Как тайну банковскую открыть? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №36 (506) » Как тайну банковскую открыть?

Как тайну банковскую открыть?

Рубрика Тема номера

Рассмотрим довольно необычный в практике случай обращения налоговой службы в суд с заявлением о раскрытии банковской тайны относительно юридического лица. А также проанализируем порядок, процессуальные моменты и объем раскрытия банковской тайны по требованию органов налоговой службы, при этом также отметим нарушения, допущенные налоговой службой при подаче заявления о раскрытии банковской тайны.

Первоначально необходимо отметить наличие коллизии норм, регулирующих порядок раскрытия банковской тайны по требованию органов налоговой службы. Так, пунктом 4 части 1 статьи 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» преду­смотрено, что информация относительно юридических лиц, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками органам налоговой службы по их письменному требованию по вопросам налогообложения или валютного контроля относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица — субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени.

В то же время пунктом 5 статьи 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине» определено, что органы налоговой службы имеют право бесплатно получать от коммерческих банков на основании решения суда справки и/или копии документов об объеме и обороте средств на счетах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, банковская тайна подлежит раскрытию в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» по письменному требованию органов налоговой службы, а в соответствии с Законом Украины «О государственной налоговой службе на Украине» — на основании решения суда.

В нашем случае налоговая служба обратилась в суд с заявлением о раскрытии банковской тайны. С чем мы согласны, поскольку изменения в Закон Украины «О государственной налоговой службе на Украине» относительно порядка раскрытия банковской тайны по решению суда были внесены Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления правовой защиты граждан и внедрения механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность, уважение к достоинству лица, правовую помощь, защиту) от 12 января 2005 года. Согласно пункту 2 Заключительных положений указанного Закона, до приведения законов и других нормативно-правовых актов в соответствие с данным Законом они применяются в части, не противоречащей этому Закону.

Следовательно, порядок раскрытия банковской тайны по требованию органов налоговой службы, предусмотренный Законом Украины «О банках и банковской деятельности», применяется в части, не противоречащей Закону от 12 января 2005 года. То есть органы налоговой службы имеют право получать информацию, содержащую банковскую тайну, только на основании решения суда.

Определившись с порядком раскрытия банковской тайны по требованию органов налоговой службы, отметим процессуальные нарушения, допущенные налоговой службой при подаче заявления о раскрытии банковской тайны.

Порядок рассмотрения судом дел о раскрытии банками информации, содержащей банковскую тайну относительно юридических и физических лиц, предусмотрен главой 12 Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПК).

Первым процессуальным нарушением, допущенным налоговой службой при обращении в суд с заявлением о раскрытии банковской тайны, была подача заявления с нарушением правил подсудности. Статьей 287 ГПК предусмотрено, что заявление о раскрытии банком информации, содержащей банковскую тайну относительно юридического или физического лица, в случаях, установленных законом, подается в суд по местонахождению банка, который обслуживает такое юридическое или физическое лицо. Однако налоговая служба обратилась в суд по местонахождению филиала банка, обслуживающего юридическое лицо.

Не вызывает сомнения то, что банк и филиал банка — это различные субъекты по своему правовому статусу. Согласно статье 1 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», банк — это юридическое лицо, которое от своего имени осуществляет банковскую деятельность, а филиал банка — это обособленное структурное подразделение банка, не имеющее статуса юридического лица и осуществляющее банковскую деятельность от имени банка.

Можем предположить, что данный момент был известен специалистам налоговой службы и заявление они сознательно подавали в суд по местонахождению филиала банка, поскольку филиал банка находился в том же городе (районе города), что и налоговая служба. Банк же находился в другой области, и это, вероятно, организационно усложняло подачу заявления и последующее участие специалистов налоговой службы в рассмотрении дела в суде. Таким образом, заявление о раскрытии банковской тайны было подано налоговой службой с нарушением правил подсудности по местонахождению филиала банка, а не по местонахождению банка.

Непосредственно содержание заявления о раскрытии банковской тайны не соответствовало требованиям, предусмот­ренным статьей 288 ГПК. В частности, пунктом 4 статьи 288 ГПК установлено, что заявление о раскрытии банковской тайны должно содержать обоснование необходимости и обстоятельства, в связи с которыми требуется раскрытие информации, содержащей банковскую тайну относительно лица, с указанием положений законов, предоставляющих соответствующие полномочия, или нарушенных прав и интересов.

Заявление налоговой службы содержало ссылку на часть 2 статьи 2 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине», которой предусмотрена задача налоговой службы по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, и ссылку на пункт 5 статьи 11 указанного Закона, которым предусмот­рено право на получение информации, содержащей банковскую тайну по решению суда.

Однако в заявлении не был указан основной момент: в связи с какими конкретно обстоятельствами налоговая служба обратилась в суд для раскрытия банковской тайны. Исходя из содержания заявления получалось, что налоговая служба обратилась в суд при отсутствии какой-либо необходимости для раскрытия банковской тайны, а целью подачи заявления была реализация права налоговой службы на получение информации, содержащей банковскую тайну.

Содержание заявления о раскрытии банковской тайны также не соответствовало требованиям пункта 5 статьи 288 ГПК о том, что заявление должно содержать объем (пределы раскрытия) информации, содержащей банковскую тайну, и цель ее использования. В заявлении не была указана цель использования банковской тайны, а объем раскрытия информации был определен следующий: дебетовые и кредитовые обороты; названия контрагентов и их коды ЕГРПОУ; назначение платежей; даты и суммы платежей.

Однако, согласно пункту 5 статьи 11 Закона «О государственной налоговой службе на Украине», органы налоговой службы имеют право получать на основании решения суда информацию об обороте и объемах средств на счетах. То есть указанной нормой Закона не предусмотрено, что налоговая служба при раскрытии банковской тайны имеет право получать данные о контрагентах лица, относительно которого раскрывается банковская тайна, их кодах ЕГРПОУ, информацию о назначении платежей.

Более того, статьей 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» предусмотрен порядок раскрытия банковской тайны. Согласно части 4 указанной статьи Закона, банку запрещается предоставлять информацию о клиентах другого банка, даже если их имена указаны в документах, соглашениях и операциях клиента.

Необходимо отметить и наличие противоречий между указанной нормой и абзацем 1 пункта 3.5 Правил хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, утвержденных постановлением Правления НБУ № 267 от 14 июля 2006 года. Согласно указанному пункту Правил, банку запрещается предоставлять информацию о клиентах другого банка, даже если она указана в документах, договорах и операциях клиента, если иное не указано в разрешении клиента другого банка или требовании, решении (постановлении) суда.

Однако частью 4 статьи 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» не предусмотрено каких-либо исключений, при которых банк имеет право раскрыть информацию о клиентах другого банка. В связи с чем при определении ­объема раскрытия банковской тайны необходимо обращать внимание суда и банка на недопустимость раскрытия информации относительно названий контр­агентов клиента банка и их кодов ЕГРПОУ. При этом мы предполагаем, что контрагенты клиента банка являются клиентами другого банка.

Также следует отметить, что абзац 1 противоречит абзацу 2 пункта 3.5 Правил хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, которым ­предусмотрено, что при предоставлении информации относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица — субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени банк предоставляет информацию о движении средств на счетах клиента без указания контрагентов по операциям. Таким образом, абзацем 1 установлено, что банку запрещено предоставлять информацию о клиентах другого банка, если иное не предусмотрено решением суда. То есть по решению суда могут указываться контрагенты клиента банка, а абзацем 2 предусмотрено, что при раскрытии информации о клиенте банк не указывает его контрагентов по операциям.

Поэтому в данном случае необходимо применять императивную норму, преду­смотренную частью 4 статьи 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», согласно которой банку запрещено при раскрытии банковской тайны предоставлять информацию о клиентах другого банка без каких-либо исключений из данного правила.

Таким образом, в заявлении налоговой службы объем раскрытия банковской тайны был указан с нарушением части 4 статьи 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» и пункта 5 статьи 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине».

Следующим нарушением, допущенным налоговой службой, было подписание заявления неуполномоченным должностным лицом налоговой инспекции. В заявлении было указано, что оно подписано начальником налоговой инспекции, и прилагалась копия соответствующего приказа о назначении. Однако в месте подписания заявления перед названием должности стояла наклонная черта, а это означает, что заявление подписано не начальником инспекции, а лицом, должность и фамилия которого не указаны.

Более того, согласно пункту 5.23 Национального стандарта Украины «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов ГСТУ 4163-2003», утвержденного приказом Госпотребстандарта Украины № 55 от 7 апреля 2003 года, подпись состоит из названия должности лица, подписывающего документ, личной подписи, инициалов и фамилии. В случае отсутствия должностного лица, подпись которого указана в документе, документ подписывает лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель. В таком случае обязательно указывается должность и фамилия лица, подписавшего документ (изменения вносятся рукописным или машинописным способом). Подписывать документ с предлогом «за» или ставить правостороннюю наклонную черту перед названием должности не разрешается.

В возражениях на заявление также было обращено внимание суда на указанное нарушение. В суде было установлено, что действительно заявление подписано не начальником инспекции, а его заместителем. Регламент налоговой инспекции, определяющий полномочия должностных лиц налоговой инспекции, не преду­сматривал права заместителя начальника налоговой инспекции обращаться в суд с какими-либо заявлениями. В связи с этим заявление налоговой службы о раскрытии банковской тайны было оставлено судом без рассмотрения.

Несмотря на то что заявление было оставлено судом без рассмотрения, можем предположить, что иные вышеуказанные нарушения, допущенные налоговой службой в части отсутствия обоснования необходимости раскрытия и целей использования банковской тайны, являлись основанием для отказа в удовлетворении заявления. Либо в связи с нарушением правил подсудности заявление подлежало возврату налоговой службе (до открытия производства по делу) или направлению на рассмотрение в другой суд (после открытия производства по делу).

Итак, обобщая анализ заявления налоговой службы о раскрытии банковской тайны, особое внимание необходимо обращать на следующие моменты:

— заявление подается в суд по местонахождению банка, а не филиала банка;

— заявление должно содержать обоснование необходимости (причины) раскрытия банковской тайны и цель ее использования;

— при определении объема раскрытия банковской тайны относительно конкретного юридического лица запрещается раскрытие информации о его контрагентах;

— заявление должно быть подписано уполномоченным должностным лицом налоговой службы.

НИКУЛЬНИКОВ Дмитрий — адвокат адвокатской конторы «ПРАВИС», г. Донецк

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Хозрасчетные тюрьмы: мечты сбываются?

Лицензия на обучение ко Дню знаний

Деловая практика

Дискуссионное место сделки

Законодательная практика

МЧП. Два года спустя…

Комментарии и аналитика

Право, запутанное в сети...

Админсуды — шаг вперед, два назад?

Суд: Европейское сообщество ответственно!

Процессуальные «диверсии» в хозсуде

Неделя права

Так сессия или собрание?

Препятствия на пути к ипотеке

Если к вам пришли…

За что в ответе «ПОРА»?

От АМКУ далеко не улетишь

Реестр событий

Обеспечивая права избирателя

ЦИК опять под ударом

Десять шагов против коррупции

Судебная практика

Признал долг – прервал срок

Судебные решения

О последствиях признания договора расторгнутым

О правах залогодателя относительно заложенного имущества

Об отличиях договоров факторинга и уступки права требования

Тема номера

Пенсионный фонд и коммерческие банки: противостояние обостряется

Сомнительная и безнадежная задолженность

Как тайну банковскую открыть?

Частная практика

Без отрыва от производства

Юридический форум

Место Европейского парламента в ЕС

Госпошлина или налог с дохода?

Інші новини

PRAVO.UA