Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 22 февраля 2018 года, 14:35

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Трибуна

№ 8 (478) Налогиот 20/02/07 (Трибуна)

Конституцию — на референдум!?

Владимир Тертышник
Специально для «Юридической практики»

По сведениям астрологов, наступил год Свиньи. В этом легко убедиться на практике. Процесс и результаты принятия Закона Украины «О Кабинете Министров» подтверждает, что мужи у власти постоянно борются, но не за судьбу народа (проблемы прав и свобод практически не обсуждаются в парламенте, пикантным исключением из правила может стать разве что Закон «О защите летучих мышей»), а за собственные дивиденды от власти.

Сегодня политика во многом напоминает подиум тщеславия, инкрустированного ханжеством и аморальностью, где клоуны, плуты, лицедеи и пустозвоны до такой степени наловчились перевоплощаться в рыцарей и мыслителей, что последние стыдятся выходить на сцену. Наша жизнь становится кроссвордом для тех, кто с умом, театром для тех, кто с деньгами, игрой для тех, кто у власти, каторгой для тех, кто имеет душу и благородные порывы, цирком для тех, кто пытается что-то изменить к лучшему. Больше всего проблем возникает там, где сочетаются узость круго­зора, широта интересов и длинные руки.

В органах так называемого ­местного самоуправления новоявленные мессии уверяют, что обдирают народ в его же интересах, наперебой соперничают в красноречии о своих рецептах счастья для Украины. Эдгар По как-то резонно заметил: «В одном случае из ста тот или иной вопрос усиленно обсуждается потому, что он действительно темен; в остальных девяноста девяти он становится темным потому, что усиленно обсуждается».

Парламент все чаще принимает законы, игнорируя Конституцию Украины, имея возможность менять конституционные нормы, устраняет существующие механизмы сдерживания и противовесов, открывая путь к полной узурпации власти. Разбалансированность ветвей власти приводит к ее параличу. Мы уже имели ситуацию с двумя Президентами, двумя Генеральными прокурорами... и это не предел. Ответ на вопрос, почему это происходит, следует искать в плоскости вопроса «Кому это выгодно?». Неразбериха в легитимной власти ведет к ситуации управляемой анархии со стороны власти теневой.

Прошедшие выборы в парламент по партийным спискам (как заметили юмористы, произошло голосование «с писком»), усугубляемые так называемой концепцией императивного мандата, создают ситуацию, при которой депутаты все больше напоминают «кивал», нажимающих на кнопки и беспрекословно подчиняющихся воле своих партийных боссов. Реальными парламентариями остаются пять человек, которые тяготеют к реанимации своеобразного Политбюро, за деятельностью которого меркнет реальное волеизъявление народа. Народ все больше отдаляется от возможности влиять на власть, а власть все больше занята борьбой за еще большую власть.

Народная мудрость гласит: «Дальше всех зайдет тот, кто не знает, куда идти».

Что же делать и с чего начать? Следует вернуть страну в русло строительства правового государства.

Правовое государство — это государство, где обеспечено реальное народо­властие, гарантируется принцип верховенство права, законы справедливы, а люди равны перед законом и судом, где признаются приоритетными и реально обеспечиваются права и свободы человека, а реализация идеи разделения власти обеспечивает гармонизацию управления обществом и создает условия недопустимости злоупотреблений и возврата к худшему. Реформаторские процессы должны быть согласованы с нормами естественного права, с идеей народовластия и верховенства права.

Верховенство права — система государственного и общественного строя, где приоритет предоставляется правам и свободам человека, органы власти находятся под властью закона, где власть ограничивается правом, а само право создает систему правоотношений, при которой максимально устраняются возможности произвола чиновников, исключается реанимация тоталитаризма.

Как обеспечить реальное народовластие и верховенство права? Представляется, что одним из важнейших шагов в этом направлении должно стать принятие Основного Закона государства — демократической Конституции путем всенародного референдума. При таких условиях власть не получает возможности манипулировать Конституцией, менять Основной Закон на свое усмотрение и ради своей корысти.

Основной Закон государства становится более стабильным, а заложенные в нем принципы — основой демократических институтов нового законодательства. При принятии Конституции Украины референдумом исчезнет искушение осуществлять перманентные политические реформы и связанные с этим технологии пиара.

Противники принятия Конституции путем референдума, точнее, желающие сохранить свои привилегии и свои возможности менять Конституцию для своей выгоды, среди которых немало тех, кто тяготеет к узурпации власти, уже изобретают аргументы о якобы несостоятель­ности референдума. Из уст давно обанкротившихся политиков звучат затасканные высказывания, дескать, референдум имеет только консультативную силу, и если его результаты не материализует в букву закона парламент, он остается только пожеланием и не больше. Абсурд и наглое фарисейство.

Референдум — демократическая и прогрессивная форма принятия конституций, все чаще применяемая цивилизованными государствами. Во многих государствах (Франция — 1958 год, Швейцария — 1999 год, Греция — 1975 год, Испания — 1978 год, Польша — 1997 год) конституции приняты именно референдумом, и это не вызывало такого ярого неприятия, как у нашей «элиты». Во многих странах (Дания, Исландия и др.) конституции могут изменяться только референдумом. Даже Конституция Евросоюза выносится на референдум.

Для принятия Конституции Украины путем референдума нет никаких правовых препятствий. Давайте процитируем саму Конституцию Украины: «Народное волеизъявление осуществляется посредством выборов, референдума и иных форм непосредственной демократии» (статья 69); «Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы изменения территории Украины» (статья 73).

Таким образом, если Конституция говорит, что отдельные вопросы решаются исключительно референдумом, то здесь результаты референдума приобретают значение реального и непосредственного источника законодательных норм, норм прямого действия, имеющих наибольшую юридическую силу. Решение референдума имеет исключительную юридическую силу, силу большую, чем решения парламента или Президента, а сам референдум может осуществляться вопреки мнению парламента или позиции Президента. По Конституции Украины, результаты референдума, объявленного Президентом в соответствии с народной инициативой, приобретают юридическую силу независимо от позиции парламента и в утверждении парламентом не нуждаются.

Более того, действующая Конституция Украины (статья 156) уже содержит правило о том, что законопроекты о внесении изменений в разделы 1 «Общие положения», 3 «Выборы. Референдум», 13 «Внесение изменений в Конституцию Украины» утверждаются всеукраинским референдумом, который назначается Президентом Украины. Замечу, не результаты референдума утверждаются парламентом, как глаголят некоторые политиканы, а решения парламента по указанным вопросам подлежат утверждению референдумом. Это принципиальная позиция Конституции и важнейший принцип непосредственного народовластия.

Референдум — важнейший и реальный источник конституционных норм может быть средством утверждения всей Конституции. В самой Конституции есть перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум. Но нигде в Основном Законе нет запрета выносить саму Конституцию на референдум. Не запрещено — значит, можно.

Иными словами, в вопросе о возможном предмете референдума можно выделить три группы вопросов:

1) вопросы, которые решаются исключительно всеукраинским референдумом (изменение территории Украины);

2) вопросы, которые не могут выноситься на референдум (законопроекты по вопросам налогов, бюджета, амнистии — статья 74 Конституции Украины);

3) иные вопросы, которые могут выноситься на референдум законодательной властью или Президентом Украины, а также в соответствии с народной инициативой.

Вынесение Конституции Украины на всенародный референдум не относится ни к обязательным, ни к запрещаемым к вынесению на референдум вопросам. Утверждение Конституции Украины всенародным референдумом возможно, допустимо и законно. Более того, желанно и необходимо.

Статья 5 Конституции Украины отмечает, что «право определять и изменять конституционный строй на Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами».

А вот скороспелый Закон о выборах по партийным спискам действительно не имеет юридической силы. Переход на выборы по партийным спискам был осуществлен на основе скоропостижно принятого парламентом неконституционного Закона о выборах. Таким Законом сужено право граждан «избирать и быть избранным». В частности, предлагалось избирать среди уже избранных партиями, тогда как раньше имела место возможность выдвижения кандидатов от трудовых коллективов или даже осуществление самовыдвижения.

Так, статья 22 Конституции гласит: «При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод». Действующий парламент сегодня на вполне законных основаниях может быть распущен Президентом. Для этого необходима добрая воля и юридические основания — признание, например, Конституционным Судом Украины, самого Закона о выборах неконституционным, что влечет признание и самого законодательного органа несостоятельным.

Безответственность в законодательной сфере не может быть оправдана никакими доводами. Петр Первый в свое время писал: «Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зря не разорять и ущерба отечеству не чинить. Кто прожекты абы как ляпать станет, того чина лишу и кнутом драть велю».

Следует установить политическую и юридическую ответственность Парламента за принимаемые законы. Принятие неконституционного закона должно стать основанием роспуска парламента, а депутат, голосовавший за принятие такого закона, должен лишаться права быть вновь избранным. Необходимо реальное, но эволюционное обновление Парламента.

Для этого референдумом следует закрепить в Конституции Украины такое правило: «Депутатами Верховного Совета Украины и органов местного самоуправления не могут избираться граждане Украины более двух сроков подряд, а также граждане, которые, будучи депутатами, инициировали принятие или голосовали за принятие закона или отдельных законодательных норм, признанных Конституционным Судом Украины противоречащими Конституции Украины». Это предупредит тенденцию превращения парламента в палату лордов, повысит ответственность за свою деятельность.

В соответствии с результатами уже состоявшегося всенародного референдума, на котором народ проголосовал за упразднение существующего института депутатской неприкосновенности, необходимо изменить нормы Конституции и законов, которыми эта неприкосновенность гарантировалась.

ТЕРТЫШНИК Владимир — профессор Днепропетровского государственного университета внутренних дел, г. Днепропетровск



Комментарии: »

Данило!

Конструктивно і актуально для сьогодення!

Олександр

Треба все це реалізувати при здійсненні конституційної реформи .

Kosty

Давно написано. А актуально и сегодня.

Влад

Замечено, что у таких знатоков как "АдвокатЪ ", словоблудие основный признак мыслительного процесса. К сожалению не лечится...

АдвокатЪ

Кстати, мог бы и САМ в Конституционный суд обратиться. А не лаять на луну. Даже не лаять, а скулить.
Фарисей, одним словом.
Заслуженный фарисей-ц.

АдвокатЪ

Классический пример фарисея: прохВессор Тертышник обучал юристов так, что, обучившись у Тертышника, они НАЧХАЛИ на право.
Молодец, Тертышник! Всё Тертышнику НАДО! Маленький вопросик : а сам? А сам видел, что обучает уродов и - молчал?

Нечего и удивляться, что таких, с позволения сказать, "тертышников", - пруд пруди.

)):

Большинство людей даже не догадывается о грядущих изменениях в Конституцию. Только представьте не себе, что у БОЛЬШИНСТВА людей НЕТ ни малейшей информации о проэкте изменений!!!
Это же беда! Беда наша общая! Кучка нардепов решают судьбу народа, а народ ни сном ни духом!!!

Шановні народні обранці, схаменіться! Що ж ви робите?

...

очень классная статья!

Володимир Тертишник

З днем Конституції!!!!!!!

John Smith

credit repair leads credit repair leads [link=http://www.thoughts.com/raby/blog/credit-repair-lead-127656/ ] credit repair leads [/link]

Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

Нужен ли Украине отдельный антикоррупционный суд?

Каждый суд должен быть антикоррупционным

Да, это должен быть отдельный суд первой инстанции

Да, но следует повысить требования к судьям, а избираться они должны на короткий срок, без права повторного избрания

Антикоррупционным должно быть законодательство, тогда название суда не имеет значения

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА