Количество украинцев, выезжающих за границу, постоянно увеличивается. Так, около 7 млн выезжают с целью трудоустройства, более 15 млн предпочитают отдыхать и путешествовать за рубежом. В число временных эмигрантов также попадают паломники, спортсмены, артисты, выезжающие на учебу, стажировку, лечение и так далее.
Довольно часть организацией таких поездок занимаются фирмы-посредники — разнообразные туроператорские, туристические, спортивные, научные, культурные, религиозные, профсоюзные, медицинские, учебные, консалтинговые, юридические, общественные организации, политические партии, брачные агентства, посредники по трудоустройству за границей. Деятельность этих посредников ныне фактически ничем не урегулирована. Отсутствие унифицированных требований к предоставлению негосударственных эмиграционных услуг является одним из факторов, стимулирующих нелегальную миграцию граждан Украины.
С целью урегулирования данного вопроса народными депутатами Украины Владимиром Бондаренко, Тарасом Черноволом, Владимиром Стретовичем, Геннадием Москалем, Иваном Вернидубовым внесен на рассмотрение парламента проект Закона Украины «О предоставлении услуг, способствующих выезду физических лиц за границу с территории Украины или их временному пребыванию за границей». С целью рационализации последующих ссылок на этот закон предлагается его короткое название — «О негосударственных эмиграционных услугах».
Кроме непосредственной организации выезда граждан за границу, нормами этого закона предлагается также урегулировать особенности предоставления юридических, консультативных или информационных услуг физическим лицам, выезжающим за границу с территории Украины. Исключение составит деятельность органов госвласти и органов местного самоуправления, а также транспортных компаний (их представительств и филиалов) в пределах предоставления своим клиентам транспортных услуг и субъектов предпринимательской деятельности, которая связана с организацией командировок за границу их штатных работников в служебных делах.
Нормы Закона Украины «О негосударственных эмиграционных услугах» предлагается распространить также на физических лиц — потенциальных временных эмигрантов — граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которые с целью временного выезда за границу с территории Украины обращаются за соответствующей информацией или соответствующими услугами к любым посредникам или субъектам эмиграционных услуг. Исключение сделано для должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, штатных сотрудников субъектов предпринимательской деятельности, выезжающих за границу по служебным делам, а также на физических лиц, выезжающих с территории Украины самостоятельно, без посредников и обращений к субъектам предоставления эмиграционных услуг.
Основные векторы регулирования
В законопроекте предлагается установить дополнительные требования к субъектам эмиграционных услуг — его регистрационным документам, руководству и сотрудникам. Предлагаются нормы, исключающие анонимную деятельность в сфере эмиграционных услуг, в частности, укрывательство информации о субъекте эмиграционных услуг и его должностных лицах.
Также в законопроекте устанавливаются требования к документальному оформлению предоставления эмиграционных услуг потенциальному эмигранту. Это, по мнению авторов, повысит ответственность компании перед лицом, выезжающим за пределы Украины. Законопроектом предлагается установить обязанность субъектов эмиграционных услуг заключать со временными эмигрантами контракты. В таком контракте будут обусловлены права и обязанности сторон, а также ответственность за невыполнение или неподобающее их выполнение.
Предлагаются ограничения деятельности иностранных компаний и иностранцев, которые должным образом не зарегистрированы в украинских органах власти, — для деятельности иностранной компании на территории Украины последняя обязана зарегистрировать свое представительство и выполнить все требования, установленные Законом для деятельности отечественных субъектов эмиграционных услуг.
Кроме того, согласно нормам законопроекта, должны быть установлены дополнительные требования к порядку предоставления информационных и консультационных эмиграционных услуг. В частности, предусматривается, что информационные и консультационные услуги являются обязательной составляющей любых эмиграционных услуг. Поэтому любой субъект эмиграционных услуг обязан предоставлять потенциальному эмигранту достоверную информацию, предупреждать о рисках, которые могут ожидать на него за границей, и тому подобное. Отметим, что также устанавливается перечень данных, которые могут предоставляться потенциальному эмигранту лишь в письменном виде, в положениях контракта.
Юридически-эмиграционные услуги
Отдельная статья законопроекта посвящена предоставлению юридических эмиграционных услуг. Юридическими эмиграционными услугами считаются любые юридические услуги, способствующие временному выезду физических лиц за границу с территории Украины или их временному пребыванию за границей. В частности, юридическое консультирование, юридическое информирование, юридический анализ документов, разработка договоров и других документов в любых отраслях права, представительство интересов лиц в суде и других органах власти, юридическое сопровождение заграничных поездок, а также любая другая профессиональная деятельность юристов, не запрещенная законодательством Украины. Также устанавливаются требования к субъекту предоставления юридических эмиграционных услуг и его служебным лицам. Предлагается определить, что субъектом предоставления юридических эмиграционных услуг может быть «субъект предоставления эмиграционных услуг, который имеет одним из первых трех основных зарегистрированных видов деятельности отмеченную в любых словосочетаниях и падежах — юридическую, адвокатскую или правовую».
Руководителем субъекта предоставления юридических эмиграционных услуг или руководителем его соответствующего структурного подразделения не сможет быть лицо, не имеющее полного высшего юридического образования, полученного или аккредитованного на Украине. Предлагается запретить физическим лицам-предпринимателям предоставлять юридические эмиграционные услуги другим лицам, если они не имеют высшего юридического образования, полученного или аккредитованного на Украине.
Безусловно, принятие данного закона является актуальным, учитывая сложную миграционную ситуацию на Украине. Однако отметим, что нормы законопроекта «О негосударственных эмиграционных услугах» требуют дальнейшей доработки, направленной на согласование и устранение коллизий с нормами специального законодательства, регулирующего деятельность субъектов, которые будут отнесены к субъектам негосударственных эмиграционных услуг, а также установление действенных механизмов привлечения к ответственности за нарушения в этой сфере.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…