На данный момент существует обширная законодательная база в сфере экологии, включающая десятки законов и сотни постановлений Кабинета Министров Украины. Однако обеспечение конституционного права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду оставляет желать лучшего. В последнее время часто высказывается мнение о необходимости создания так называемой экологической милиции. Задач у нее может быть более чем достаточно: контроль за состоянием транспортных средств, слежение за парковкой автомобилей в предназначенных местах, охрана прибрежно-защитных полос, контроль за движением автомобилей в заповедных и запрещенных зонах, отслеживание несанкционированного размещения мусора, борьба с браконьерством и целый ряд других.
Однако единый подход к самому понятию «экологическая милиция» отсутствует. В любом случае создать действительно эффективную экологическую милицию в правовом поле, которое существует сегодня, невозможно. Возможны несколько вариантов создания этого, безусловно, необходимого института.
Экологическая милиция как подразделение в структуре Министерства внутренних дел. Этот вариант предполагает выделение в структуре Министерства внутренних дел специального подразделения (по типу ОБЭП, ОБОП), которое могло бы сосредоточиться на борьбе с преступлениями в сфере экологии. Создание таких подразделений возможно параллельно с реализацией других форм экологической милиции.
Построение по типу муниципальной милиции. Именно такой способ организации экологической милиции выбран многими городами Украины. Подразделение экологической милиции является подконтрольным и подотчетным местному совету и находится в прямом подчинении начальнику территориального подразделения Министерства внутренних дел города и мэру города.
Подразделение по охране окружающей среды, созданное в такой форме, призвано улучшать экологическое и санитарное состояние города, выполнять контрольно-административные функции по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства, обеспечивать санитарный режим на территории города. Основными функциями сотрудников экологической милиции являются: реагирование на нарушения природоохранного законодательства, применение мер по ликвидации нарушений и санкций к нарушителям, контроль за соблюдением предприятиями всех форм собственности, учреждениями, организациями, должностными лицами и жителями города санитарных и природоохранных норм. А также предоставление в пределах своей компетенции необходимой помощи государственным природоохранным и санитарным органам, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных аварий и других ЧП, вызвавших ухудшение экологического баланса.
Функции экологической милиции разнообразны: начиная с контроля за работой предприятий, рынков и заканчивая предупреждением сжигания в кострах листьев, создания стихийных свалок. Финансироваться подразделение может из городского бюджета. Вместе с тем подразделения экологической милиции могут формироваться из штата сотрудников МВД. Однако статус этой структуры не предоставляет ей права наложения административных взысканий и взыскания причиненного ущерба в судебном порядке. Кроме того, органам внутренних дел несвойственно проводить экологические мониторинги, изучать проблемы экологии и готовить соответствующие аналитические заключения. Указанное свидетельствует о некоторой неполноценности такого формирования в качестве экологической милиции.
Экологическая милиция в структуре органов местного самоуправления. Этот вариант предполагает создание органом местного самоуправления специальной службы (управления, коммунального предприятия).
Опыт создания подобных служб уже существует. Так, Киевским городским советом была утверждена программа «Экология транспорта». Программа предусматривала контроль экологического состояния городского автотранспорта, постепенное оснащение транспортных средств приборами очищения выхлопных газов, улучшение организации и регулирования движения автотранспортных потоков в городе и даже создание в центральных районах зеленых зон с запретом проезда грузового транспорта. Для выполнения программы по решению Киевского городского совета от 28 марта 2002 года было создано коммунальное предприятие «Экотранс».
Однако его деятельность в конечном итоге превратилась в банальное взимание денег с водителей, не знающих своих прав. Экологические формирования в добровольно-принудительном порядке начали продавать водителям талоны токсичности стоимостью от 20 до 50 гривен. Сумму определяли сами «инспекторы», оценивая класс автомобиля или платежеспособность его собственника. Как выяснилось, это были представители дочерних предприятий коммунального предприятия «Экотранс» — коммерческих фирм «Экостранс» и «Экопост».
«Инспекторы» использовали одежду, похожую на форму соответствующих подразделений Госавтоинспекции, а также останавливали автомобили с помощью жезлов, что имеют право делать исключительно работники подразделений ГАИ и военной инспекции безопасности дорожного движения. Кстати, официальная плата за предоставление услуг по проверке на содержание загрязняющих веществ составляет 11 гривен с выдачей экологической карточки для любого транспортного средства (приказ Министерства внутренних дел Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономики Украины № 549/333/147 от 16 июля 2001 года, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 20 июля 2001 года под № 612/5803).
По факту нарушений заместителем прокурора г. Киева было вынесено предписание с требованием прекратить принудительные, с применением жезлов, остановки работниками КП «Экотранс» автотранспортных средств для измерения содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах и взыскания платы.
В структуре Госавтоинспекции существует отдел по предотвращению загрязнения окружающей среды, представители которого имеют право проверять транспортные средства на содержание загрязняющих веществ. Но, к сожалению, в столице сегодня в среднем район обслуживает только один сотрудник-эколог ГАИ, и они физически не в состоянии обеспечить качественный экологический аудит транспортных средств, ежедневно выходящих на улицы Киева.
Программа «Экология транспорта» — это фактически декларативный перечень мероприятий, не подкрепленный соответствующей правовой базой. Однако именно такая форма экологической милиции может реально обеспечить право территориальной общины на экологически чистую среду. Порядок создания подобных органов, их полномочия должны быть урегулированы на законодательном уровне. Это особенно актуально в аспекте проведения административно-территориальной реформы, предусматривающей расширение полномочий местных органов. Вместе с тем следует иметь в виду, что не каждая территориальная община имеет финансовые и организационные возможности для создания такой экологической милиции. Поэтому законом должно быть закреплено право, а не обязанность территориальной общины на создание экологической милиции. Кроме того, местную экологическую милицию необходимо наделить таким же объемом полномочий, которыми обладает Государственная экологическая инспекция (Госэкоинспекция), а также четко разграничить полномочия Госэкоинспекции и местной экологической милиции в случае ее создания органом местного самоуправления.
Экологическая милиция как самостоятельный орган государственной власти. Экологическая милиция представляется как отдельная независимая структура, единый государственный орган с широкими полномочиями по проведению проверок, доступу к информации, оперативно-розыскной деятельности и досудебного следствия по преступлениям в сфере экологии, а также наложению административных взысканий. К экологической милиции должны перейти некоторые функции органов внутренних дел и Министерства охраны окружающей природной среды Украины (Минприроды). Этот радикальный способ создания структуры органов по защите права граждан на безопасную экологическую среду требует колоссальных усилий по созданию соответствующей нормативной базы и значительных средств. Уровень эффективности контроля за соблюдением экологического законодательства может быть достигнут с меньшими затратами — путем усовершенствования структуры Минприроды.
Экологическая милиция как орган в структуре Минприроды. Прототипом такого органа может быть Государственная налоговая администрация Украины, ее подразделения, включая налоговую милицию.
В настоящее время существует Госэкоинспекция, являющаяся органом государственного управления и действующая в составе Минприроды. Согласно положению, утвержденному постановлением КМУ № 1520 от 17 ноября 2001 года, Госэкоинспекция наделена следующими правами:
1) обследовать предприятия, учреждения и организации, военные и оборонные объекты, объекты органов внутренних дел и СБУ;
2) ограничивать или временно приостанавливать деятельность предприятий, учреждений и организаций, эксплуатацию объектов и подавать в Минприроды предложения по прекращению деятельности этих предприятий;
3) опломбировать помещения, оборудование и аппаратуру;
4) проверять документы на право специального использования природных ресурсов, кроме лесных;
5) составлять акты проверок и протоколы об административных нарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях;
6) давать обязательные для исполнения предписания;
7) доставлять лиц, нарушивших требования законодательства об охране окружающей природной среды, в органы внутренних дел или исполнительные органы сельских, поселковых советов, если личность нарушителя не может быть установлена на месте совершения нарушения;
8) принимать меры досудебного урегулирования споров и обращаться в суд по вопросам возмещения ущерба, причиненного нарушением требований законодательства об охране окружающей природной среды;
9) контролировать наличие и правильность заключения договоров обязательного страхования субъектов перевозки опасных грузов;
10) передавать в прокуратуру, органы досудебного следствия и органы дознания материалы о действиях, в которых усматриваются признаки преступления;
11) получать от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций документы, материалы и другую информацию;
12) останавливать транспортные средства, проводить их осмотр;
13) вызывать граждан для дачи устных и письменных пояснений в связи с нарушением ими требований законодательства об охране окружающей природной среды и ряд других полномочий.
Госэкоинспекция финансируется за счет государственного бюджета. Начальник Госэкоинспекции назначается на должность и смещается с должности Кабинетом Министров Украины по представлению министра охраны окружающей природной среды.
Как видно, права Госэкоинспекции достаточны для осуществления возложенных на нее полномочий. Вместе с тем для повышения эффективности деятельности целесообразно повысить ее статус.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…