Страховщики потеряют льготы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №36 (402) » Страховщики потеряют льготы

Страховщики потеряют льготы

Министерство финансов Украины разработало законопроект, отменяющий льготное налогообложение страховщиков. Соответствующие изменения после прохождения согласования в Министерстве экономики Украины должны быть в скором времени внесены на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

Необходимость ужесточения фис­кальной политики по отношению к страховщикам в Министерстве финансов Украины объясняют тем, что ныне из-за использования страховыми компаниями различных схем минимизации налогообложения практически невозможно администрировать налог на их прибыль.

Напомним, что, согласно действующему Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий», пока доход от страховой деятельности страховщиков не облагается по общей ставке 25 % от объекта налогообложения. А ставка налогообложения страховых компаний на Украине составляет 0 % при получении ими дохода вследствие исполнения договоров по долгосрочному страхованию жизни и пенсионному страхованию в пределах негосударственного пенсионного обеспечения. Также при получении дохода в результате исполнения договоров по другим видам страхования ставка налогообложения страховщиков составляет 3 %.

Новации в законопроекте о налогообложении страховщиков

С принятием разработанного Министерством финансов Украины Закона придет время пересмотреть систему налоговых льгот.

Законопроект переводит страховщиков на единую для всех систему налого-обложения — 25 %-ный налог на прибыль. Однако существующий 3 %-ный налог с валовых страховых премий проект Закона фактически не отменяет. Вмес­то него вводится дифференцированная шкала для различных видов страхования. Как отметил директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Украины Денис Фудашкин, одно введение дифференцированной ставки налога с валовых премий не перекроет каналы минимизации налогообложения, поэтому чиновники в Минфине предлагают усилить существующую систему налогом на прибыль.

Дифференцированный налог на валовые премии, согласно законопроекту, предполагает следующие размеры ставок: 0 % — для долгосрочного страхования жизни и негосударственного пенсионного обеспечения, 1 % — для страхования имущества физических лиц, личного страхования, а также страхования ответственности физических лиц, 7 % — для страхования ответственности за техногенные катастрофы и транспортировку опасных грузов, 10 % — для страхования финансовых, кредитных и коммерческих рисков, страхования судебных издержек и выданных гарантий и 3 % — для остальных видов страхования.

Также, в соответствии с положениями законопроекта, страховые компании обязаны будут ежеквартально перечислять в государственный бюджет соответствующую ставку налога с привлеченных страховых премий. В то же время страховщики будут иметь возможность заплатить налог на прибыль лишь в конце финансового года одноразовым платежом.

При этом разработчики законопроекта хотят лишить страховщиков возможности искусственно уменьшать налогооблагаемую базу. Для достижения этой цели законопроект устанавливает, что если налог на прибыль по итогам года окажется меньше суммы уже уплаченных налогов на валовые премии, то страховые компании не смогут рассчитывать на какую-либо компенсацию из государственного бюджета. В противном случае страховщикам придется даже доплачивать в госбюджет разницу между величиной платежа по налогу на прибыль и суммой квартальных платежей по налогу на валовые премии.

Страховщики против увеличения налогового давления на страховой рынок

Исходя из всего сказанного выше, нетрудно предугадать реакцию страховых компаний на такие нововведения.

Согласно данным газеты «Коммерсантъ», по мнению страховщиков, введение двойного налогообложения негативно отразится на деятельности страхового рынка.

Как считает генеральный директор Лиги страховых организаций Украины Наталья Гудыма, такие нормы губительны для страховщиков. Если компании заставят платить высокие налоги, они не смогут гарантировать покрытие страховых резервов, а значит, и выполнение своих обязательств.

Заметим, что Лига страховых организаций Украины пока не сообщила свое официальное мнение о проходящем доработку законопроекте. Впрочем, реакцию Лиги нетрудно предугадать, учитывая то, что в марте с.г. она уже выступила категорически против увеличения вдвое ставки налогообложения валового дохода страховых компаний, инициированного Кабинетом Министров Украины при подготовке законопроекта о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с исполнением Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год». Дело в том, что настолько большая ставка налогообложения полностью сосредоточена на фискальной цели и не учитывает цену такого чрезмерного бремени для страховых организаций и экономики страны в целом. По мнению Лиги страховых организаций Украины, указанное изменение системы налогообложения является экономически необоснованным, приведет к дестабилизации рынка классического страхования, а также к повышению цен во многих важных сферах народного хозяйства.

Лига страховых организаций Украины тогда подготовила обращение к премьер-министру Украины Юлии Тимошенко, в котором, в частности, подчеркивалось, что «увеличение налогового давления на страховую область происходит каждый год, а в последнее время даже каждые полгода. Ныне налогообложение страховой деятельнос­ти по ставкам 3 % от валового дохода, а также налогообложение премий, переданных в перестрахование нерезидентам (3 %+3 %), фактически отвечает 30 %-ному налогообложению прибыли. Такая высокая ставка налогообложения возникает из-за того, что источником всех затрат страхователя является чис­тая прибыль. Для значительного количества страховых компаний действующая система налогообложения весьма обременительна. Увеличение же ставки налога для таких компаний приведет к отчислению в государственный бюджет значительной части оборотных средств и, как следствие, — к снижению платежеспособности страховщиков, что угрожает неисполнением обязательств перед страхователями и снижением конкурентоспособности. Это заставит такие страховые организации покинуть рынок».

Нестабильность и несогласованность законодательной базы лишает страховые организации возможности взвешенно и перспективно планировать свою деятельность, что ухудшает экономическое состояние страховых компаний.

Поэтому на тот момент Правление Лиги страховых организаций Украины приняло решение и в дальнейшем отстаивать действующую систему налогообложения страховой деятельности по ставке 3 % от валовых поступлений страховых премий, поскольку именно благодаря такой системе налогообложения наблюдается рост основных показателей и страхование становится эффективной составляющей социальной защиты населения на Украине.

Как уверен председатель правления страховой компании «ТАС» Виктор Адамович, принятие парламентом разработанного Минфином Закона приведет к стагнации страхового рынка, ведь страховщикам «на ровном месте хотят навесить новые налоги». Страховые компании будут вынуждены перенести налоговое бремя на клиентов, что приведет к подорожанию страховых услуг. А это спровоцирует переток финансовых ресурсов от страховщиков к банкам и пенсионным фондам, что заставит часть страховых компаний просто уйти с рынка страховых услуг.

Думается, что переживания страховщиков не беспочвенны. Если законопроект был вынесен на рассмотрение Кабинета Министров Украины в скором времени, то вряд ли текст законопроекта претерпит серьезные изменения.

По мнению председателя правления СК «АСКА-Жизнь» Галины Третьяковой, за такой короткий срок практически невозможно разработать новый вариант законопроекта, поэтому страховщикам стоит ожидать отмены налоговых льгот, что под силу не всем компаниям на рынке страховых услуг.

Посмотрим, как будут развиваться события и примет ли на восьмой сессии Верховный Совет Украины Закон, отменяющий льготное налогообложение страховщиков.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Обобщение судебной практики рассмотрения судами дел о нарушении таможенных правил за 2004 год и перв

Государственная практика

СНБО уйдет в разведку...

Деловая практика

Инвестируем по Порядку

Старая песня на новый лад

Законодательная практика

Страховщики потеряют льготы

Комментарии и аналитика

Всегда ли отвечает виновный?

«Подзаконное» понимание закона

Контрактная форма трудового договора

Неделя права

Генпрокурор ответит по УК?..

Кто в ответе за Игоря Бакая?

Министр МВД против коррупции

Telenor отомстил «Альфа Телеком» за «Киевстар»

Государству не все равно!

Реестр событий

Украина покинула «Список-301»

На пятерки рассчитайсь!

Работать не за шоколадку, а за приличную зарплату...

Все было по справедливости...

Судебная практика

Объективность — наш девиз

Платежные карточки счет любят

Судебные решения

Существенные условия нужно определять четко и ясно

Вред подлежит возмещению

Тема номера

Депозитные сертификаты в действии

Деятельность рантье вне закона?

Трибуна

Процессуальное правопреемство в хозяйственном процессе

Частная практика

Сделал дело — гуляй смело?

Інші новини

PRAVO.UA