Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 28 августа 2016 года, 09:49

Генеральный партнер 2016 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Тема номера: Интеллектуальная собственность

№ 1 (576) Интеллектуальная собственностьот 13/01/09 (Тема номера: Интеллектуальная собственность)

Мадридское соглашение как главный международный акт по защите знаков

Плюсы и минусы Мадридского соглашения о международной регистрации знаков

Глеб Цветков
Специально для «Юридической практики»

Начиная со времен обретения Украи­ной независимости, ее экономика постепенно приобретает черты рыночной. Многие предприятия сотрудничают с заграничным рынком сбыта, поэтому для них, да и не только, защита собственной торговой марки как на внутреннем, так и на внешнем рынке является довольно актуальной и болезненной темой.

Всем известно, что основным «посредником» между покупателем и продавцом является его торговая марка (знак для товаров и услуг) или же фирменное наименование. Исходя из этого, потребитель принимает решение в пользу выбора той или иной продукции. Поэтому не удивительно, что стоимость многих распространенных торговых марок достигает нескольких миллиардов долларов. Для примера, еще в 2007 году стоимость бренда «Кока-Кола» составляла свыше 65 миллиардов долларов США, а «Майкрософт» — около 60 миллиардов.

Таким образом, интеллектуальное пиратство, как и прежде, остается одним из наиболее привлекательных способов незаконного получения доходов. И это вопреки всем мерам, направленным на предотвращение изготовления и распространения контрафактной товарной продукции с использованием интеллектуального продукта (изобретений, промышленных образцов, объектов авторского права и смежных прав, селекционных достижений, знаков для товаров и услуг и т.п.).

В нашей стране еще в 2000 году был создан Государственный департамент ­интеллектуаль­ной собственности, основными функциями которого является: обеспечение реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, прогнозирование и определение перспектив и направлений в этой сфере, разработка нормативно-правовой базы функционирования государственной системы ­охраны прав интеллектуальной собственности и ее организационное обеспечение. Но проблема защиты прав производителей и их торговых марок остается актуальной. Усложняется она и тем, что для Украины характерной чертой является недооценка в обществе значимости защиты прав интеллектуальной собственности. Причина этой особенности — наследство советского прошлого, когда частной собственности как таковой не было, а результаты деятельности в научной и культурной сферах считались достоянием всего народа. Нередки случаи, когда из-за нехватки информации или правовой неграмотности владельцы интеллектуальных достижений добровольно отказываются от своих прав на собственные произведения, а если и не отказываются, то не могут себя защитить.

Следует обратить внимание на то, что аналогичная ситуация сложилась не только на Украине, но и в других странах мира. Широко известен случай с иностранными участниками Международной выставки изобретений в Вене 1873 года, которые отказались принимать в ней участие, опасаясь, что их изобретения будут украдены и использованы в коммерческих целях. Это событие наглядно продемонстрировало остроту проблемы защиты интеллектуальной собственности в мировом масштабе. Еще более ста лет назад в Европе предпринимались попытки защитить свою интеллектуальную собственность и принять первые международные документы, призванные стать юридическими источниками защиты прав интеллектуальной собственности.

Мировое сообщество, понимая актуальность защиты интеллектуальных прав на знаки для товаров и услуг, приняло 14 апреля 1891 года Мадридское соглашение о международной регистрации знаков. С тех пор соглашение несколько раз пересматривали и совершенствовали. Так, в 1900 году оно было пересмот­рено в Брюсселе, в Вашингтоне — 2 июня 1911 года, в Гааге — 6 ноября 1925 года, в Лондоне — 2 июня 1934 года, в Ницце — 15 июня 1957 года, в Стокгольме — 14 июля 1967 года и в результате изменено 2 октября 1979 года. Несмотря на это, настоящее соглашение является главным международно-правовым актом, наиболее четко регулирующим вопрос регистрации и защиты знаков для товаров и услуг в нескольких странах одновременно. Принятие такого документа четко определило процедуру международной регистрации знаков, вопрос их охраны на территории других стран (кроме страны-производителя), содержание и порядок подачи заявления на регистрацию, сроки действия регистрации, передачу прав на знаки и т.п. Мадридское соглашение существенно упростило порядок международной регистрации знаков, образовав единый особый механизм вышеперечисленных процедур.

Советский Союз присоединился к Мадридскому соглашению в 1976 году. При этом следует отметить, что Украина — единственная из бывших советских рес­публик имела отдельное представительство во Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) наравне с союзным представительством. После становления независимого государства Украина подтвердила свое участие в этой организации. Так, в августе 1992 года она заявила о продлении действия на своей территории Парижской конвенции об охране промышленной собственнос­ти, Договора о патентной кооперации и Мадридского соглашения о международной регистрации знаков.

Несмотря на то что после 1891 года было заключено огромное количество соглашений и договоренностей между странами о защите торговых марок и других прав интеллектуальной собственности, именно Мадридское соглашение сохраняет свою актуальность, предлагая больше всего преимуществ для своих членов. Это соглашение включает в себя 18 статей. Так, в нем детально рассмотрены: образование Специального союза; подача заявлений на регистрацию знаков в Международное бюро и определение страны происхождения товарного знака (статья 1); содержание заявки на международную регистрацию (статья 3); действие международной регистрации: имеется в виду, что защита товарного знака, зарегистрированного согласно Мадридскому соглашению, распространяется на все страны — участницы соглашения в равной степени, как если бы он был зарегистрирован в патентном ведомстве этой страны (статья 4).

Также в Мадридском соглашении предусмотрены случаи, когда знак, ­заяв­ленный в одной или нескольких договорных странах, со временем регистрируется Международным бюро на имя того же владельца или его правопреемника. В этом случае международная регистрация рассматривается как заменяющая преды­дущую национальную регистрацию, не нарушая прав, приобретенных на основе предыдущей регистрации (статья 4 bis).

В статье 5 Мадридского соглашения детально рассмотрены вопросы отказа в охране товарного знака национальными ведомствами. Эта же статья предоставляет право владельцу товарного знака защитить свои права перед национальными ведомствами и подать возражение, а также узнать причины отказа в регистрации. Международная регистрация осуществляется сроком на 20 лет, а позднее может быть продлена на такой же срок (статьи 6 и 7). Кроме этих и других вопросов регистрации товарного знака, детально оговариваются принципы деятельности ассамблеи Специального союза по международной регистрации знаков (статья 10), деятельность Международного бюро интел­лектуальной собственности (статья 11), распределение ­прибылей от деятельности организаций, иное финансиро­вание (статья 12) и т.п.

Попробуем разобраться в основных плюсах настоящего соглашения и его преимуществах перед другими подобными соглашениями, которые уже более 100 лет остаются актуальными.

Итак, если отечественный производитель продукции захочет расширить свой бизнес, осуществляя экспорт своих товаров в страны дальнего или ближнего зарубежья, первое, что ему необходимо сделать, — зарегистрировать свою торговую марку. Не является тайной, что множество производителей, начиная распространять свою продукцию на территории других стран, сталкиваются с проблемами нарушения своих прав интеллектуальной собственнос­ти. А для того чтобы защитить свои права, нужно иметь юридические основания. Главным основанием и является наличие регистрации знака. Каждый производитель имеет несколько вариантов регистрации собственного товарного знака.

Первым способом является регистрация товарного знака отдельно в каждой стране — импортере товара или стране, в которой предприниматель собирается осуществлять свою предпринимательскую деятельность. Для этого в патентное ведомство каждой страны подается заявление на регистрацию. Казалось бы, все просто, но такой способ таит в себе некоторые подводные камни.

Например, продолжительность во времени принятия патентными ведомствами решений о регистрации. В каждой стране законодательство определяет свои собственные сроки. В результате эта процедура может затянуться на неопределенный срок. Также не следует забывать, что в каждой стране заявление нужно подать на официальном языке, а это — расход времени и, конечно, дополнительных средств. Кроме того, в каждой стране необходимо уплатить дополнительную сумму за регистрацию товарного знака, что снова-таки увеличивает денежные расходы. Итак, одновременный экспорт товаров и услуг в несколько стран может обернуться для экспортера дополнительными расходами на защиту прав интеллектуальной собственности.

Если же производитель решит воспользоваться регистрацией своего товарного знака по Мадридской системе, он сразу же получит несколько преимуществ. Главной особенностью Мадридской системы является то, что зарегистрированные знаки для товаров и услуг охраняются во всех странах — участницах Мадридского соглашения о международной регистрации знаков. На сегодня таких стран 77. К ним относятся как большие западноевропейские страны, а именно: Австрия, Германия, Франция, Швейцария и Швеция, так и страны с невысоким уровнем развития, такие как: Беларусь, Узбекистан, Молдова, Мозамбик, Кения. Для регистрации товарного знака подается всего одна заявка, в которой указывается перечень стран, где будет предоставлена правовая защита товарному знаку. Заявление о международной регистрации подается на одном из официальных языков — французском, английском или ­испанском.

Также Мадридская система позволяет избежать неудобств с подачей заявок через патентных поверенных. Заявка подается через патентное ведомство страны происхождения товара. Таким образом можно сэкономить на существенных затратах на патентных поверенных. И вдобавок срок регистрации заявки составляет один год, то есть не надо ждать окончания отдельных экспертиз в каждой стране.

При регистрации товарного знака пред­варительно оплачивается международная пошлина, которая включает:

a) основную пошлину;

b) дополнительную пошлину за каждый класс Международной классификации свыше трех, к которой отнесены товары или услуги, для которых применяется знак;

c) добавочная пошлина за каждое заявление о распространении охраны.

Кроме того, существуют и индивидуальные платежи, установленные отдельно в некоторых странах-участницах. Следует отметить, что все платежи при этом осуществляются в швейцарских франках.

Далее прибыль от уплаченной пошлины поровну делится между странами — участницами соглашения, в которых регистрируется товарный знак.

Заявку на регистрацию товарного знака можно подавать только в случае предварительной регистрации в стране происхождения товарного знака. При этом патентное ведомство страны происхождения предоставляет соответствующие справки об имеющейся регистрации. Заказчик регистрации обязательно должен быть резидентом страны, от имени которой он подает заявку. После подачи заявки и окончания экспертизы в Международном бюро заявка передается в патентные ведомства других стран на проведение соответствующих экспертиз. Только после этого при регистрации знака его владельцу направляется свидетельство о регистрации.

Следует помнить, что действие международного товарного знака может быть досрочно прекращено. Это может произойти по нескольким причинам:

1) каждый может оспорить правомерность регистрации международного знака в судебном порядке;

2) международный знак утрачивает свою регистрацию, если на протяжении пяти лет с момента международной регистрации он аннулируется в стране происхождения.

В случае исключения международного знака из национального реестра ведомство страны происхождения обращается в ВОИС с требованием исключить знак из Международного реестра. Таким образом, на протяжении пяти лет с момента международной регистрации знак зависит от его национальной регистрации. По истечении пяти лет международный знак становится независимым от его национальной регистрации.

Безоговорочным плюсом регистрации товарного знака согласно Мадридскому соглашению является то, что она осуществляется один раз в 20 лет. Преимуществом же для потребителей является то, что в Международное бюро регистрации товарных знаков вносится вся информация относительно когда-либо возбужденных судебных дел, связанных с данным товарным знаком, а также решения по таким судебным делам. Эти моменты, бесспорно, составляют основное преимущество Мадридской системы регистрации международных знаков.

Сам порядок международной регистрации товарного знака по процедуре Мадридского соглашения включает в себя следующие этапы:

— заявка на международную регистрацию товарного знака подается в Патентное ведомство Украины, которое направляет ее в Международное бюро ВОИС (WIPO);

— после получения заявки Между­народное бюро ВОИС (WIPO) проводит экспертизу правильности оформления заявки на международную регистрацию товарного знака и соответствия перечня товаров и услуг Международной классификации; регистрирует товарный знак и направляет владельцу знака свидетельство, в котором содержатся сведения, внесенные в Международный реестр при регистрации знака;

— после проведения формальной экспертизы заявки Международное бюро ВОИС (WIPO) передает заявку в национальные ведомства стран, в которых производится регистрация товарного знака;

— национальные ведомства стран проводят экспертизу заявки на регистрацию товарного знака на соответствие действующему в этих странах законодательству в области охраны товарных знаков;

— после проведения экспертизы национальное ведомство каждой страны сообщает Международному бюро ВОИС (WIPO) решение о возможности предоставления охраны товарному знаку на ее территории;

— Международное бюро направляет владельцу знака уведомление о внесенных в Международный реестр записях о преды­дущих и окончательных отказах в предоставлении охраны, завершающих решениях, следующих за отказом, и уведомление о внесенных в Международный реестр записях о признании регистрации недействительной, а также копию внесенных в Международный реестр записей об изменениях.

Но следует напомнить, что производителю мало всего лишь зарегистрировать свой товарный знак. Такой вариант подходит для таких стран, как: Украина, Франция, Италия, Австрия, Швеция, Испания, Португалия, Греция, Турция, Россия, — и для латиноамериканских стран, где действует «принцип регистрации». Имеется в виду, что для охраны торговой марки нужен сам факт регистрации знака в патентном ведомстве, что и обеспечивает охрану (приоритет регистрации). В то же время в США, Канаде, Индии, Пакистане, Великобритании, Ливане, Тунисе и Марокко действует принцип первого использования. То есть для охраны марки необходимо иметь «приоритет в использовании» — одной регистрации недостаточно, необходимо также осуществить определенное количество продаж этой торговой марки внутри страны.

ЦВЕТКОВ Глеб — адвокат, ЮФ «АС Кон­салтинг», г. Киев



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

Пойдете ли вы работать частным исполнителем судебных решений?

Да. Профессия обещает высокий доход

Да. Эта работа весьма интересна

Нет. Не вижу карьерных перспектив

Нет. Но мои коллеги рассматривают такую возможность

Нет. Продолжу работать в ГИС

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
  • integrites
"Юридическая практика" в соцсетях

vkfbyoutube

Заказ юридической литературы

Скачать прайс издательства

ПОДПИСКА