Современная жизнь делового человека, да и простого «среднестатистического» гражданина любого цивилизованного государства, уже не представляется возможной без использования услуг авиационных компаний.
С целью создания эффективной рентабельной авиакомпании, обеспечивающей интересы пассажиров и грузоотправителей, более выгодным представляется не приобретение авиатранспортных средств, а механизмы аренды, лизинга и прочие подобные им договорные отношения. Рассмотрению особенностей применения данных договорных отношений в разрезе действующего законодательства Украины и посвящена данная статья.
Гражданским законодательством, в частности главой 58 Гражданского кодекса Украины (ГК), регламентируются основные положения договора аренды в целом и отдельных его видов, в том числе договора аренды транспортного средства.
Параграф 5 главы 58 ГК регламентирует вопросы найма (аренды) транспортного средства. В соответствии с частью 1 статьи 798 ГК предметом договора найма транспортного средства могут быть воздушные, морские, речные суда, а также наземные самоходные транспортные средства. Таким образом, законодатель определяет среди перечня транспортных средств, к которым возможно применение договора аренды транспортного средства, воздушные суда, относя их тем самым к особой категории.
Часть 3 статьи 798 предусматривает также возможность получения арендатором комплекса услуг от арендодателя по обеспечению нормального использования транспортного средства. С учетом того, что операционная деятельность авиационного транспортного средства предусматривает необходимость постоянного проведения разнообразных форм технического обслуживания, замены различных агрегатов, а также принимая во внимание то, что проведение вышеуказанных форм и замен требует работы квалифицированного технического персонала со специальным авиационным образованием, такая возможность представляется очень интересной и актуальной для небольших авиакомпаний.
Статьей 799 ГК установлена обязательность письменной формы договора найма транспортного средства. Однако требование обязательного нотариального удостоверения в соответствии с частью 2 статьи 799 ГК применяется только к договору найма транспортного средства с участием физического лица. Учитывая немалую стоимость авиационного транспортного средства, обязательное нотариальное удостоверение договора аренды воздушного судна, по моему мнению, является необходимым.
В соответствии со статьей 800 ГК арендатор самостоятельно осуществляет использование транспортного средства в своей деятельности и имеет право без согласия арендодателя заключать от своего имени договоры перевозки, а также другие договоры в соответствии с назначением транспортного средства.
Очень важным является положение, прописанное в статье 801 ГК. Данная статья предусматривает обязанность арендатора поддерживать транспортное средство в надлежащем техническом состоянии и нести все расходы, связанные с использованием транспортного средства, в том числе уплатой налогов и других платежей.
Зачастую воздушные суда арендуются у государства, государственных или коммунальных предприятий, их техническое состояние не соответствует требованиям действующего законодательства Украины и нормам международного законодательства и у которых ресурс давно выработан. В договоре аренды воздушного судна арендодатель может прописать условия необходимости проведения его капитального ремонта перед передачей арендатором арендодателю по завершении срока действия договора аренды. Что же касается обязанности арендатора нести все расходы, связанные с использованием транспортного средства, в том числе с уплатой налогов и иных платежей, то требования данной нормы считаю обоснованными и справедливыми, поскольку доходы от использования транспортного средства также полностью остаются у арендатора.
Статья 802 ГК предусматривает возложение обязанности страхования транспортного средства на арендодателя, тем не менее, часть 2 статьи 771 ГК позволяет возложить на арендатора обязанность заключить договор страхования вещи, переданной в аренду, в договоре или по требованию закона. Это позволяет прописать в качестве одного из условий договора аренды воздушного судна обязанность арендатора застраховать воздушное судно, страхование которого в соответствии с нормами Закона Украины «О страховании» от 7 марта 1996 года является обязательным. Проведение обязательного авиационного страхования гражданской авиации регламентируется постановлением КМУ № 1535 от 12 октября 2002 года. В связи с тем, что воздушное судно относится к источникам повышенной опасности, данный вопрос является немаловажным.
Очень интересным представляется положение статьи 803 ГК, закрепляющее обязанность арендатора возместить убытки, причиненные в связи с потерей или повреждением транспортного средства, если он не докажет, что это произошло не по его вине.
Таким образом, законодатель предусматривает возможность освобождения арендатора от возмещения убытков, причиненных повреждением или утратой воздушного судна, произошедшими по вине субарендатора, по причине обстоятельств форс-мажора, по вине производителя или предприятия, производившего техническое обслуживание, ремонт или замену узлов и агрегатов (в случае если арендатор докажет, что утрата или повреждение воздушного судна произошли в результате нарушения технологических процессов, порядка замены и т.п. вышеуказанными предприятиями).
Также законодатель закрепил обязанность арендатора возместить вред, причиненный другому лицу в связи с использованием транспортного средства, в соответствии с порядком возмещения вреда, закрепленным в главе 82 ГК. Таким образом, в случае вреда, причиненного пассажирам, багажу, грузу, пассажиры или грузоотправители имеют право на возмещение вреда, причиненного им по вине арендатора воздушного судна.
Есть определенные особенности аренды воздушного судна с экипажем. Так, статья 805 ГК предусматривает, что при найме транспортного средства с экипажем управление и техническая эксплуатация транспортного средства производятся данным экипажем, при этом экипаж не прекращает трудовые правоотношения с арендодателем, который несет все расходы, связанные с его содержанием. Также интересной представляется обязанность экипажа отказаться от выполнения распоряжений арендатора в случае их противоречия условиям договора аренды, условиям эксплуатации транспортного средства, а также если они могут представлять опасность для экипажа, транспортного средства, прав иных лиц (пассажиров, арендодателя и т.п.).
Интересным представляется положение статьи 777 ГК о том, что арендатор, надлежащим образом выполняющий свои обязанности по договору аренды, после истечения срока договора имеет преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок с обязательным уведомлением арендодателя о желании воспользоваться таким правом до истечения срока договора аренды в срок, установленный договором. Если же такой срок договором не установлен — в разумный срок. Также немаловажным является положение о том, что в случае недостижения согласия между арендодателем и арендатором относительно оплаты и других условий договора, преимущественное право арендатора на заключение договора прекращается.
Интересным также представляется право арендодателя отказаться от договора аренды и требовать возвращения вещи, если арендатор не вносит плату за пользование имуществом на протяжении трех месяцев подряд. Данная норма защищает имущественные интересы арендодателя и особенно актуальна в условиях настоящего финансового кризиса.
Арендодатель может инициировать прекращение действия договора аренды в случаях, если арендатор: пользуется имуществом в противоречие условиям договора или назначения имущества; без разрешения арендодателя передал вещь в пользование иному лицу; своим беспечным поведением создает угрозу повреждения имущества; не приступил к проведению капитального ремонта имущества, если обязанность проведения капитального ремонта была возложена на арендатора.
Арендатор может инициировать прекращение действия договора аренды в случае, если арендодатель: передал в пользование имущество, качество которого не соответствует условиям договора и назначению имущества; не выполняет свои обязанности относительно проведения капитального ремонта имущества.
В соответствии с нормами статьи 786 ГК к требованиям о возмещении убытков в связи с повреждением имущества, переданного в пользование арендатору, а также к требованиям о возмещении расходов на улучшение вещи применяется исковая давность в один год, отсчет которой для арендодателя начинается с момента возвращения имущества арендатором, а относительно требований арендатора — с момента прекращения договора аренды.
Также интересным в отношении воздушных суден является применение договора лизинга, регламентированное параграфом 6 главы 58 ГК, а также Законом Украины «О финансовом лизинге» от 16 декабря 1997 года.
Лизинг представляет собой соглашение между арендодателем и арендатором, согласно которому арендодатель приобретает имущество и сдает его в аренду арендатору. Различают два вида лизинга: операционный и финансовый. Операционный лизинг — это сдача имущества в аренду на срок менее срока амортизации с возможностью возвращения арендодателю. Финансовый лизинг предусматривает сдачу имущества в аренду на весь срок амортизации. Имущество в любом случае находится в собственности арендодателя.
Поскольку по лизинговым схемам приобретается в основном дорогостоящее оборудование, техника и транспортные средства (например, самолеты), то большинство лизинговых компаний привлекает кредит для закупки техники, обычно в размере 80% от стоимости. В обеспечение кредита закладывается стоимость техники и арендные платежи. В мире примерно 85% лизинговых соглашений выполняются с привлечением кредитов. Таким образом, в лизинговой сделке присутствуют, чаще всего, три стороны: арендодатель и собственник имущества, арендатор и банк-кредитор.
Лизинговое соглашение имеет и неприятную сторону: если имущество устарело или вышло из строя, арендатор все равно обязан вносить платежи за аренду, независимо от состояния имущества.
При этом лизинг воздушных суден имеет собственные особенности. Операционный лизинг предусматривает аренду самолета на срок 7–10 лет, ежемесячную арендную плату, рассчитываемую в зависимости от срока аренды. После завершения срока аренды самолет возвращается владельцу. Финансовый лизинг предусматривает аренду самолета на срок до 15 лет, после чего самолет переходит в собственность клиенту. Но условия более жесткие: начальный аванс в размере 10–15% стоимости воздушного судна, ежемесячные лизинговые платежи по международным стандартам, а также дополнительные платежи по техническому обслуживанию и страхованию воздушного судна.
Лизинговые компании часто занимаются поставкой подержанной авиатехники в лизинг, обычно после того, как на самолет закончился срок операционного лизинга. Если самолеты поставляются американскими или европейскими лизинговыми компаниями в финансовый лизинг, то они берут, как правило, 25–30% стоимости самолета в качестве авансового взноса.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что аренда или лизинг воздушных суден — это единственное решение проблемы небольших авиакомпаний с пополнением парка самолетов и эффективной деятельности авиаперевозчиков. Но к этому вопросу нужно подходить осмотрительно и взвешенно. Поэтому немаловажным является глубокий правовой анализ заключаемых договоров аренды или лизинга воздушных судов, проводимый с привлечением квалифицированного юридического персонала.
МОРОЗ Виктор — генеральный директор, управляющий партнер ООО «Правовая гильдия «ВикториАл», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…