Споры о трудоустройстве инвалидов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (608) » Споры о трудоустройстве инвалидов

Споры о трудоустройстве инвалидов

В настоящее время для многих работодателей актуален вопрос, касающийся определения норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов и уплаты штрафных санкций при невыполнении данного норматива, установленного статьями 19, 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» (Закон).

Более детально данный вопрос урегулирован постановлением Кабинета Министров Украины «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» № 70 от 31 января 2007 года.

При этом сам механизм начисления пени за нарушение сроков уплаты административно-хозяйственны санкций пред­приятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, определен в Законе Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», утвержденном приказом Министерства труда и социальной политики Украины № 223 от 15 мая 2007 года и зарегистрированном в Министерстве юстиции Укра­ины под № 552/13819 30 мая 2007 года.

Однако указанные нормативные акты, к сожалению, не в полной мере регулируют существующие правоотношения по этому вопросу и на данный момент нуждаются в существенных доработках.

Необходимость дополнительного законодательного урегулирования данного вопроса заключается в том, что при решении указанной категории споров судебные инстанции на протяжении довольно продолжительного времени по-разному применяли положения нормативных актов, регулирующих соответствующие правоотношения и, как следствие, часто принимали решения, по смыслу противоречившие друг другу.

С целью однозначного применения норм права по данному вопросу, Высший административный суд Украины (ВАСУ) проанализировал и обобщил соответствующую судебную практику, что отражено в справке «О результатах изучения и обобщения судебной практики применения статей 19, 20 Закона» от 23 августа 2007 года (Справка). В частности, были затронуты следующие аспекты:

1) выявление причин возникновения споров, связанных с правоотношениями, определенными статьями 19, 20 Закона; субъектный состав участников административного процесса;

2) исследование проблемных вопросов относительно практики применения статей 19, 20 Закона, определение юрисдикции дел при участии отделений Фонда социальной защиты инвалидов, применение к спорным правоотношениям положений статьи 250 Хозяйственного кодекса Украины, определение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

3) определение предмета доказывания в делах о взыскании административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рабочих мест для инвалидов;

4) обобщение практики рассмотрения дел при участии ответчиков — плательщиков единого налога;

5) взыскание пени за нарушение срока уплаты административно-хозяйственных санкций;

6) проблемы правоприменения час­тей 3, 5 статьи 20 Закона.

По результатам детального анализа указанных вопросов ВАСУ сделаны соответствующие выводы. Однако с некоторыми из них можно не согласиться. В частности, с тем, что Закон устанавливает равные условия хозяйственной деятельности для всех предприятий в отношении соблюдения норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов и порядок его исчисления.

В качестве примера приведу ряд замечаний, связанных с трудоустройством инвалидов на предприятиях, на которые распространяется действие Закона Украины «О железнодорожном транспорте».

Во-первых, в отличие от статьи 19 Закона, в специальной норме, а именно — в части 4 статьи 15 Закона Украины «О железнодорожном транспорте» от 4 июля 1996 года (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что «создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов производится предприятиями и организациями железнодорожного транспорта общего пользования в размере 4 % от числа работников, занятых в подсобно-вспомогательных работах».

Таким образом, Закон Украины «О железнодорожном транспорте» является специальным законом, регулирующим особенности функционирования железнодорожного транспорта, а часть 4 статьи 15 этого Закона соответственно является специальной нормой, регулирующей порядок создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов на железнодорожном транспорте и предусматривает другой порядок исчисления 4 % рабочих мест для инвалидов. Это связано с особенностями условий работы железнодорожников, установлением для ряда профессий более жестких критериев отбора по состоянию здоровья, что делает невозможным в определенном перечне профессий использование работы инвалидов. А согласно общетеоретическим правилам применения норм, если наряду с общей нормой действует специальная норма, то применяется специальная норма.

Указанные ссылки подтверждаются также выводом Совета научно-правовых экспертиз при Институте государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины от 13 июля 2007 года, исх. № 126/136, а также письмом Главного юридического управления Аппарата Верховного Совета Украины от 5 апреля 2007 года, исх. № 07/8-163.

Во-вторых, из анализа нормы части 11 статьи 19 Закона, в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов» № 2960 от 6 октября 2005 года следует, что ограничения касаются исключительно тех законов, которыми на момент вступления в силу этого Закона только устанавливается порядок определения норматива (длящийся процесс). Какие-либо ограничения относительно уже определенных (постоянных) нормативов, установленных законами Украины до вступления в силу этого Закона, в том числе и Законом Украины «О железнодорожном транспорте», не установлены. В связи с этим применение специальной нормы, определенной Законом Украины «О железнодорожном транспорте», никоим образом не противоречит действующему законодательству.

В-третьих, при обращениях граждан по вопросам трудоустройства на железных дорогах Украины работодатели в обязательном порядке должны учитывать особые требования к состоянию здоровья работников, поскольку это связано с основной деятельностью железной дороги — движением поездов. Для этого они направляют претендентов на медицинский осмотр и только после предъявления гражданином соответствующего документа, подтверждающего, что состояние его здоровья позволяет работать на железнодорожном транспорте, с ним заключается трудовое соглашение.

Требования относительно надлежащего состояния здоровья работников предусмотрены соответствующими нормативными актами, а именно:

— приказом министра путей сообщения СССР «О медицинском освидетельствовании работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов» № 23 Ц от 7 июля 1987 года;

— приложением № 1 к приказу МПС СССР и Госкорпорации «Транстрой» от 23 декабря 1991 года № Ц-2006у «Пере­чень профессий и должностей работников железнодорожного транспорта, метрополитенов, концерна «Промжелдортранс и транспортного строительства», связанных с работой на железнодорожных путях и обслуживанием поездов, подлежащих обязательному предварительному при поступлении на работу и периодическому медицинскому осмотру» и многими другими локальными актами.

В-четвертых, ВАСУ в Справке подчеркивает, что «указанные изменения не решили проблему, поскольку несогласованность между требованиями Закона и Закона Украины «Об охране труда» не устранена. Вместе с тем указанные выше специальные законы не приведены в соответствие со внесенными изменениями, что может стать основанием для разного их правоприменения».

То есть приведенные доводы следует применять как доказательства безосновательности требований фондов к тем предприятиям и организациям, на которые распространяется действие специальных норм, регулирующих установление нормативов рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, или порядок их установления.

Также хочу привести несколько соображений из личной судебной практики, которые, возможно, помогут предприятиям (ответчикам) в «борьбе» с фондами социальной защиты инвалидов (фонды).

1. Так, в соответствии с требованиями части 1 статьи 17 Закона «инвалидам с целью реализации творческих и производственных способностей и с учетом индивидуальных программ реабилитации, обеспечивается право работать на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также заниматься предпринимательской и другой трудовой деятельностью, не запрещенной Законом».

Статьей 1 названного Закона установлено, что «инвалиды на Украине владеют всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Украины и другими законодательными актами».

Из анализа приведенных норм следует, что Законом установлена защита именно частного права конкретного лица, в установленном порядке признанного инвалидом. В связи с чем при решении вопроса о привлечении предприятия к ответственности в виде применения административно-хозяйственных санкций, предусмотренного статьей 20 Закона, в обязательном порядке необходимо выяснять наличие волеизъявления инвалида к реализации своего защищенного законом частного права на труд.

Как правило, истцы (фонды) в своих исках не предоставляют суду информацию и доказательства относительно того, находились ли на учете в управлениях социальной защиты населения, районных центрах занятости инвалиды, которые изъявили желание работать и по состоянию своего здоровья могут работать вообще или на конкретном производстве.

Положения статьи 20 Закона призваны обеспечить права инвалидов на работу. Применение определенных в ней санкций, при отсутствии самого факта нахождения на учете лиц-инвалидов, изъявивших желание работать, является безо­сновательным и противоречит общим принципам права наложения юридической ответственности на работодателя.

К основным составным элементам правонарушения принадлежит вина и наличие причинной связи между самим нарушением и последствиями. Наличие определенных частных прав у конкретного лица никоим образом не предусматривает реализацию такого права без волеизъявления самого лица, владеющего такими правами.

Таким образом, факт отсутствия доказательств реализации инвалидами своего права на трудоустройство (а именно: желание работать на конкретном предприятии и уведомление об этом соответствующие органы социальной защиты населения, а также постановка на учет в этих учреждениях) делает невозможным применение к работодателю административно-хозяйственных санкций.

2. Наложение на работодателей обязанности по трудоустройству инвалидов со всеми функциями поиска, подбора и т.п. противоречит действующему законодательству. Так как трудоустройство инвалида предприятием по своей правовой природе является не чем иным, как социальной услугой.

В свою очередь, предоставление социальных услуг урегулировано Законом Украины «О социальных услугах» от 19 июня 2003 года, в преамбуле которого определено, что этот Закон определяет основные организационные и правовые основы предоставления социальных услуг лицам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждающимся в посторонней помощи.

В соответствии со статьей 1 этого Закона социальные услуги — комплекс правовых, экономических, психологических, образовательных, медицинских, реа­билитационных и других мероприятий, направленных на отдельные социальные группы или индивидов, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждающихся в посторонней помощи (лица, нуждающиеся в социальных услугах), с целью улучшения или восстановления их жизнедеятельности, социальной адаптации и возвращения к полноценной жизни.

Сложные жизненные обстоятельства — обстоятельства, объективно нарушающие нормальную жизнедеятельность лица, последствия которых оно не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, частичная утрата двигательной активности в связи со старостью или состоянием здоровья, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, насилие, пренебрежительное отношение и негативные отношения в семье, малообеспеченность, психологическое или психическое расстройство, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.).

Согласно статье 5 данного Закона, основными формами предоставления социальных услуг являются материальная помощь и социальное обслуживание. Социальное обслуживание осуществляется путем предоставления социальных услуг, в том числе такого вида, как услуги по трудоустройству: поиск подходящей работы, содействие в трудоустройстве и социальное сопровождение трудоустроенного лица. При этом перечень способов предоставления такой услуги не является исчерпывающим.

Статьей 7 указанного Закона предусмотрено, что субъекты, предоставляющие социальные услуги, осуществляют свою деятельность на профессиональной основе в соответствии с положением о них или их уставом, где обязательно отмечается перечень основных социальных услуг, категорий лиц, которым они предоставляются, условия и порядок их предоставления. При этом, согласно статье 8 Закона, предоставление таких услуг должно осуществляться на основании лицензий.

Поскольку ответчик (практически в каждом случае) не является субъектом предоставления социальной услуги в соответствии со статьей 7 Закона, не имеет соответствующей лицензии на осуществление данного вида деятельности, на него не может быть возложена обязанность по трудоустройству инвалидов.

3. Если истцы (фонды) подают иски относительно взыскания с ответчиков штрафных санкций, которые возникли до 31 января 2007 года, то есть смысл ссылаться на пункт 10 Положения о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденного постановлением КМУ № 314 от 3 мая 1995 года (Положение). Согласно Положению, «трудоустройство инвалидов осуществляется государственной службой занятос­ти, органами Минсоцзащиты, местными советами народных депутатов, общественными организациями инвалидов с учетом пожеланий, состояния здоровья инвалидов, их способностей и профессиональных навыков соответственно выводам МСЭК». (Данное Положение утратило силу согласно постановлению КМУ № 70 от 31 января 2007 года.)

Следует обратить внимание на тот факт, что обязанность предприятия трудоустроить инвалидов в соответствии со статьей 19 Закона корреспондируется с обязанностью органов Минсоцзащиты, местных советов народных депутатов, общественных организаций инвалидов осуществлять работу по трудоустройству конкретных инвалидов.

Закон предусматривает, что подбор указанными органами рабочего места для инвалида осуществляется преимущественно на предприятии, где наступила инвалидность, с учетом пожеланий инвалида, имеющихся у него профессиональных навыков и знаний, а также рекомендаций медико-социальной экспертизы.

Также Закон предусматривает определенные действия соответствующих органов и предприятий, которые должны заботиться о занятости трудоспособных инвалидов, а именно заниматься:

— определением количества инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве и проживающих на территории местной общины;

— выяснением причин инвалидности и места получения инвалидности;

— выявлением возможности местных предприятий по организации рабочих мест для инвалидов;

— учетом соответствующей нозологии;

— пожеланиями самих инвалидов и другими аспектами обеспечения занятос­ти конкретных людей-инвалидов.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 19 Закона «предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, самостоятельно рассчитывают количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов соответственно нормативу, установленному частью 1 этой статьи и обеспечивают трудоустройство инвалидов. При расчетах количество рабочих мест округляется до целого значения».

Проанализировав содержание указанных положений Закона, следует обратить внимание на следующие факты:

— во-первых, обязанность предприятия (ответчика) относительно создания рабочих мест для инвалидов не сопровождается его обязанностью подбирать и трудоустраивать инвалидов на созданные рабочие места. Такая обязанность возлагается на органы трудоустройства, указанные в пункте 10 Положения (данная ссылка подтверждается судебной практикой, например постановлением ВАСУ от 6 февраля 2007 года);

— во-вторых, истец (фонд), как правило, ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного разбирательства не ссылаются и не доказывают, что органы и предприятия, которые должны заботиться о занятости трудоспособных инвалидов: определили количество инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве и проживающих на территории местной общины; выяснили причины инвалидности и место получения инвалидности; выявили возможнос­ти местных предприятий организовать рабочие места для инвалидов; учли соответствующую нозологию, пожелания самих инвалидов и другие аспекты обеспечения занятости конкретных людей-инвалидов.

4. Также есть смысл ссылаться на часть 1 статьи 172 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ), предусматривающую, что «в случаях, предусмотренных законодательством, на владельца или уполномоченный им орган возлагается обязанность организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями, установить по их просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и создать льготные условия труда».

Проанализировав содержание указанной нормы КЗоТа, следует отметить, что она не обязывает ответчиков осуществлять определенные действия до момента заключения с инвалидами трудового договора, а наоборот, возлагает обязанность на ответчиков создать необходимые условия труда для конкретных граждан-инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями и их пожеланиями, в том числе и для тех инвалидов, которые направлены на предприятие для трудо­устройства.

Надеюсь, что данная информация поможет субъектам хозяйствования в защите своих прав при рассмотрении споров с указанными фондами и таким образом минимизировать возможные убытки в виде уплаты штрафных санкций.

И напоследок хочу сказать, что в данном вопросе еще не поставлена точка, поскольку ВАСУ в Справке указал следующее: «… с целью усовершенствования законодательства и судебной практики относительно применения статей 19, 20 Закона считаем, что изложенные выше проблемы нуждаются в детальном и глубоком обсуждении как научных работников, так и практиков.

В связи с этим предлагаем Справку о результатах изучения и обобщения судебной практики применения статей 19, 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» обсудить на заседаниях судебных палат, президиума ВАСУ и направить для обсуждения членам Научно-консультационного совета при ВАСУ, в Фонд социальной защиты инвалидов».

ДИДЕНКО Роман — начальник правового управления АООТ «Концерн «Весна», г. Днепропетровск

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Европейский суд vs. Украина

Государственная практика

Конституционный — незаконный?

Госслужащий как соучастник

Законодательная практика

Черноморский дозор

Расширение полномочий

Комментарии и аналитика

Споры о трудоустройстве инвалидов

Неделя права

Секретариат к порядку!

Так кто кого и где побил?

«Укрспецюст» все же банкрот

Ехануров — пенсионер?

Мир-р-ровое предложение...

Новости законотворчества

Деятельность хозобществ урегулируют спецзаконом

Правительство намерено лицензировать коллекторскую деятельность

ГКЦБФР намерена урегулировать эмиссию целевых облигаций

Новости из-за рубежа

«АвтоВАЗ» отсудил домен avtovaz.ru

Успеть сообщить о взятке за 24 часа

Новости профессии

Выданы свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью

Уволен начальник Управления СБУ во Львовской области

Смена руководства Государственного департамента исполнения наказаний

В ВАСУ обсудили выполнение проекта Twinning

Уволен ректор Национальной академии СБУ

Новости юридических фирм

Открылась первая юридическая фирма, специализирующаяся в сфере M&A и на сделках на рынках капитала

АМКУ разрешил приобрести пивоваренный завод «Днепр»

АК «Коннов и Созановский» защитила права ООО «Тапервэр» в МКАС

Новости юридического мира

Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» признано самой надежной юрфирмой в РФ

ЮФ Herbert Smith консультировала ЕБРР при предоставлении крупнейшего кредита

Экс-юрист Clifford Chance возглавил польскую фирму

Изменение структуры управления в Hammonds

Реестр событий

Конституционное злоупотребление?

Реестр доступней, бланки дороже

Председатель ВСУ стал меньше зарабатывать

Служебная лестница

Назначения

Судебная практика

Гражданская собственность

Судебные решения

О надлежащих основаниях для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам

О некоторых аспектах выполнения договоров аренды

Тема номера

ГК и ХК: есть свет в конце туннеля

Частная практика

Молодым везде дорога?

Согласие удостоверить vs. засвидетельствовать

Юридический форум

Новое лицо АЮУ в Сети

Юристы: рейдеру — по РЕПО!

Чиновник, уволенный за просмотр порно на рабочем месте, добился компенсации

Інші новини

PRAVO.UA