Часть 2 статьи 147 Конституции Украины гласит, что Конституционный Суд Украины решает вопросы относительно соответствия законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины. В части 1 статьи 150 Основного Закона уточнено, что КСУ решает вопросы конституционности (соответствия Конституции Украины) следующих нормативно-правовых актов: законов и других правовых актов, принимаемых Верховным Советом Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины и правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым. Также в Основном Законе, а именно — в статье 153, указано, что специальным Законом устанавливается порядок организации и деятельности КСУ, а также процедура рассмотрения им дел. Следовательно, компетенция этого органа определяется исключительно актом наивысшей юридической силы — Конституцией.
В аспекте этого вызывает неподдельный интерес Закон Украины «О внесении изменений в раздел IV «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О Конституционном Суде Украины», принятый 4 августа с.г.. Указанным актом подпункт 1 пункта 3 раздела «Заключительные и переходные положения» после слов «законы Украины» дополняется словами «за исключением законов Украины о внесении изменений в Конституцию Украины, вступивших в силу». В самом же пункте 3 идет речь о том, на какие акты распространяется юрисдикция КСУ. В то же время КСУ имеет право проверять на предмет конституционности только те акты, которые вступили в силу.
Объяснить принятие этого Закона с правовой точки зрения можно лишь тем, что до того, как принимается закон, которым изменяется Конституция, он рассматривается КСУ на предмет соответствия статьям 157 и 158 Конституции, поэтому якобы нет необходимости проверять конституционность этого акта после его вступления в силу, равно как не подлежат проверке на предмет конституционности действующие нормы Основного Закона. С другой стороны, что делать, если такой закон будет принят с нарушением процедуры? Тем более, что одним из оснований признания закона или иного правового акта неконституционным является нарушение процедуры его принятия (часть 1 статьи 152 Конституции Украины).
Принимая во внимание указанное выше, думается, что настоящее изменение в Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» противоречит Основному Закону Украины и незаконно ограничивает компетенцию КСУ. Впрочем, официальное заключение по данному вопросу может сделать только сам Конституционный Суд в случае поступления соответствующего конституционного представления компетентного органа — Президента Украины, 45-ти народных депутатов, Верховного Суда Украины, Уполномоченного Верховного Совета Украины по правам человека или Верховного Совета Автономной Республики Крым.
Естественно, возникает вопрос, имеет ли право орган, в компетенции которого пребывает рассмотрение вопроса относительно конституционности того или иного нормативно-правового акта, рассматривать вопрос о собственной компетенции. С одной стороны — налицо заинтересованность этого органа, с другой — нормы Конституции Украины. А эти нормы, как указано выше, гласят, что КСУ решает вопросы соответствия Конституции Украины законов и других правовых актов, принимаемых Верховным Советом Украины. Без какого-либо ограничения. Следовательно, КСУ имеет все полномочия в случае подачи представления проверить на предмет конституционности нормы измененного подпункта 1 пункта 3 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины».
Помимо этого стоит отметить, что привычного для судов общей юрисдикции процессуального института отвода судей в данном случае нет, этот орган наделен исключительными полномочиями, передача которых не допускается.
Исходя из указанного выше, если нормы нового Закона Украины будут признаны неконституционными и утратят силу, то у заинтересованных субъектов будет возможность внести представление относительно конституционности положений Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…