Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 23 ноября 2017 года, 22:37

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Деловая практика

№ 52 (522) Энергетикаот 25/12/07 (Деловая практика)

Росту цен — декларацию!

Относительно введения Порядка декларирования изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары

Валерия Гудий
Специально для «Юридической практики»

Ситуация ценообразования, сложившаяся на рынках продовольственных товаров в части роста цен на продукты питания, не оставляет равнодушными не только обыкновенных потребителей, но и правительство Украины, деятельность которого направлена на восстановление контроля за ценовой ситуацией в государстве.

Чтобы хоть как-то повлиять на прекращение роста цен на продукты питания, которые имеют определяющее социальное значение, Кабинет Министров Украины (КМУ) принял постановление «Об утверждении Порядка декларирования изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары» № 1222 от 17 октября 2007 года. Данным нормативно-правовым актом определен механизм декларирования изменения оптово-отпускной цены субъектами хозяйствования, деятельность которых связана с производством и/или реализацией продовольственных товаров по оптово-отпускным ценам. Среди продовольственных товаров, изменение цены на которые подлежит декларированию, высший орган исполнительной власти выделил муку пшеничную высшего, первого и второго сор­тов, муку ржаную, говядину, свинину, мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное и яйца.

Данные действия обеспечат возможность отслеживать не только рост оптово-отпускных цен по Украине, но и анализировать причины изменения этих цен. Ведь при декларировании изменений цены субъекты хозяйствования должны подавать определенный перечень документов, в том числе и объяснительную записку об обосновании необходимости изменения оптово-отпускной цены, экономический анализ фактических затрат, калькуляцию себестоимости продовольственных товаров с указанием объема материальных и трудовых затрат, справку о фактической и декларированной рентабельности от реализации продовольственных товаров.

В указанном постановлении КМУ обязал Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации обеспечить не­уклонное исполнение Порядка декларирования изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары.

В свою очередь администрации, руководствуясь постановлением КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» № 1548 от 25 декабря 1996 года, устанавливают предельную торговую надбавку на реализацию указанной группы товаров. Следует обратить внимание, что эти самые торговые надбавки начисляются именно к оптово-отпускной цене производителя, которая до недавнего времени устанавливалась только при реализации говядины, свинины и мяса птицы.

19 сентября 2007 года КМУ постановлением «О внесении изменений в приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 25 декабря 1996 года № 1548» № 1161 предоставил право администрациям устанавливать оптово-отпускные цены на муку пшеничную высшего, первого и второго сор­тов, муку ржаную, говядину, свинину, мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное и яйца путем декларирования их изменений.

На сегодня ситуация, сложившаяся в части законодательного урегулирования этой всеукраинской проблемы, начинает приобретать определенные контуры:

— КМУ устанавливает императивный порядок для производителей и/или субъектов хозяйствования, которые реализуют определенный перечень продукции, по оптово-отпускным ценам декларировать изменения именно этих оптово-отпускных цен;

— КМУ возлагает обязанности на Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации неуклонно следить за выполнением данного Порядка;

— КМУ вносит изменения в свое постановление № 1548 от 25 декабря 1996 года и дополняет пункт 12 приложения данного постановления полномочиями по установлению оптово-отпускных цен на четко определенные товары, имеющие огромное социальное значение.

И все бы хорошо, но, как всегда бывает, есть определенные сложности.

Последнее слово остается за Советом Министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.

КМУ не определил, какой же все-таки должна быть реакция администраций на необоснованное изменение оптово-отпускной цены, каким образом администрациям реагировать на такое несогласие. Возникает сразу ряд вопросов: что делать, если субъект хозяйствования не подал декларацию оптово-отпускных цен с пакетом документов в органы администрации, а просто поднял цену и начал ее применять, какие санкции применять за нарушение субъектами хозяйствования установленного порядка, может ли субъект хозяйствования пользоваться ценой в случае незадекларирования ее изменений?

А если предыдущая оптово-отпускная цена на продукты питания изначально экономически не обоснована и явно завышена, неужели в этом случае такому субъекту хозяйствования будет дозволено применять ее и способствовать повышению розничных цен на товары, без которых не может обойтись житель Украины!

Все эти вопросы остаются открытыми, но есть еще один интересный момент. Несмотря на сложную ценовую ситуацию, требующую очень быстрого и четкого реагирования со стороны органов государственной власти, непрекращающийся рост цен на социально значимые товары, некоторые администрации не спешат воспользоваться предоставленным правом установления оптово-отпускных цен на муку пшеничную высшего, первого и второго сортов, муку ржаную, говядину, свинину, мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное и яйца путем декларирования их изменений.

В этих администрациях до сих пор не определен орган, на который будет возложена обязанность по рассмотрению поданных деклараций оптово-отпускных цен. Такая пассивность приводит к тому, что производители, желающие задекларировать изменения своих оптово-отпускных цен, просто не знают, куда подавать необходимые документы.

Указанным постановлением № 1222 от 17 октября 2007 года КМУ обязал Государственную инспекцию по контролю за ценами контролировать соблюдение государственной дисциплины цен во время реализации продовольственных товаров.

Но механизм контроля заработает в полную силу на Украине лишь после решения вышеперечисленных вопросов и устранения неточностей, установления регулированных цен администрациями и введения Порядка декларирования оптово-отпускных цен на продовольственные товары в действие. И тогда деятельность субъектов хозяйствования будет контролироваться со стороны инспекций в полную силу, и в случае нарушения порядка формирования, установления и употребления регулированных цен на продукты питания нарушители будут наказываться в соответствии с положениями Закона Украины «О ценах и ценообразовании».

ГУДИЙ Валерия — заведующая юридическим сектором Государственной инспекции по контролю за ценами в Киевской области, г. Киев



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 52 (522) от 25/12/07 Текущий номер

Энергетика

Первая десятка

Самые деятельные юристы 2007 года

Тема номера:

Дуализм на энергорынке неприемлем

Какое, на ваш взгляд, главное событие в процессе запуска нового Верховного Суда?

Издание Президентом Украины указа о назначении «верховных» судей

Подписание и опубликование нового процессуального законодательства

Решение Пленума ВС относительно дня начала работы нового Суда

Первое решение Верховного Суда

Все вышеперечисленное

Ничего из перечисленного не считаю главным событием

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
  • integrites
"Юридическая практика" в соцсетях

fb youtube fb fb

Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА