Обязательство трудоустройства инвалидов на предприятии и штрафные санкции за невыполнение этого требования вызывают множество споров и дебатов. Судебные органы принимают то одну, то другую сторону. Предлагаю рассмотреть определенную ситуацию и решение Высшего административного суда Украины (ВАСУ) по ней. Уверена, это пригодится предприятиям.
Перед тем как перейти к сути судебного дела, напомню читателям основные моменты. Так, порядок трудоустройства инвалидов предусмотрен Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов» от 21 марта 1991 года, постановлением Кабинета Министров Украины «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» № 70 от 31 января 2007 года.
В соответствии с Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов», с целью реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается право работать на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также заниматься предпринимательской и другой трудовой деятельностью, которая не запрещена законом.
Предприятия, учреждения и организации за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов или по решению местного совета за счет собственных средств в случае необходимости создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов. Для этого осуществляется адаптация основного и дополнительного оборудования, технического оснащения и приспособления и т.п. с учетом ограниченных возможностей инвалида.
Не допускается трудоустройство инвалидов, если, согласно выводу медико-социальной экспертизы, состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности работы других лиц либо продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема угрожает ухудшением здоровья инвалидов.
Требования к особенностям организации рабочего места для инвалидов предусмотрены в статье 18 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов» (письмо Фонда социальной защиты инвалидов № 1/6-51/06 от 29 февраля 2008 года).
Работодатели самостоятельно рассчитывают количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с нормативом и обеспечивают трудоустройство инвалидов. В пределах указанных нормативов осуществляется также трудоустройство инвалидов вследствие психического расстройства в соответствии с Законом Украины «О психиатрической помощи» от 22 февраля 2000 года. Выполнением норматива рабочих мест в количестве, определенном частью 1 статьи 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов», считается трудоустройство работодателем инвалидов, для которых это место работы является основным.
Согласно статье 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» в редакции от 5 июля 2001 года, для предприятий (объединений), учреждений и организаций любой формы собственности и хозяйствования устанавливается норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов в размере 4 % от общей численности работающих, а если работает от 15 до 25 человек — в количестве одного рабочего места.
Кроме того, согласно части 2 статьи 1881 Кодекса Украины об административных правонарушениях, невыполнение должностным лицом, пользующимся правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, непредоставление Фонду социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов, влекут за собой наложение штрафа от 10 до 20 не облагаемых налогами минимумов доходов граждан.
Теперь предлагаю читателям перейти к фабуле дела.
Постановлением хозяйственного суда, оставленным без изменений определением апелляционного хозяйственного суда, были удовлетворены исковые требования заместителя прокурора в интересах государства в лице городского отделения Фонда социальной защиты инвалидов к предприятию о взыскании.
Указанные судебные решения обоснованы статьями 19, 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», пунктами 4, 11 Порядка уплаты предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями штрафных санкций в отделения Фонда социальной защиты инвалидов, аккумуляции, учета и использования этих средств, утвержденного постановлением КМУ № 1767 от 28 декабря 2001 года.
Не соглашаясь с указанными судебными решениями, предприятие обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление хозяйственного суда и определение апелляционного хозяйственного суда отменить, приняв решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы ссылается на неверное применение судами норм материального права.
Заслушав доклад судьи ВАСУ, исследовав материалы дела и доводы кассационной жалобы, коллегия судей пришла к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению на основании следующего.
Материалы дела содержат копии отчетов формы № 3-ПН, предоставленных истцом органам государственной службы занятости. Указанные отчеты содержат сведения об имеющихся должностях для трудоустройства инвалидов.
В соответствии со статьей 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» в редакции от 5 июля 2001 года для предприятий (объединений), учреждений и организаций независимо от формы собственности и хозяйствования устанавливается норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов в размере 4 % от общей численности работающих, а если работает от 15 до 25 человек — в количестве одного рабочего места.
Приказом Госкомстата Украины № 49 от 10 января 2002 года утвержден отчет по форме № 10-ПИ, который подают предприятия не позднее 1 февраля после отчетного периода региональному Фонду Украины социальной защиты инвалидов.
Из материалов дела усматривается, что предприятие соответствующий отчет областному отделению Фонда социальной защиты инвалидов направило своевременно, указав в нем наличие на предприятии 360 вакансий, на которые возможно трудоустройство инвалидов. Фактически же на предприятии работало 338 инвалидов. Указанные обстоятельства не отрицаются никем из участников процесса.
Согласно статье 8 Закона, трудоустройство инвалидов на предприятиях осуществляется органами Министерства труда Украины, Министерства социальной защиты населения Украины, местными советами народных депутатов, общественными организациями инвалидов.
Пунктами 5, 10—14 Положения о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденного постановлением КМУ № 314 от 3 мая 1995 года, предусмотрено, что предприятия информируют центры занятости, местные органы социальной защиты населения и отделения Фонда о создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а их трудоустройство осуществляется государственной службой занятости, органами Минсоцзащиты, местными советами народных депутатов, общественными организациями инвалидов с учетом полномочий, состояния здоровья, способностей и профессиональных навыков соответственно выводам МСЭК.
Следовательно, нормами действующего законодательства о социальной защищенности инвалидов на Украине на предприятия возложена обязанность по обеспечению определенного количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а не обязанность их трудоустройства.
При исследовании материалов дела установлено, что указанными органами инвалиды для трудоустройства на предприятие ответчика не направлялись, как не было и непосредственного обращения инвалидов на предприятие для трудоустройства.
При таких обстоятельствах коллегия судей считает, что на ответчика не может быть возложена ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов органами, указанными в статье 18 Закона (постановление ВАСУ от 28 мая 2008 года по иску заместителя прокурора Подольского района г. Киева в интересах государства в лице Киевского городского отделения Фонда социальной защиты инвалидов к коммунальному предприятию «Киевпасстранс» о взыскании).
Возможно, данное дело сейчас находится на рассмотрении в ВСУ, тем не менее в реестре судебных решений каких-либо документов по нему выявить не удалось. Буду признательна за любую информацию по этому поводу, а также по аналогичным решениям, которые можно обсудить на страницах данного издания!
Такую же позицию суд изложил и в другом аналогичном деле. В определении ВАСУ от 12 февраля 2008 года по делу по иску Тернопольского областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов к открытому акционерному обществу «Тернопольгоргаз» указано, что на предприятие Закон возлагает обязанность создать (приспособить), аттестовать надлежащим образом рабочие места для трудоустройства инвалидов и уведомить об этом органы, перечисленные в части 1 статьи 18 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», а те в свою очередь обязаны направить на предприятие для трудоустройства инвалидов.
В соответствии с вышеупомянутым обязанность предприятия по созданию рабочих мест для инвалидов не сопровождается его обязанностью заниматься поиском инвалидов для трудоустройства. Такая обязанность возложена на органы, перечисленные в части 1 статьи 18 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине».
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что ОАО «Тернопольгоргаз» приняты все предусмотренные законодательством меры по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2005 году, поэтому верно определено, что на последнего не может быть возложена ответственность, предусмотренная статьей 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине». Также верно указано, что в действиях ответчика отсутствует состав хозяйственного правонарушения, поэтому безосновательным является и начисление истцом, согласно статье 20 Закона, пени за нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций.
Однако тот самый суд, рассмотрев дело, в определении от 13 марта 2008 года пришел к выводу, что суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу, что ответчиком во исполнение установленного Законом норматива не были созданы (приспособлены) в установленном порядке два рабочих места для трудоустройства инвалидов в 2004 году, поскольку не были выполнены вышеуказанные требования Положения. Поэтому Одесским областным отделением Фонда социальной защиты инвалидов обоснованно и на законных основаниях применены административно-хозяйственные санкции в виде штрафа в сумме 8741,46 грн, поскольку фактически не было создано ни одного рабочего места.
Поскольку МПП «Октан» указанную сумму не уплатил, в мае 2006 года был подан иск в суд.
В соответствии с вышеупомянутым Законом административно-хозяйственные санкции рассчитываются и уплачиваются предприятиями, организациями, в том числе предприятиями, организациями общественных организаций инвалидов, физическими лицами, указанными в части 1 статьи 20 указанного Закона самостоятельно в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором состоялось нарушение норматива, установленного частью 1 статьи 19 этого Закона.
Судом верно установлено, что с 1 января 2004 года вступил в силу Хозяйственный кодекс Украины (ХК), статья 250 которого предусматривает, что административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования на протяжении 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через 1 год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.
Сроки, предусмотренные статьей 250 ХК, не применяются к правоотношениям по взысканию административно-хозяйственных санкций, предусмотренных Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», лишь с 1 января 2006 года.
Учитывая положения статьи 250 ХК, а также пункт 4 Заключительных и переходных положений ХК, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что истец мог применить к ответчику штрафные санкции на протяжении 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через 1 год со дня нарушения нормы Закона, поскольку данные правоотношения хотя и возникли до вступления в силу этого Кодекса, но продолжают существовать.
Кроме того, как указано в определении ВАСУ от 12 февраля 2008 года по делу по иску прокурора Червонозаводского района г. Харькова в интересах государства в лице Харьковского областного отделения Фонда к ПФ «КИТ» о взыскании штрафных санкций, ответчиком не доказана аттестация рабочих мест инвалидов, что необходимо для обеспечения их трудоустройства соответственно нормативу рабочих мест, установленному предприятию на основании статьи 19 Закона, и не предоставлены доказательства обращения предприятия к соответствующим органам с целью трудоустройства инвалидов на предприятии.
Так что, уважаемые читатели, создавайте аттестованные рабочие места для инвалидов, сообщайте об этом и ждите, пока вам их найдут специально уполномоченные на это органы!
КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — юрисконсульт, г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…