Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 20 апреля 2018 года, 23:04

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Комментарии и аналитика

№ 45 (411) Права человекаот 08/11/05 (Комментарии и аналитика)

ВХСУ о вопросах таможенного дела

Краткий анализ положений рекомендаций Высшего хозяйственного суда Украины

Артем Волков
Специально для «Юридической практики»

14 июля 2005 года Президиумом Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) изданы рекомендации «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства Украины по вопросам таможенного дела» № 04-5/218 (Рекомендации). Документ уже опубликован в ряде печатных средств массовой информации («Украинская инвестиционная газета», № 39, сентябрь 2005 года и «Бухгалтер», № 36, сентябрь 2005 года) и доступен в системе «ЛИГА:ЗАКОН». Несмотря на то что Рекомендации адресованы главным образом хозяйственным судам Украины, их содержание может быть полезно всем, кто сталкивается в практической деятельности с вопросами таможенного права. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор основных вопросов, изложенных в документе.

Карточка отказа в пропуске на таможенную территорию может быть обжалована в суд

В соответствии со статьей 80 Таможенного кодекса Украины (ТК) в случае отказа в таможенном оформлении и пропуске через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств таможенный орган обязан выдать заинтересованным лицам письменное уведомление с указанием причин отказа и исчерпывающим разъяснением требований, выполнение которых обеспечит возможность таможенного оформления.

Таким письменным уведомлением является Карточка отказа в пропуске на таможенную территорию Украины или таможенном оформлении товаров и других предметов (карточка). Форма карточки и порядок ее заполнения утверждены приказом Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ) № 239 от 24 апреля 1999 года.

Карточка заполняется уполномоченным должностным лицом таможенного органа, имеет обязательную силу и порождает определенные правовые последствия для владельцев товаров и транспортных средств, то есть является актом в понимании статьи 12 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПК).

Таким образом, карточка может быть обжалована в суд в установленном порядке. Обращаем ваше внимание, что, в соответствии с частью 1 статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС), споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий (каким является ГТСУ) относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или актов индивидуального действия) относятся к компетенции административных судов.

Налоговое уведомление может быть обжаловано в суд

Как известно, органы ГТСУ отнесены к числу контролирующих органов в части взимания акцизного сбора, НДС, ввозной и вывозной пошлины, а также других налогов и сборов, уплачиваемых при пересечении товаром таможенной границы Украины (пункт 2.1. статьи 2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года (с изменениями и дополнениями)).

Таможенные органы наделены правом оформлять и направлять налогоплательщикам налоговые уведомления об их обязанности уплатить сумму налогового обязательства по акцизному сбору, НДС, ввозной и вывозной пошлины, а также других налогов и сборов, подлежащих уплате при пересечении товарами таможенной границы Украины.

ВХСУ указал в рекомендациях, что налоговые уведомления, направленные таможенными органами, могут быть обжалованы в суд в установленном порядке. Как и в случае с карточкой отказа в таможенном оформлении, налоговые уведомления обжалуются в административный суд.

Относительно определения таможенной стоимости товаров

Известно, что значительная часть налоговых обязательств начисляется субъектам внешнеэкономической деятельности по причине занижения таможенной стоимости товаров. Законом определены шесть методов определения таможенной стоимости (статья 266 ТК от 11 июля 2002 года), основной — определение стоимости импортных товаров по цене контракта.

Для подтверждения сведений о заявленной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, декларант подает следующие документы (их перечень определен пунктами 14 и 15 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины (утвержден постановлением КМУ № 1375 от 28 августа 2003 года):

— договор (контракт), на основании которого осуществляется поставка, и приложения к нему;

— счет-фактуру (инвойс) и банковские документы (если счет оплачен);

— договор (контракт) на перевозку;

— транспортные и страховые документы;

— счет об уплате транспортно-экспедиторских услуг или официально заверенную копию калькуляции транспортных расходов в случае, если транспортные расходы не были включены в счет-фактуру;

— упаковочные листы;

— лицензию на ввоз (вывоз) товаров, импорт (экспорт) которых подлежит лицензированию;

— сертификат происхождения товара, сертификат качества, безопасности и т.д.;

— таможенную декларацию страны отправителя (в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров, которые в стране отправителя находились в таможенных режимах, не предусматривающих уплату налогов).

Кроме указанных документов по требованию таможенного органа могут предоставляться:

— учредительные документы предприятия, перемещающего товары;

— соглашение с третьими лицами, связанное с перемещением товаров, таможенная стоимость которых определяется;

— счета об осуществлении платежей третьим лицам в пользу продавца;

— счета на оплату комиссионных, брокерских услуг, связанных с перемещением товаров, стоимость которых определяется;

— соответствующая бухгалтерская документация;

— лицензионные или авторские соглашения;

— заказы на поставку товаров;

— каталоги, спецификации, прейскуранты, прайс-листы;

— калькуляция фирмы-производителя на товары, стоимость которых определяется;

— иные документы, которые могут быть использованы для определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины.

ВХСУ обратил внимание судов на то обстоятельство, что указанные перечни не являются исчерпывающими, поэтому таможенный орган вправе требовать, а декларант по собственной инициативе может представить и другие документы в подтверждение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины.

ВХСУ рекомендует судам при решении вопроса об определении таможенной стоимости товара руководствоваться положением части 1 статьи 16 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе». В соответствии с ним в таможенную стоимость товаров включается цена товара, указанная в счете-фактуре, а также иные фактические затраты, не включенные в счет, в частности:

— затраты на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины;

— затраты на комиссионные и брокерские услуги;

— плата за использование объектов интеллектуальной собственности, которая относится к данным товарам и другим предметам и должна быть оплачена импортером (экспортером).

Использование налогового векселя

при импорте

ВХСУ обратил внимание судов, что использовать налоговый вексель при импорте может только плательщик налога на добавленную стоимость (НДС). ВХСУ также настаивает на том, что расчет с бюджетом путем использования векселей при осуществлении операций по уплате НДС при импорте товаров является не расчетом с бюджетом в неденежной форме, а всего лишь рассрочкой, оформляемой путем взаимозачета соответствующими налоговыми органами.

ВХСУ ссылается на пункт 11.4. статьи 11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (Закон об НДС), в соответствии с которым изменения в порядок обложения НДС могут осуществляться только путем внесения изменений в этот Закон отдельным законом по вопросам обложения этим видом налога. В случае если другим законом, независимо от даты его принятия, устанавливаются правила обложения НДС, отличные от установленных Законом об НДС, приоритет имеют нормы Закона об НДС.

Таким образом, делает вывод ВХСУ, законы о Государственном бюджете Украины на соответствующий год не могут применяться при решении споров указанной категории, поскольку не являются законами о налогообложении, а соответствующие изменения на основании этих законов в Закон об НДС, являющийся специальным законом по вопросам налогообложения, не вносились.

Напомним, что статьей 64 Заключительных положений Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» установлен запрет на осуществление расчетов с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применения векселей и бартерных операций, за исключением операций, связанных с государственным долгом Украины, предоставленными кредитами для закупки сельскохозяйственной продукции импортного производства под государственные гарантии, а также операций по уплате НДС при импорте товаров на таможенную территорию Украины.

Возмещение вреда, причиненного отказом в таможенном

оформлении грузов

Из общего числа споров, ответчиком по которым выступает орган ГТСУ, значительное количество составляют споры о возмещении вреда, причиненного неправомерным отказом в таможенном оформлении груза. Как правило, речь идет об убытках предприятия, связанных с простоем автотранспорта, срывом графика поставок и другими дополнительными затратами.

В соответствии со статьей 1173 Гражданского кодекса Украины (ГК) вред, причиненный физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездействием органа государственной власти при осуществлении им своих полномочий, возмещается государством, независимо от вины этих органов.

ВХСУ указал в Рекомендациях, что в спорах, ответчиками по которым выступают органы государственной власти, в том числе таможенные, обязательным является привлечение органов государственного казначейства. Как правило, органы казначейства привлекаются в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика.

При разрешении этой категории дел хозяйственные суды должны устанавливать наличие состава правонарушения, преду­смотренного статьей 1166 ГК, в частности противоправного поведения (действий или бездействия) со стороны должностных лиц таможни, результата такого поведения в виде вреда, а также причинно-следственной связи между противоправным поведением и вредом.

Сложность подобных дел заключается, как правило, в невозможности исполнить решение суда, вынесенное в пользу субъекта внешнеэкономической деятельности. Как правило, таможенные органы настаивают на зачислении взысканных сумм в счет будущих платежей субъекта ВЭД.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 45 (411) от 08/11/05 Текущий номер

Права человека

Законодательная практика

Миноритариям нужна защита!

Комментарии и аналитика

ВХСУ о вопросах таможенного дела

Комментарии и аналитика

Как выиграть спор с облэнерго?

Комментарии и аналитика

Зачем поручителю быть «финансистом»

РЕПОРТАЖ

VII Съезд судей: выборы достойных

Судебная практика

Да здравствует самый гуманный суд!

Тема номера:

Жилищно-коммунальный потребитель

Частная практика

«Тезки» на рынке юруслуг

Возврат к практике «писем счастья» за нарушение ПДД:

правильное решение, соответствующее европейской практике;

требует дополнительно утверждения регламентов фото-, видеофиксации правонарушений;

будет успешным, если судебная практика не пойдет по формальному пути;

обречен на провал

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА