Правила рекламы для адвокатского объединения регулируются Правилами адвокатской этики. Рекламные материалы должны содержать: название адвокатского объединения (сведения о фамилии и имени адвоката); адрес; место и дату регистрации; номер телефона; общие данные об областях права, в которых специализируется адвокат (адвокатское объединение) или указание о том, что правовая помощь может быть предоставлена по всем отраслям права; регистрационный номер; дату и место выдачи адвокату свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью (дату регистрации адвокатского объединения и его регистрационный номер).
Реклама не может содержать: оценочных характеристик адвоката; откликов других лиц о работе адвоката; сравнений с другими адвокатами и их критики; заявлений о достоверности успешного выполнения поручений и иных заявлений, которые могут вызвать безосновательные надежды у клиентов; указаний, которые могут дать представление, что деятельность именно этого адвоката характеризуется чертами и показателями, присущими в действительности адвокатуре как таковой. В этом плане замечательный пример рекламы услуг адвоката приведен на 10 странице.
В свою очередь, полет фантазии при рекламировании услуг юридических фирм (ЮФ) ограничивается лишь Законом Украины «О рекламе», однако зачастую сами юристы не спешат применять новые маркетинговые инструменты, в том числе и креативную рекламу. Стандартными маркетинговыми инструментами (если не всеми одновременно, то хоть одним) пользуется большинство юридических фирм.
Как удивить потенциального клиента и тем самым расширить их круг, рассказывает управляющий партнер юридической фирмы «Спенсер и Кауфманн» Валентин Загария.
Среди инновационных маркетинговых инструментов юридических фирм г-н Загария называет следующие: мероприятия по корпоративной социальной ответственности (КСО), которые включают в себя: поддержку (партнерство/спонсорство) общественных организаций; поддержку и спонсирование студенческих мероприятий и инициатив; учреждение стипендий с целью поддержки молодых талантов в юридической отрасли; pro bono (согласно Правилам адвокатской этики, оказание правовой помощи лицам, которые не могут себе позволить расходы на адвоката, это обязанность каждого адвоката и адвокатского объединения), а также тренинги для in-house юристов и создание Alumni Network (сети бывших сотрудников); блоги юридических фирм в социальных сетях (г-н Загария отметил, что здесь надо быть особенно внимательным, т.к. определенные высказывания могут послужить антирекламой); креативную печатную рекламу и рекламные ролики; новые подходы к созданию корпоративных сайтов (новая, более динамичная и интерактивная структура).
Тенденция внедрения КСО пришла с Запада, и г-н Загария считает ее позитивной, т.к. КСО является именно теми public relations (PR), которые, кроме всего прочего, приносят пользу обществу. Кстати, г‑н Загария привел пример учреждения стипендии для молодых талантливых юристов уже на Украине, однако имя мецената оставил в тайне.
Из иностранного опыта управляющему партнеру «Спенсер и Кауфманн» понравились тренинги для in-house юристов, организованные юрфирмами. Что в свою очередь помогает сохранить лояльность клиента, а это уже обеспечение стабильного развития фирмы в будущем.
Некоторые юрфирмы уже начали проводить специальные социальные мероприятия для своих бывших сотрудников. Цель здесь проста — экс-юрист, занимая должность in-house юриста, служит своеобразным «агентом влияния» и может стать одной из причиной выбора клиентом конкретной юрфирмы.
Отдельно г-н Загария остановился на креативной рекламе. Так, на фото было изображено, как очень большая собака подставила «спину» маленькой, чтобы та добралась до кухонного стола, рекламный слоган играл на созвучности: «Great partnerships — share common goals». Второй пример такой рекламы — изображение на фото высоколетящего слона на дельтаплане. Слоган также обыгрывает звучание слов в английском языке «Legal obstacles: creative counsel finds a way».
Британская юридическая фирма Eversheds LLP о своем переезде в новый офис рассказала в минутном ролике (https://www.eversheds.com/uk/home/publications/videos/parkourdancer.page), слоган кампании — «Eversheds — юридическая фирма 21 века».
Попробуйте найти аналогичную рекламу украинских юридических фирм, ее просто нет. О креативе в рекламе юрфирм мы уже говорили, когда вспоминали бассейн с живыми акулами в офисе американских судебников, офисы наших юридических фирм пока больше похожи на картинные галереи.
PR на грани закона
Если тема креативной рекламы может и обойти стороной юрфирму, то проблема referral fee (выплата вознаграждения юрфирмой за рекомендацию), которую поднял г‑н Загария, вряд ли. Допустим ли referral fee c точки зрения закона и профессиональной этики в случае выплаты: третьему лицу; топ-менеджеру компании, которую топ-менеджер приводит в качестве клиента; должностному лицу государственной структуры? И не является ли referral fee банальным откатом?
Г-н Загария уверен, что в случае выплаты топ-менеджеру компании или должностному лицу госструктуры, это уже не referral fee, а откат. А как относительно выплат третьему лицу? Г-н Загария обращает внимание на невозможность анализа этого вопроса с точки зрения юридической практики, ведь украинский рынок отчасти дерегулирован: есть адвокаты и адвокатские объединения, а есть юридические фирмы, которые фактически имеют разное регулирование.
В отношении referral fee, рассуждает г‑н Загария, если юридическое лицо платит вознаграждение третьему лицу (другой юридической фирме) за привод клиентов, ограничений со стороны законодательства нет; если топ-менеджеру, то стоит обратить внимание на соблюдение антикоррупционного законодательства (если наличествуют какие-либо интересы между топ-менеджером и компанией, вступает в действие антикоррупционое законодательство), а в случае причинения существенного ущерба компании может наступить и уголовная ответственность.
Насколько корректно адвокату платить другому адвокату за рекомендацию — Правила адвокатской этики запрещают платить за рекомендацию, но, спрашивает г-н Загария, как поступать в адвокатских объединениях, когда партнеры пытаются построить модель мотивации: с одной стороны, Правила адвокатской этики, с другой — мотивация коллег к развитию бизнеса.
Валентин Загария приводит в пример международный опыт. Так, этические правила для адвокатов Европейского Союза разрешают адвокатам выплачивать вознаграждение за рекомендацию. Американская ассоциация адвокатов (ABA) установила определенные ограничения — действует прямой запрет на вознаграждение за рекомендацию, кроме случаев: покрытия затрат на рекламу другого адвоката; покрытия затрат на содержание профессиональной справочной службы; рекомендации на взаимной основе, по исключительному соглашению между фирмами о том, что они рекомендуют друг друга своим клиентам, но при этом клиент должен знать о существовании такой договоренности между адвокатами.
Валентин Загария подытоживает сказанное таким соображением — PR заканчивается там, где начинается нарушение закона и нарушение этики.
Стандартные маркетинговые инструменты ЮФ:
Слоганы, которые, по мнению Валентина Загария, вводят в заблуждение (или же просто лишняя склонность к литературным метафорам и гиперболам):
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…