Правила для «развлекательного» флота — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №12 (639) » Правила для «развлекательного» флота

Правила для «развлекательного» флота

Рубрика Тема номера

В последнее время в силу ряда чрезвычайных происшествий на водных объектах нашей страны определенный общественный резонанс и злободневность приобрели вопросы обеспечения безопасности эксплуатации малых (маломерных) судов и баз их стоянки на Украине, а значит, и соблюдения норм действующего законодательства в этой сфере.

Ранее в частном секторе имело место лишь ограниченное использование малых судов для рыболовных целей. Но с развитием частного коттеджного строительства, особенно на берегах рек и озер, стала появляться новая инфраструктура частных причалов и стоянок, предназначенных для эксплуатации малого флота «развлекательного» направления — малых катеров, яхт, гидроциклов и т.п.

При этом общеизвестно частое игнорирование застройщиками соответствующих норм земельного законодательства, архитектурно-строительных нормативов и разрешений в целом, не говоря уже о слабой осведомленности и невыполнении требований законодательства о размещении и эксплуатации вод­ных объектов и гидротехнических сооружений.

Исходя из этого, представляется целесообразным проанализировать современное состояние нормативно-правового регулирования данных общественных отношений.

Указанное регламентирование на Украине, кроме общих положений законодательства, содержащихся в Законе Украины «О транспорте» и ряде иных законодательных актов, осуществляется на уровне нескольких подзаконных актов центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Наиболее примечательными из них, на наш взгляд, являются Правила безо­пасной эксплуатации баз для стоянки маломерных (малых) судов, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины № 642 от 16 июля 2004 года, а также Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных (малых) судах в г. Киеве, утвержденные решением Киевского горсовета № 393/2968 от 26 мая 2005 года.

Второй из упомянутых актов, несмот­ря на то, что его действие распространяется лишь на территорию г. Киева, является наиболее совершенным с точки зрения юридической техники, а в свете столичного статуса г. Киева — и одним из наиболее значимых среди аналогичных актов органов местного самоуправления в данной сфере. В частности, опыт нормативного регулирования г. Киева в данном вопросе был использован и другими территориальными общинами нашей страны, где действуют практически аналогичные по содержанию правила.

Следует отметить, что большинство норм права, содержащихся в указанных нормативных актах, носят юридико-технический характер. То есть, регламентируя соответствующие социальные отношения, они устанавливают определенные технические стандарты эксплуатации малых судов и баз их стоянки, которые носят обязательный характер и обеспечиваются, или по крайней мере должны обеспечиваться, силой государственного понуждения.

В понимании Правил безопасной эксплуатации баз для стоянки маломерных (малых) судов (Правила эксплуатации баз для стоянки судов) соответствующей базой является субъект хозяйствования (прямая параллель с ХК), одним из уставных видов деятельности которого является предоставление услуг по безо­пасному содержанию малых судов, для чего он содержит и использует специально оборудованные гидротехнические сооружения. Однако к таким базам не относятся пункты базирования судов флота рыбного хозяйства, то есть имеющих иное целевое назначение.

В свою очередь, под маломерными в указанных Правилах подразумеваются суда с длиной корпуса 20 и менее метров, за исключением буксиров, плавучих кранов, грузовых судов, судов, перевозящих более 12 пассажиров, а также технических судов.

Пунктом 1.8 указанных Правил преду­смотрена классификация стояночных баз малых судов в зависимости от их количества, начиная с 1-го класса, преду­сматривающего наличие на базе более 3000 судов, и заканчивая 9-м классом — менее 10 судов.

Важным является положение об обязательной регистрации всех баз стоянки маломерных судов в Госфлотинспекции Украины, которая осуществляется на основе предоставления администрацией такой базы соответствующих право­устанавливающих документов, копии акта отвода земельного участка, справки о количестве судов и других документов, после чего Госфлотинспекцией вносится запись в Журнал регистрации баз и выдается соответствующее свидетельство.

Среди основных технических требований к обустройству баз стоянки маломерных судов, содержащихся в Правилах, следует отметить необходимость их размещения на участках с небольшой скоростью течения, не ближе чем в 100 метрах от дебаркадеров и других причальных сооружений и не ближе чем в 500 метрах от гидротехнических сооружений и мостов. Граница акватории такой базы должна быть ограждена бонами, понтонами либо плавучими знаками на воде, а сама акватория не менее одного раза в навигационный период подлежит тралению. Кроме того, в темное время суток территории и акватории баз должны быть оборудованы надлежащим освещением, но так, чтобы не создавать помех и не дезориентировать проходящие мимо базы суда.

Правила эксплуатации баз для стоянки судов содержат и весьма подробные требования касательно порядка содержания самих маломерных судов на таких базах. В частности, после регистрации в Судовой книге Украины каждое маломерное судно подлежит приписке к той или иной базе, где имеет постоянно закрепленное место, рядом с которым наносится регистрационный номер судна. Кроме того, приписанные к базе суда подлежат регистрации в Журнале учета приписного флота.

Для обеспечения контроля за выходом в плавание и возвращением судов на каждой базе их стоянки организовывается выпускной режим, а инструкция базы о таком выпускном режиме подлежит согласованию в Госфлотинспекции Украины. Каждый выход и возвращение судов регистрируются в Журнале выпуска судов в плавание, а при выходе с базы подлежат проверке свидетельство на право управления судном, судовый билет, свидетельство о пригодности судна к плаванию, акт технического осмотра, наличие спасательных средств, правильность размещения пассажиров и груза, наличие необходимых надписей на судах, соответствие их технического состояния требованиям судовой документации.

При этом при несоблюдении хотя бы одной из вышеуказанных позиций запрещается выпуск судов за пределы базы. Кроме того, пункт 5.7 Правил прямо запрещает выпуск маломерных судов с баз их стоянки в случае, если водитель судна или его пассажиры находятся в состоянии очевидного алкогольного или наркотического опьянения, если фактические либо прогнозируемые метеорологические условия не обеспечивают безопасности плавания, а также при отсутствии у базы свидетельства о регистрации.

В соответствии с Правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных (малых) судах в г. Киеве, утвержденными решением Киевского горсовета № 393/2968 от 26 мая 2005 года, моторным судном считается любое использующее собственную силовую установку судно, кроме судов, использующих ее для небольших перемещений в портах или увеличения маневренности при буксировании либо толкании. Скоростным судном считается любое самоходное судно (кроме водотоннажных), которое может развить скорость 35 км в час и более.

Важно отметить то, что в соответствии с указанными Правилами все судовладельцы обязаны осуществить регистрацию своих судов в Госфлотинспекции Украины — Государственном судовом реестре и в Судовой книге Украины на протяжении 10 дней с момента их приобретения (постройки).

Выход маломерных судов в плавание разрешается при благоприятных погодных условиях, технической исправности судна, наличии соответствующего оборудования и снаряжения, а также наличии действительных судовых документов и свидетельства (диплома) на право управления судном. Кроме того, при плавании на беспалубном маломерном судне все пассажиры и члены экипажа должны быть одеты в спасательные нагрудники (жилеты).

В соответствии с пунктом 6.5 Правил запрещается выход в плавание на незарегистрированном малом судне, без номерных знаков на бортах и на судах, не прошедших технический осмотр. Среди иных ограничений следует отметить запрет на управление малыми судами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения любой степени, передачу управления лицам и перевозку пассажиров в таком состоянии, управление судном без соответствующего свидетельства, заход в акваторию пляжей, передвижение при видимости менее 500 метров, а для скоростных судов — менее 1000 метров.

За нарушение вышеуказанных Правил предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях, а в случае, если такое нарушение повлекло тяжкие последствия и представляет собой общественную опасность — и уголовная ответственность.

Таким образом, можно утверждать, что правовая регламентация использования маломерных (малых) судов и баз их стоянки на Украине находится на достаточно высоком уровне юридической техники и в целом характеризуется как весьма качественная. Однако состояние практической реализации проанализированных норм является яркой иллюстрацией высказывания М.Е. Салтыкова-Щедрина о том, что строгость законов в нашей стране компенсируется необязательностью их исполнения.

ШЕПЕЛЬ Тарас — партнер ЮФ «Международная юридическая служба», г. Киев,

ЕВДОКИМОВ Дмитрий — юрист ЮФ  «Международная юридическая служба», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

О переносе рассмотрения дела

Государственная практика

Минимальная ниже минимума

Свобода от «четвертой инстанции»

Деловая практика

Регистрационное разделение

День ЮП

Три нормальных пятилетки

Законодательная практика

Дисциплина — мать победы*

Неделя права

АМКУ штрафует за недостоверность

Новое видение амнистии

О защите и экспертизе ТМ

Каждому суду по строке

И снова взываем в никуда

Новости делового мира

О разъяснении порядка уплаты ввозной пошлины на автомобили

ГНАУ изменила критерий определения крупного налогоплательщика

Копия описи не заменит разрешительный документ

Новости законотворчества

Ужесточение мер за использование спецтехсредств

Лотерейный бизнес станет социальным?

Нотариусов вновь собираются объединить

Новости из зала суда

ВХСУ не отдал земли крымского санатория под застройку

«Диспомед» выиграл дело у Киевской таможни

Авторские права известного французского фотохудожника защищены

Новости из-за рубежа

Дисциплинарное судебное присутствие сформировано

А. Пугачева отсудила бренд «Филипп»

Судьи судятся за стаж

Volvo XC60 — не самый безопасный

Новости профессии

Выборы членов КДКА Закарпатской области от адвокатуры перенесены

Кадровые ротации в МВД

С. Соболев — председатель оппозиционного правительства

Каждый восьмой нормативный акт — без госрегистрации

А. Присяжнюк назначен губернатором Киевской области

Новости юридических фирм

Юрист ЮФ «Салком» допущена к практике во всех судах штата Нью-Йорк

ENGARDE усиливает команду в сфере решения споров

МЮК INTEGRITES — советник MEHIB

Под куполом

Переформатирование?

Позиция

ВСУ может пересматривать решения высших судов

Реестр событий

Затуманенные полномочия

КСУ займется соцвыплатами

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Нулевое приложение

Гарантийный срок хранения

Судебные дела недели

ОАО «Южный горно-обогатительный комбинат» выиграл дело в суде

Дело по иску ООО «Амфибия» направлено на новое рассмотрение

Судебные решения

О нюансах взимания корабельного и административных сборов

О вознаграждении за спасение судна при осуществлении проводки

Тема номера

Правоотношения Садко с морским царем

Правила для «развлекательного» флота

Частная практика

Пустить адвоката в расход

Інші новини

PRAVO.UA