказание правовой помощи, недобросовестность, пока до Украины не дошел, и случаи исков клиентов к своим юристам ему также неизвестны.

«Однако, — продолжает г-н Миргород­ский, в нашей практике был прецедент, когда к нам заявлял иск процессуальный оппонент нашего клиента, требуя возмес­тить ущерб, причиненный представлением интересов клиента в спорах против этого оппонента на сумму 26 млн грн. Хозяйственными судами в удовлетворении иска было отказано».



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 27 (654) от 06/07/10 Текущий номер

Судебные экспертизы

№ 27 (654)
Деловая практика

Нюансы повторного аукциона

Из первых уст

Интеграция развития

Тема номера:

Эксперты в международном арбитраже

Какое, на ваш взгляд, главное событие в процессе запуска нового Верховного Суда?

Издание Президентом Украины указа о назначении «верховных» судей

Подписание и опубликование нового процессуального законодательства

Решение Пленума ВС относительно дня начала работы нового Суда

Первое решение Верховного Суда

Все вышеперечисленное

Ничего из перечисленного не считаю главным событием

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
"Юридическая практика" в соцсетях

fb youtube fb fb

Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА