Сгладить «интересные» конфликты — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №20 (595) » Сгладить «интересные» конфликты

Сгладить «интересные» конфликты

Конфликт интересов, в недавнем прош­лом термин, относившийся в основном к бизнес-среде, ныне все чаще употребляется в контексте деятельности государственных чиновников, что в принципе и неудивительно, учитывая растущий уровень взаимодействия между частным и государственным секторами. Удивительно другое — на Украине до сих пор отсутствует определение конфликта интересов на пуб­личной службе и правил его предотвращения и урегулирования. При этом конфликт интересов, то есть противоречие между частными интересами чиновника и интересами службы, наличие которого может повлиять на объективность и непредвзятость принятия решения, совершения или воздержания от совершения соответствующих действий во время его служебной деятельности, рассматривается как один из факторов, содействующих развитию коррупции. Но, опять-таки, действующим антикоррупционным законодательством вопросы конфликта интересов практически не урегулированы.

Ныне на рассмотрении парламента находится один законопроект, направленный на уреглирование данного вопроса — «О конфликте интересов в деятельности публичных служащих» № 4420, внесенный народными депутатами Украины: Иваном Кириленко, Олегом Ляшко, Романом Зва­ричем, Юрием Мирошниченко, Ольгой Бод­нар. Законопроект, в течение нескольких лет разрабатываемый Главгосслужбой и даже переданный в установленном порядке в Кабинет Министров Украины, в парламент так и не попал.

Кого считать в публичную службу

Итак, рассмотрим, что же предлагается урегулировать законопроектом № 4420. Прежде всего отметим, что субъектный состав публичных служащих чрезвычайно широк. В соответствии со статьей 2 законопроекта его действие должно распространяться как на: лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, органов местного самоуправления (от Президента Украины; Председателя Верховного Совета Украины и его заместителей; премьер-министра Украины, других членов Кабинета Министров Украины; народных депутатов Украины до должностных лиц органов прокуратуры, дипломатической, таможенной и государственной налоговой службы; а также лиц, которые занимают должнос­ти в органах ­государственной власти и не являются государственными служащими); так и на других лиц, уполномоченных на выполнение функций государства (руководителей и заместителей руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций; должностных лиц, которые выполняют функции государства, органов местного самоуправления, находятся в трудовых отношениях с юридическими лицами публичного права и получают заработную плату за счет средств Государственного или местного бюджета ). Перечень практически всеобъемлем, что вызывает определенные сомнения в необходимости такой детализации и, тем более, в возможности обеспечения реального контроля за соблюдением всеми вышеперечисленными категориями публичных служащих предложенных предписаний.

Декларировать не только доходы, но и расходы

Одной из превентивных мер конфликта интересов, по мнению авторов законопроекта, должно стать поголовное декларирование доходов и расходов публичными служащими и их близкими родственниками. По сравнению с существующим декларированием предлагается ряд существенных нововведений. Так, декларированию будет подлежать не только недвижимость и ценное имущество (в том числе транспортные средства), являющиеся собственностью пуб­личного служащего, а также находящиеся в его владении или использовании, но и информация о заключенных соглашениях, если цена соглашения превышает 20 минимальных заработных плат, с указанием размера и сторон таких соглашений; а также информация о полученных кредитах, если общий размер таких кредитов превышает 20 минимальных заработных плат. Обязанность по подаче деклараций сохраняется в течение двух лет пос­ле прекращения публичной службы. А все сведения, предоставленные в декларациях, станут объектом постоянного мониторинга специально уполномоченных лиц на предмет выявления конфликта интересов чиновника.

Другие новшества

К слову, в законопроекте предусматривается введение в подразделениях по вопросам персонала должностей уполномоченных лиц, на которых будут возложены обязанности по предоставлению консультаций по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельнос­ти публичных служащих; предоставление письменных разъяснений относительно наличия (отсутствия) конфликта интересов в случаях, предусмотренных законом; обес­печение мониторинга деклараций доходов и расходов публичных служащих с целью выявления конфликта интересов в их деятельности; информирование уполномоченного органа и руководителя органа, в котором работает публичный служащий, о выявлении конфликта интересов и мерах, которые были применены для урегулирования такого конфликта интересов; осуществление внешнего контроля; а также осуществление дисциплинарного производства относительно публичного служащего, допустившего конфликт интересов.

Законопроектом № 4420 достаточно подробно регламентируются вопросы ограничений, связанных с использованием служебного положения и получением подарков, которые могут привести к конфликту интересов (ограничения не распространяются на проявления гостеприимства и подарки, стоимость которых не превышает 20 процентов прожиточного минимума одноразово, а совокупная стоимость таких подарков, полученных из одного источника на протяжении года, — одного прожиточного минимума). Закрепляются основные принципы и определяются положения относительно предотвращения возникновения конфликта интересов, а также конкретные способы его урегулирования (в случае конфликта интересов публичный служащий обязан в течение 5 рабочих дней с момента его возникновения в письменном виде сообщить органу или должностному лицу, уполномоченному назначать (избирать) на соответствующие должности, о факте возникновения конфликта интересов, обстоятельствах, вследствие которых он произошел, возможной выгоде, которую публичный служащий или его близкие родственники или другие, связанные с ним юридические и физические лица, могут получить в результате возникновения такого конфликта, а также может указать возможный способ урегулирования конфликта интересов). Кроме того, в законопроекте предусматривается принятие кодексов этики, а также правил относительно конфликта интересов в деятельности отдельных публичных служащих со специальным статусом, и закрепляются гарантии защиты лиц, которые способствуют выявлению конфликтов интересов в деятельности публичных служащих.

Принятие законопроекта, направленного на решение конфликта интересов госчиновников, несомненно, станет прогрессивным явлением. Но закон должен идти в ногу со временем. При наличии множества позитивных норм в законопроекте № 4420 он, однако, представляется несколько устаревшим. Ведь в современных условиях основное внимание должно уделяться не традиционным факторам влияния на чиновников, а именно подаркам и представительским услугам или личным (родственным) отношениям. Растущее сотрудничество разнообразило возможнос­ти возникновения конфликта интересов в случаях, когда госслужащий имеет частные интересы в бизнесе в качестве парт­нера, акционера, члена совета директоров, инвестора, стороны государственного ­контракта и так далее. Следует также учитывать ситуации, когда госчиновник связан с другими организациями (например, является членом совета неприбыльной организации, финансируемой за счет госоргана, в котором он работает). Отдельно нужно рассматривать и ситуации, когда госслужащий оставляет должность и переходит на работу в частную компанию, или, наоборот, должностное лицо компании назначается на должность в госоргане, связанном финансовыми или другими обязательствами с компанией, в которой этот чиновник ранее работал. К сожалению, в предложенном законопроекте данные формы конфликта интересов (в части их типологизации и характерных признаков) освещены недостаточно.


КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Сергей САФУЛЬКО
Член Высшего совета юстиции

— Конфликт интересов — достаточно распространенное явление в государственной службе. Причем конфликт возможен не только между интересами службы и интересами служащего, но также между интересами службы и внутренними убеждениями служащего. В зоне такого конфликта публичное лицо вынуждено руководствоваться, с одной стороны, своими должностными предписаниями и интересами службы, а с другой — общими этическими началами и ценнос­тями. Предпочтение, конечно, следует отдавать последним, что, к сожалению, далеко не всегда возможно. Оптимальным путем разрешения подобных конфликтов считаю принятие специального закона, действие которого будет распространяться на всех публичных служащих. Украина пришла к необходимости введения в сфере публичной службы так называемых примирительных процедур, направленных на предотвращение конфликта интересов и установление механизмов выхода из конфликтной ситуации. Причем именно на уровне закона, а не применимо к отдельным ведомствам.

Андрей БОГДАН
Заместитель министра юстиции

— Грань между конфликтом интересов и коррупционным деянием на госслужбе чрезвычайно тонка. Устанавливать ее следует в специальном законодательстве, прежде всего — в кодексах профессиональной этики госслужащих. К примеру, в вопросах получения публичным лицом подарков: когда он может оставить подарок у себя, когда принять, но передать в дальнейшем ведомству, а когда категорически отказаться от подарка. Или же регулирование поведения госслужащего — если он видит, что какая-либо ситуация может быть расценена как коррупционное нарушение, он обязан обратиться в соответствующую службу в своем ведомстве и получить консультацию относительно дальнейших действий. Должен быть предусмотрен и механизм самоустранения от принятия решений при наличии конфликта интересов (причем в некоторых случаях такой самоотвод должен быть обязательным).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Сгладить «интересные» конфликты

Законодательная практика

Регулируемый фондовый рынок

Нет предела совершенству?

Комментарии и аналитика

ВСУ об обжаловании возбуждения дела

Неделя права

Экспертизы не будет?

Кто «зажал» приказ?

АЮУ: неофициально о важном

Впервые... и навсегда?

УБОП интересуется салком

Новости законотворчества

Транспортный сбор предлагают изменить

В хозпроцесс могут ввести новый институт

Автоматизация — один из принципов правосудия?

Новости из-за рубежа

Сторонники трекера The Pirate Bay «атакуют» юридическую фирму

США впервые избраны в Совет ООН по правам человека

Новости профессии

Заместителю председателя ГСА присвоен III ранг госслужащего

В комитете АЮУ предложили обновить кадры МВД

Президент наградил сотрудников Института государства и права имени Корецкого

Заместитель председателя СБУ уволен и вновь назначен

Новости юридических фирм

Партнеры «Международной юридической службы» получили статус Supporting Membership LMAA

В «Делойте» — повышение

Arzinger официально объявлена членом State Capital Group

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» занимает лидирующее место в рейтинге PLC Which Lawyer? 2009

Реестр событий

Министерский миттершпиль

Финская скорость в назначении судей

Присяга: точка отсчета

Служебная лестница

Избрания

Увольнения

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Залп «Авроры» по «Большевику»

Судебные дела недели

ВСУ удовлетворил кассационную жалобу Е.И. Дюпон де Немур энд Компани

ООО «Илимпекс» проиграло дело

Судебные решения

О нюансах признания права общей совместной собственности малолетних и несовершеннолетних детей

О праве одного из супругов на частное предприятие, основанное другим

Тема номера

Развод с иностранцем на Украине

На небесах или у нотариуса?

«Разводные» децибелы

Частная практика

Реформа: опять 25!

Юристы на службе народу

Семейно-юридические страсти: назад в СССР

Юридический форум

Юристы решают визовые проблемы

Несправедливые условия оплаты ИТО

Інші новини

PRAVO.UA