Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 19 ноября 2018 года, 05:22

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Зарубежная практика

№ 10 (532) Исполнительное производствоот 04/03/08 (Зарубежная практика)

Неплатежеспособная мэрия

Особенности зарубежной практики банкротства муниципальных образований

Алексей Насадюк
«Юридическая практика»

Функционирование любого ­субъекта, будь то физическое или юридическое лицо, управленческая или производственная единица, обладающе­го собственными финансовыми и материальными ресурсами, практически неизбежно связано с риском финансового краха. Вполне естественно, что вопросам банкротства предприятий и иных хозяйственных структур уделяется достаточно серьезное внимание со стороны законодателей и практиков. Однако как-то упускается из виду еще один возможный банкрот — единицы местного самоуправления, которые, кроме предусмотренного бюджетного финансирования, являются активными игроками на рынке заимствованного капитала.

Местные органы власти, подобно предприятиям и частным лицам, могут сталкиваться с проблемами при исполнении взятых на себя обязательств. Нередко причиной этого являются неблагоприятные изменения экономической и социальной ситуации, непрофессионализм и злоупотребления отдельных местных чиновников, нежелание идти на непопулярные меры в преддверии выборов. Следствием этого становятся проблемы с оказанием коммунальных и социальных услуг населению, чрезмерная фискальная нагрузка на жителей и хозяйствующих субъектов, финансовые проблемы у кредиторов. При этом разрешение возникших проблем возможно только с учетом особого статуса муниципалитета: первичной задачей является восстановление нормальной деятельности органа местной власти и лишь потом — удовлетворение требований кредиторов.

«Новый старт» в США

Специальный порядок взаимодействия всех заинтересованных сторон при проблемах с исполнением обязательств муниципальными органами появился в США значительно позже аналогичных процедур для частных лиц и предприятий. Причиной его создания были массовые проблемы с платежеспособностью американских муниципалитетов, которые возникали несколько раз в течение XX века. Впервые специальная процедура банкротства муниципальных органов была установлена в 1934 году, когда на фоне резкого падения налоговых доходов местные органы власти стремились продолжать обеспечивать население необходимыми социальными и коммунальными услугами.

Принятие в 1937 году федерального закона о банкротстве муниципальных органов (Municipal Bankruptcy Act) позволило устранить многие проблемы. Поскольку в отличие от физических лиц и частных корпораций муниципалитет не может полностью прекратить деятельность и ликвидировать все имущество, чтобы удовлетворить претензии кредиторов, фундаментальная задача закона о банкротстве состоит в том, чтобы обеспечить защиту неплатежеспособных органов самоуправления, позволяя им реструктуризировать их долги таким образом, чтобы дать им возможность продолжить предоставлять населению необходимые коммунальные и социальные услуги. На практике использование федеральной процедуры банкротства при незначительных финансовых трудностях невыгодно муниципалитетам, так как это негативно влияет на их имидж и отрицательно сказывается на кредитном рейтинге. В подобных ситуациях органы власти штатов и центральное правительство, как правило, идут на предоставление финансовой помощи муниципалитетам, позволяя им стабилизировать свои финансы.

Главная цель банкротства местного органа — дать муниципальной единице «новый старт», позволить ей продолжать функционировать в той же форме, в которой она вошла в банкротство, в то время, как она рассчитывается с долгами и возвращается в состояние платежеспособности. Основная идея — не применение каких-либо санкций в отношении муниципалитета-должника, а поддержание его, оказание помощи в выходе из финансового кризиса (порою даже и со значительными потерями для кредиторов). Муниципальное банкротство, таким образом, строится на идее, что должник станет более продуктивным, если освободится от бремени долга.

Западноевропейская практика

В государствах Западной Европы более распространенной практикой является восстановление платежеспособнос­ти муниципалитетов не через процедуру банкротства, а путем бюджетного субсидирования. В рекомендациях Совета Европы (№ 96-3) «О бюджетном дефиците и чрезмерной задолженности на местном уровне» определен целый ряд условий предоставления финансовой помощи для ликвидации накопленной кредиторской задолженности, являющейся муниципальным долгом. Например, в Бельгии от местных властей требуется сбалансированность бюджета. Один из регионов (Бельгия — федеративное государство) создал фонд для предоставления кредитов муниципальным образованиям, не способным ликвидировать дефицит бюджета. Эти кредиты предоставлялись только после утверждения плана оздоровления. Для наблюдения за финансовыми показателями в муниципальное образование направлялся региональный инспектор. В Болгарии субсидии на покрытие дефицита предоставляются при условии существенной реструктуризации услуг, предоставляемых на местном уровне, приватизации и увеличения местных налогов и сборов. Во Франции существует очень строгая система предоставления субсидий на покрытие дефицита — они предоставляются только в случае, если какие-либо проекты местной власти не финансируются либо недостаточно финансируются, либо в ситуациях, возникших не по вине местных органов власти. Эти ресурсы могут использоваться только для финансирования программы капиталовложений и считаются не столько субсидиями на покрытие дефицита, сколько ресурсами, позволяющими начать план финансового оздоровления. В каждой федеральной земле Германии есть контролирующий орган, который утверждает годовые бюджеты муниципальных образований. Дефицит допускается лишь в исключительных случаях, а субсидии, предоставляемые федеральными землями, должны быть возвращены в течение двух лет.

В Швейцарии, некоторых немецких землях и Великобритании существуют процедуры, функционально эквивалентные банкротству, то есть для наблюдения за реорганизацией и планом погашения долга могут быть назначены управляющие или попечители (не предоставляется «защита» от всех кредиторов).

Без особых различий

Венгерский закон об урегулировании долга работает в контексте законов, регулирующих экономические и бюджетные функции местных органов самоуправления. Принятие закона преследовало следующие цели: обеспечить предоставление основных услуг общественного характера, защитить должников, кредиторов и государственный бюджет, а также дать четкое представление о том, что произойдет в случае возникновения ситуации несостоятельности муниципального образования. Вместо жесткого регулирования, применяемого в Европе, венгерское правительство решило, что и кредиторы, и заемщики должны нести ответственность за свои решения, а правительство обязано создать механизм, обеспечивающий исполнение обязательных функций местной власти.

Если муниципальное образование не платит кредитору, поставщику или иной стороне по подтвержденному обязательству, представленному в виде счета или постановления суда об оплате, в течение 60 дней после наступления срока платежа, мэр обязан уведомить об этом городской совет и подать ходатайство в суд в течение 8 дней. Кредитор также может обратиться с ходатайством в суд, если муниципальное образование не выполняет свои обязательства, то есть не платит по своим обязательствам в течение 60 дней после наступления срока платежа. Суд по собственному усмотрению может отклонить ходатайство о начале процесса урегулирования долга, если он установит, что обязательства вполне могут быть выполнены с использованием существующих активов и денежных потоков. Таким образом, закон пытается предотвратить «ложные банкротства».

К мэру, как к частному лицу, могут быть применены жесткие финансовые санкции, если процесс урегулирования долга не будет начат вовремя в результате задержек по вине мэра. Постановление суда о начале процедуры означает, что надлежащее уведомление будет опубликовано в официальном судебном документе, а также в соответствующих средствах массовой информации. Суд назначает управляющего конкурсной массой, и муниципальному образованию дается 8 дней с момента начала процедуры на формирование кризисного комитета. После этого муниципалитет в течение 30 дней обязан подготовить чрезвычайный бюджет, предусматривающий выполнение лишь обязательных функций, разрешенных законом в случае финансового кризиса. Муниципальные образования могут передать выполнение этих функций соседним муниципальным образованиям, частным фирмам, некоммерческим организациям или ассоциациям муниципальных образований.

Через 8 дней после начала процесса урегулирования должен быть сформирован комитет по урегулированию долга в составе мэра, нотариуса, председателя комитета финансов и представителя местных органов власти. Председателем комитета назначается управляющий. После того как муниципальный совет утверждает резолюцию о кризисном бюджете, комитет по урегулированию долга разрабатывает программу реструктуризации и проект мирового соглашения.

Если в ходе переговоров об урегулировании долга не удается достичь соглашения или ни одна из сторон не составляет план договора по урегулированию долга, или муниципальный совет не разрабатывает кризисный бюджет в течение 60 дней, суд принимает решение о продолжении процедуры урегулирования долга в соответствии с правилами раздела имущества по суду. Это решение обжалованию не подлежит.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА