Согласованные действия в конкуренции — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (460) » Согласованные действия в конкуренции

Согласованные действия в конкуренции

Рубрика Тема номера

В сфере защиты экономической конкуренции чаще всего обсуждаются вопросы, связанные с получением разрешения на экономическую концентрацию, определением монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования на рынке, злоупотреблением монопольным положением. Кроме того, обсуждаются отдельные процессуальные аспекты рассмотрения Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) дел о предоставлении разрешения на концентрацию, о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и пр. При этом незаслуженно мало внимания уделяется такому неоднозначному явлению в конкуренции, как согласованные действия. В данной статье хотелось бы обратить внимание на отдельные вопросы проведения субъектами хозяйствования согласованных действий, связанных с определением цены товаров (работ, услуг), а также вопросам правомерности тех или иных действий.

Как известно, цена какого-либо товара (работы, услуги) является одной из главных определяющих такого товара (работы, услуги). Так, вопрос цены интересует производителя и его дилера с точки зрения получения дохода. Конечный же потребитель заинтересован в наименьшей цене на товар (работу, услугу) со скидкой на приемлемость качества приобретаемой продукции. Естественно, что потребитель всегда будет стремиться приобрес­ти среди товаров (работ, услуг) примерно равного качества наиболее дешевый товар. У производителя/продавца цели, как мы понимаем, противоположные. Исходя из «глобальности» цены и ее влияния на востребованность того или иного продукта, не находим ничего удивительного в том, что ценовым вопросам посвящены как отдельные нормативно-правовые акты (например, Закон Украины «О ценах и ценообразовании»), так и положения в ряде специальных законов (например, Законе Украины «О защите экономической конкуренции»). В частности, в последнем нормативно-правовом акте ценовой аспект (а точнее, согласование субъектами своих действий в отношении формирования цен на продукцию) рассматривается в качестве фактора, имеющего серьезное влияние на состояние конкуренции на конкретном рынке товаров (работ, услуг).

Общие вопросы

Законом Украины «О защите экономической конкуренции» (Закон) деятельность субъектов хозяйствования, направленная на установление цен на товары (работы, услуги), отнесена к согласованным действиям. Статья 5 Закона определяет, что согласованными действиями является заключение субъектами хозяйствования соглашений в какой-либо форме, принятие объединениями решений в какой-либо форме, любое другое конкурентное поведение (деятельность, бездеятельность) субъектов хозяйствования, а также создание субъекта хозяйствования, если целью или следствием создания является координация конкурентного поведения соответствующих лиц. При этом участниками согласованных действий законодательством признаются лица, совершающие или намеревающиеся совершить согласованные действия.

Как мы обозначили выше, в данной статье речь пойдет о соглашениях/конкурентном поведении лиц, при которых осуществляется формирование, установление и четкая фиксация цены на какую-либо продукцию. Необходимо отметить, что здесь больший интерес представляют вертикальные соглашения/конкурентное поведение субъектов хозяйствования, нежели горизонтальные (конгломератные соглашения в рамках данной статьи не рассматриваем). Напомним, что под вертикальными соглашениями подразумеваются соглашения между неконкурирующими субъектами хозяйствования, пребывающими между собой в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках. В качестве примера можно привести вертикаль отношений между производителем, оптовым закупщиком продукции и конечным потребителем. В свою очередь под горизонтальными соглашениями понимаются соглашения/согласованные действия между конкурентами.

Оперируя понятиями «соглашение», «согласованная практика», «согласованные действия», необходимо принимать во внимание, что данные понятия трактуются достаточно широко. Несмотря на отсутствие в статье 5 Закона объяснения, что конкретно включает в себя понятие «соглашение», практика свидетельствует, что под «соглашением» понимаются не только письменные договоренности, но и так называемые «джентльменские соглашения». Для целей законодательства о защите экономической конкуренции соглашения определяются по признаку наличия взаимной договорен­ности сторон, направленной на достижение конкретного результата, а также наличия моральных/правовых обязанностей сторон. Именно указанными признаками на практике разделяют соглашения и согласованную практику. Последняя относится к иным, нежели соглашения, действиям/бездеятельности субъектов хозяйствования, направленным на координацию конкурентного поведения и осуществление влияния на определенный товарный рынок. Объединяет два понятия основной признак — наличие сговора, целью или следствием которого является достижение конкретного результата.

В зависимости от характера согласованных действий и их последствий для конкуренции такие действия/соглашения могут быть либо разрешены, либо запрещены как несовместимые с конкуренцией.

С ценой согласен!

Итак, статьей 6 Закона определено, что антиконкурентными согласованными действиями являются согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции. В частности, антиконкурентными признаются согласованные действия, касающиеся установления цен или иных условий покупки или реализации товаров.

Вместе с тем статьей 8 Закона установлен перечень согласованных действий, не подпадающих под действие статьи 6. Упомянутая статья 8 Закона определяет, что статья 6 Закона не применяется к согласованным действиям относительно поставки и использования товаров, если участник согласованных действий устанавливает в отношении другого участника ограничения, в том числе по формированию цен или иных условий договора о продаже поставленного товара другим субъектам хозяйствования или потребителям. Данное положение означает, что из-под запрета, налагаемого статьей 6 Закона, исключены вертикальные соглашения, в частности, между поставщиками и дилерами, а также дилерами и конечными потребителями. Исключения составляют и подлежат запрету согласованные действия, которые:

— приводят к существенному ограничению конкуренции на всем рынке или его существенной части, в том числе монополизации рынков;

— ограничивают доступ на рынок других субъектов хозяйствования;

— приводят к экономически необоснованному повышению цен или дефициту товаров.

Недостатком приведенных законодательных формулировок является их размытость. Так, отнесение к согласованным действиям формирования цен в действующей редакции Закона может иметь негативное влияние на действия связанных субъектов хозяйствования, являющиеся воплощением, к примеру, маркетинговой стратегии предприятий, объединенных общим производственным циклом и пр. Вместе с тем в отношении регулирования и контроля над вертикальными соглашениями существует значительный пробел, который может усложнить выработку подходов к определению соглашений и согласованных действий, потенциально имеющих возможность негативно влиять на ситуацию на рынке. Усложняется ситуация с ценовым аспектом согласованных действий отсутствием соответствующей практики, в первую очередь АМКУ. И если подходы к горизонтальным согласованным действиям активно вырабатываются и применяются, то вертикальные согласованные действия все еще остаются tabula rasa.

Впереди Европы всей?

Учитывая, что Украина взяла на себя обязательство по приведению национального законодательства, в том числе о защите экономической конкуренции, в соответствие с законодательством, практикой и стандартами Европейского Союза (ЕС), интересно проанализировать соответствующие положения по регулированию согласованных действий в ЕС.

Статья 81 консолидированной версии Договора об учреждении Европейского Сообщества (Договор) устанавливает, что под запрет подпадают как несов­местимые с внутренним рынком все соглашения между субъектами хозяйствования, решения объединений субъектов хозяйствования и согласованная практика, которые могут повлиять на торговлю между государствами-членами, а также целью или следствием которых является предотвращение, ограничение или искажение конкуренции. Так, под запрет подпадают действия субъектов хозяйствования, направленные на прямое или опосредованное установление цен на покупку или продажу товаров.

Любые соглашения или решения, запрещенные статьей 81 Договора, следует автоматически считать ничтожными. Вместе с тем из-под действия упомянутой статьи исключены любые соглашения между субъектами хозяйствования, их объединениями, а также любая согласованная практика субъектов хозяйствования, способствующие оптимизации производства или распространению продукции, техническому/экономическому развитию, предоставляя потребителям справедливую долю получаемых благодаря таким решениям/соглашениям выгод, и которые:

— не налагают на предприятия картельные ограничения, не являющиеся необходимыми для достижения этих целей;

— не предоставляют таким предприятиям возможность ограждать от конкуренции существенную часть соответствующей продукции.

Таким образом, уже на стадии нормативного закрепления положений о согласованных действиях мы можем наблюдать интересные разночтения между Законом и Договором. Как видим, Договор содержит, с одной стороны, достаточно общие условия запрета для вертикальных соглашений, а с другой — предлагает более гибкий подход к квалификации согласованных действий данного вида. Примечательно, что положения, закрепленные в статье 81 Договора, нашли свое закрепление и развитие в обширной практике Суда Европейских Сообществ по вопросам конкуренции. ­Так, были выработаны подходы к определению субъектов хозяйствования, которые по своей сути имеют возможность влиять на ­ситуацию на рынке, действиям, которые могут быть расценены как соглашение или согласованная практика, а также к оценке эффекта тех или иных действий на сос­тояние конкуренции. В результате значительно уменьшена степень риска привлечь к ответственности «лишний» субъект хозяйствования, и, наоборот — больше возможности регулировать, предотвращать или препятствовать неправомерной деятельности предприятий на том или ином рынке.

ТКАЧЕНКО Екатерина — юрист АО «Вол­ков и Партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Даешь полномочия «ширше и глубше»

Деньги давай... Много давай...

Деловая практика

Инвестиции в инновации

День юриста

Все на празднование Дня юриста!

Законодательная практика

Программируемая приватизация

Зарубежная практика

Прокурорское министерство США

Налогообложение в Японии

Историческая практика

Человек, продавший Эйфелеву башню

Великий пирамидостроитель

Комментарии и аналитика

«Мечта» инициирующего кредитора

Корпоративные войны

Собрание акционеров АО «Укртатнафта»

Неделя права

Эвакуатор — социально негативен?

Известие: к нам едет… ПАСЕ!

Кто кого страхует?

Мы будем рупором профессии

Реестр событий

В Верховном Суде грядет большая чистка?

Удовлетворить суды на 100 %!

Международная исследовательская компания IPSOS стала официальным партнером «ЮП» в проекте «50 ведущих юридических фирм Украины 2006 года»

Новый этап в работе КСУ

Судебная практика

Практика «суррогатного» раздела

Судебные решения

Об ответчиках в админпроцессе

О регулировании тарифов государственными администрациями

О роли ассоциаций в спорах по интеллектуальной собственности

Тема номера

«Безграничные» права Комитета

Согласованные действия в конкуренции

Частная практика

Диалог киевских адвокатов

Вопросы, порожденные жизнью

Юридический форум

Совмещаем приятное с полезным

Бильярд — дело молодых

Самый умный студент найден!

Інші новини

PRAVO.UA