По сведениям астрологов, наступил год Свиньи. В этом легко убедиться на практике. Процесс и результаты принятия Закона Украины «О Кабинете Министров» подтверждает, что мужи у власти постоянно борются, но не за судьбу народа (проблемы прав и свобод практически не обсуждаются в парламенте, пикантным исключением из правила может стать разве что Закон «О защите летучих мышей»), а за собственные дивиденды от власти.
Сегодня политика во многом напоминает подиум тщеславия, инкрустированного ханжеством и аморальностью, где клоуны, плуты, лицедеи и пустозвоны до такой степени наловчились перевоплощаться в рыцарей и мыслителей, что последние стыдятся выходить на сцену. Наша жизнь становится кроссвордом для тех, кто с умом, театром для тех, кто с деньгами, игрой для тех, кто у власти, каторгой для тех, кто имеет душу и благородные порывы, цирком для тех, кто пытается что-то изменить к лучшему. Больше всего проблем возникает там, где сочетаются узость кругозора, широта интересов и длинные руки.
В органах так называемого местного самоуправления новоявленные мессии уверяют, что обдирают народ в его же интересах, наперебой соперничают в красноречии о своих рецептах счастья для Украины. Эдгар По как-то резонно заметил: «В одном случае из ста тот или иной вопрос усиленно обсуждается потому, что он действительно темен; в остальных девяноста девяти он становится темным потому, что усиленно обсуждается».
Парламент все чаще принимает законы, игнорируя Конституцию Украины, имея возможность менять конституционные нормы, устраняет существующие механизмы сдерживания и противовесов, открывая путь к полной узурпации власти. Разбалансированность ветвей власти приводит к ее параличу. Мы уже имели ситуацию с двумя Президентами, двумя Генеральными прокурорами… и это не предел. Ответ на вопрос, почему это происходит, следует искать в плоскости вопроса «Кому это выгодно?». Неразбериха в легитимной власти ведет к ситуации управляемой анархии со стороны власти теневой.
Прошедшие выборы в парламент по партийным спискам (как заметили юмористы, произошло голосование «с писком»), усугубляемые так называемой концепцией императивного мандата, создают ситуацию, при которой депутаты все больше напоминают «кивал», нажимающих на кнопки и беспрекословно подчиняющихся воле своих партийных боссов. Реальными парламентариями остаются пять человек, которые тяготеют к реанимации своеобразного Политбюро, за деятельностью которого меркнет реальное волеизъявление народа. Народ все больше отдаляется от возможности влиять на власть, а власть все больше занята борьбой за еще большую власть.
Народная мудрость гласит: «Дальше всех зайдет тот, кто не знает, куда идти».
Что же делать и с чего начать? Следует вернуть страну в русло строительства правового государства.
Правовое государство — это государство, где обеспечено реальное народовластие, гарантируется принцип верховенство права, законы справедливы, а люди равны перед законом и судом, где признаются приоритетными и реально обеспечиваются права и свободы человека, а реализация идеи разделения власти обеспечивает гармонизацию управления обществом и создает условия недопустимости злоупотреблений и возврата к худшему. Реформаторские процессы должны быть согласованы с нормами естественного права, с идеей народовластия и верховенства права.
Верховенство права — система государственного и общественного строя, где приоритет предоставляется правам и свободам человека, органы власти находятся под властью закона, где власть ограничивается правом, а само право создает систему правоотношений, при которой максимально устраняются возможности произвола чиновников, исключается реанимация тоталитаризма.
Как обеспечить реальное народовластие и верховенство права? Представляется, что одним из важнейших шагов в этом направлении должно стать принятие Основного Закона государства — демократической Конституции путем всенародного референдума. При таких условиях власть не получает возможности манипулировать Конституцией, менять Основной Закон на свое усмотрение и ради своей корысти.
Основной Закон государства становится более стабильным, а заложенные в нем принципы — основой демократических институтов нового законодательства. При принятии Конституции Украины референдумом исчезнет искушение осуществлять перманентные политические реформы и связанные с этим технологии пиара.
Противники принятия Конституции путем референдума, точнее, желающие сохранить свои привилегии и свои возможности менять Конституцию для своей выгоды, среди которых немало тех, кто тяготеет к узурпации власти, уже изобретают аргументы о якобы несостоятельности референдума. Из уст давно обанкротившихся политиков звучат затасканные высказывания, дескать, референдум имеет только консультативную силу, и если его результаты не материализует в букву закона парламент, он остается только пожеланием и не больше. Абсурд и наглое фарисейство.
Референдум — демократическая и прогрессивная форма принятия конституций, все чаще применяемая цивилизованными государствами. Во многих государствах (Франция — 1958 год, Швейцария — 1999 год, Греция — 1975 год, Испания — 1978 год, Польша — 1997 год) конституции приняты именно референдумом, и это не вызывало такого ярого неприятия, как у нашей «элиты». Во многих странах (Дания, Исландия и др.) конституции могут изменяться только референдумом. Даже Конституция Евросоюза выносится на референдум.
Для принятия Конституции Украины путем референдума нет никаких правовых препятствий. Давайте процитируем саму Конституцию Украины: «Народное волеизъявление осуществляется посредством выборов, референдума и иных форм непосредственной демократии» (статья 69); «Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы изменения территории Украины» (статья 73).
Таким образом, если Конституция говорит, что отдельные вопросы решаются исключительно референдумом, то здесь результаты референдума приобретают значение реального и непосредственного источника законодательных норм, норм прямого действия, имеющих наибольшую юридическую силу. Решение референдума имеет исключительную юридическую силу, силу большую, чем решения парламента или Президента, а сам референдум может осуществляться вопреки мнению парламента или позиции Президента. По Конституции Украины, результаты референдума, объявленного Президентом в соответствии с народной инициативой, приобретают юридическую силу независимо от позиции парламента и в утверждении парламентом не нуждаются.
Более того, действующая Конституция Украины (статья 156) уже содержит правило о том, что законопроекты о внесении изменений в разделы 1 «Общие положения», 3 «Выборы. Референдум», 13 «Внесение изменений в Конституцию Украины» утверждаются всеукраинским референдумом, который назначается Президентом Украины. Замечу, не результаты референдума утверждаются парламентом, как глаголят некоторые политиканы, а решения парламента по указанным вопросам подлежат утверждению референдумом. Это принципиальная позиция Конституции и важнейший принцип непосредственного народовластия.
Референдум — важнейший и реальный источник конституционных норм может быть средством утверждения всей Конституции. В самой Конституции есть перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум. Но нигде в Основном Законе нет запрета выносить саму Конституцию на референдум. Не запрещено — значит, можно.
Иными словами, в вопросе о возможном предмете референдума можно выделить три группы вопросов:
1) вопросы, которые решаются исключительно всеукраинским референдумом (изменение территории Украины);
2) вопросы, которые не могут выноситься на референдум (законопроекты по вопросам налогов, бюджета, амнистии — статья 74 Конституции Украины);
3) иные вопросы, которые могут выноситься на референдум законодательной властью или Президентом Украины, а также в соответствии с народной инициативой.
Вынесение Конституции Украины на всенародный референдум не относится ни к обязательным, ни к запрещаемым к вынесению на референдум вопросам. Утверждение Конституции Украины всенародным референдумом возможно, допустимо и законно. Более того, желанно и необходимо.
Статья 5 Конституции Украины отмечает, что «право определять и изменять конституционный строй на Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами».
А вот скороспелый Закон о выборах по партийным спискам действительно не имеет юридической силы. Переход на выборы по партийным спискам был осуществлен на основе скоропостижно принятого парламентом неконституционного Закона о выборах. Таким Законом сужено право граждан «избирать и быть избранным». В частности, предлагалось избирать среди уже избранных партиями, тогда как раньше имела место возможность выдвижения кандидатов от трудовых коллективов или даже осуществление самовыдвижения.
Так, статья 22 Конституции гласит: «При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод». Действующий парламент сегодня на вполне законных основаниях может быть распущен Президентом. Для этого необходима добрая воля и юридические основания — признание, например, Конституционным Судом Украины, самого Закона о выборах неконституционным, что влечет признание и самого законодательного органа несостоятельным.
Безответственность в законодательной сфере не может быть оправдана никакими доводами. Петр Первый в свое время писал: «Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зря не разорять и ущерба отечеству не чинить. Кто прожекты абы как ляпать станет, того чина лишу и кнутом драть велю».
Следует установить политическую и юридическую ответственность Парламента за принимаемые законы. Принятие неконституционного закона должно стать основанием роспуска парламента, а депутат, голосовавший за принятие такого закона, должен лишаться права быть вновь избранным. Необходимо реальное, но эволюционное обновление Парламента.
Для этого референдумом следует закрепить в Конституции Украины такое правило: «Депутатами Верховного Совета Украины и органов местного самоуправления не могут избираться граждане Украины более двух сроков подряд, а также граждане, которые, будучи депутатами, инициировали принятие или голосовали за принятие закона или отдельных законодательных норм, признанных Конституционным Судом Украины противоречащими Конституции Украины». Это предупредит тенденцию превращения парламента в палату лордов, повысит ответственность за свою деятельность.
В соответствии с результатами уже состоявшегося всенародного референдума, на котором народ проголосовал за упразднение существующего института депутатской неприкосновенности, необходимо изменить нормы Конституции и законов, которыми эта неприкосновенность гарантировалась.
ТЕРТЫШНИК Владимир — профессор Днепропетровского государственного университета внутренних дел, г. Днепропетровск
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…