Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 24 ноября 2017 года, 22:21

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Юрисконсульт

№ 25 (391) Морское правоот 21/06/05 (Юрисконсульт)

Объединение предприятий в форме корпорации

Правовое регулирование создания и деятельности корпорации по законодательству Украины

Любомир Гончарук,
Юрий Чабан
Специально для «Юридической практики»

Подавляющее большинство корпораций на Украине появились в результате корпоратизации бывших государственных предприятий, то есть преобразования их в корпоративные структуры разных форм собственности.

Термин «корпорация» (от лат. сorpo­ratio — объединение, союз), как правило, употребляется для обозначения разновидности объединения предприятий или же как акционерного общества (компании).

В этой статье речь пойдет об особенностях правового статуса одной из наиболее распространенных форм объединений предприятий — корпорации.

В соответствии со статьей 118 Хозяйственного кодекса Украины (ХК Украины), объединением предприятий является хозяйственная организация, созданная в составе двух или более предприятий с целью координации их производственной, научной и другой деятельности для решения общих экономических и социальных задач. Объединения предприятий образовываются предприятиями на добровольных началах или по решению органов, в соответствии с законом наделенных правом образовывать объединения предприятий. В объединение предприятий могут входить предприятия, образованные по законодательству других государств, а предприятия Украины могут входить в объединения предприятий, образованные на территории других государств.

Объединения предприятий образовываются на неопределенный срок (например, корпорации, концерны) или на определенный срок, до достижения определенной цели или выполнения определенных задач (например, консорциум).

Разный порядок учреждения объединения предприятий предопределяет возможность создания хозяйственных объединений или же государственных (коммунальных) хозяйственных объединений.

Если говорить о хозяйственном объединении, то таковым, в соответствии с частью 2 статьи 119 ХК Украины, является объединение предприятий, образованное по инициативе предприятий независимо от их вида, которые на добровольных началах объединили свою хозяйственную деятельность. Деятельность такого объединения базируется на учредительном договоре и/или уставе, утвержденном его учредителями. Характеризуя хозяйственное объединение, ­необходимо подчеркнуть, что его учредителями могут быть лишь коммерческие юридические лица, целью которых является получение прибыли. При этом участники такого объединения сохраняют свою юридическую самостоятельность. Хозяйственное объединение создается на добровольных основаниях и является самостоятельным юридическим лицом, которое владеет имуществом, переданным ему учредителями или участниками (Хозяйственный кодекс Украины. Комментарий. Под общ. ред. д.ю.н., проф. Саниахметовой Н. —Харьков. — 2004. — стр. 251-252).

Особенностью государственного (коммунального) хозяйственного объединения, отличающей такое объединение от обычного хозяйственного объединения, является возможность его создания только государственными (коммунальными) предприятиями и лишь по решению Кабинета Министров Украины или министерств, других органов, в сферу управления которых входят предприятия, образовывающие объединение, или по решению компетентных органов местного самоуправления. Такое объединение будет действовать на основании решения о его образовании и устава, утверждаемого органом, принявшим решение об образовании объединения. Государственные (коммунальные) хозяйственные объединения образовываются преимущественно в форме корпораций или концернов, независимо от наименования объединения (комбинат, трест и т.п.).

Исходя из содержания норм статей 120, 127 ХК Украины, можно сделать вывод, что перечень форм объединений предприятий не является исчерпывающим.

Итак, одной из возможных форм хозяйственного объединения предприятий является корпорация.

Согласно определению, закрепленному в части 3 статьи 120 ХК Украины, корпорация — это договорное объединение, созданное на основе объединения производственных, научных и коммерческих интересов объединившихся предприятий с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации.

Из законодательного определения понятия корпорации следует вывод о том, что, во-первых, корпорация является договорным объединением, то есть ее учредители во время создания корпорации подписывают учредительный договор, в котором определяют порядок создания и организацию деятельности корпорации; во-вторых, учредители корпорации объединяются с целью объединения собственных производственных, научных и коммерческих интересов; в-третьих, такая форма объединения предприятий преду­сматривает возможность определенной централизации управления предприятиями-основателями (участниками) корпорации. Объем таких централизованных функций закрепляется в учредительном договоре и в уставе корпорации. Следовательно, корпорация выполняет функции и осуществляет полномочия, переданные ей учредителями (участниками), которые хотя и сохраняют свою производственно-хозяйственную самостоятельность, тем не менее относительно отдельного круга наиболее важных вопросов, согласно учредительному договору, подчиняются так называемому единому центру принятия хозяйственных решений.

Необходимо сказать, что в хозяйственной практике Украины наряду с «договорными» корпорациями (созданными предприятиями на основании договора) существует большое количество корпораций, образованных по решению органов государственной власти, —«государственных» корпораций. Как правило, такие корпорации выступают правопреемниками реорганизованных (ликвидированных) министерств, государственных комитетов, департаментов и объединяют государственные предприятия по отраслевым или другим принципам. Закон не запрещает участие в таких государственных корпорациях и предприятий других форм собственности. Однако важно, что для предприятий с государственной формой собственности государственные корпорации выступают в качестве органов управления государственным имуществом этих предприятий, а для всех других предприятий-участников государственная корпорация является лишь формой их объединения с определенными полномочиями относительно централизованного управления и не осуществляет никакого властного влияния на них или на их имущество.

Правовой статус учредителей (участников) корпорации определяется правом каждого из них добровольно выйти из корпорации на условиях и в порядке, определенных учредительным договором или уставом корпорации; быть членом других объединений предприятий, если в законе, учредительном договоре или уставе корпорации не предусмотрены относительно этого определенные запреты; получать от корпорации информацию, связанную с интересами предприятия; получать часть прибыли от деятельности корпорации согласно ее уставу.

Права участников государственных корпораций несколько ограничены. Так, согласно части 3 статьи 121 ХК Украины, предприятие, входящее в состав государственного или коммунального хозяйственного объединения, не имеет права без согласия объединения выходить из его состава, а также объединять на добровольных началах свою деятельность с другими субъектами хозяйствования и принимать решение о прекращении своей деятельности.

С целью защиты экономики от недобро­совестной конкуренции и недопущения монополизма законом установлено, что до момента государственной регистрации корпорации решения о ее создании, то есть учредительный договор и устав, должны быть согласованы с Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) в порядке, установленном Законом Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 года. При создании корпорации, как правило, речь идет о так называемых согласованных действиях субъектов хозяйствования, под которыми следует понимать действия по созданию субъекта хозяйствования, целью или следствием создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, создавшими указанный субъект хозяйствования, или между ними и новообразованным субъектом хозяйствования. Хотя практика показывает, что иногда хозяйствующие субъекты создают корпорации, которые не подпадают под определение согласованных действий, а влекут за собой так называемую концентрацию — создание субъекта хозяйствования двумя и более субъектами хозяйствования, который продолжительный период будет самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, и при этом указанное создание не приводит к координации конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, создавшими этот субъект хозяйствования, или между ними и новообразованным субъектом хозяйствования. Разрешение на осуществ­ление субъектами хозяйствования согласованных действий или концентрации получается в порядке, предусмотренном Положением о порядке подачи заявлений в органы АМКУ о предоставлении разрешения на согласованные действия субъектов хозяйствования, утвержденным распоряжением АМКУ № 26-р от 12 февраля 2002 года или, соответственно, Положением о порядке подачи заявлений в АМКУ о предварительном предоставлении разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования, утвержденным распоряжением АМКУ от 19 февраля 2002 года № 33-р.

Корпорации создают высшие органы управления — как правило, это общие собрания учредителей (участников) и исполнительные органы, предусмотренные их уставом.

Собрания учредителей (участников) корпорации принимают решения об утверждении устава корпорации, внесении изменения в него; решают вопросы о принятии в корпорацию новых участников и исключении учредителей (участников) из ее состава; образовывают исполнительный орган корпорации; решают финансовые и другие вопросы согласно учредительному договору и уставу корпорации, а именно: осуществляют проверку деятельности исполнительного органа корпорации, принимают решение об избрании и отзыве исполнительного органа корпорации, утверждают условия относительно порядка создания и деятельности исполнительного органа корпорации, порядка возмещения доли учредителя (участника) корпорации в уставном фонде в случае его выхода (исключения) из состава учредителей (участников), принимают решение о приобретении доли учредителя (участника) корпорации, принимают решение о прекращении деятельности корпорации, составляют ликвидационную комиссию, утверждают ликвидационный баланс.

В корпорации может создаваться Совет директоров как руководящий орган, который будет представлять интересы предприятий, входящих в состав корпорации. В состав Совета директоров входят руководители предприятий-участников корпорации, их уполномоченные представители.

Исполнительным органом корпорации, как правило, является правление корпорации, возглавляемое председателем правления. Исполнительный орган корпорации (коллегиальный или единоличный) решает вопросы текущей деятельности, отнесенные к его компетенции уставом или учредительным договором. Порядок создания, состав, компетенция, условия оплаты труда членов правления корпорации определяются соответствующим Положением о правлении, утверждаемым общим собранием учредителей (участников) корпорации.

В государственной корпорации, согласно части 4 статьи 122 ХК Украины, управление осуществляют правление корпорации и генеральный директор корпорации, назначаемый на должность и увольняемый с нее органом, который принял решение о создании государственной корпорации. Состав правления должен быть определен уставом государственной корпорации. Порядок управления государственной корпорацией определяется ее уставом согласно закону.

Порядок решения любых споров, возникающих между учредителями (участниками) корпорации, определяется уставом корпорации, что не лишает учредителей (участников) корпорации права обратиться за защитой своих нарушенных прав в соответствующие судебные инстанции.

Учредительными документами корпорации может быть предусмотрена обязанность и порядок внесения учредителями (участниками) корпорации имущественных взносов (вступительные, членские, целевые и т.п.). Следует отметить, что действующее законодательство Украины не предусматривает обязательного формирования уставного фонда во время создания корпораций как объединений предприятий. Учредители корпорации по собственному усмотрению решают вопросы относительно его формирования и распределения на соответствующие доли. Однако представляется, что для эффективного функционирования новообразованной корпорации необходимы определенные средства или имущество, поэтому, возможно, в законодательстве необходимо закрепить обязательность формирования уставного фонда перед государственной регистрацией корпораций, определив его минимальный размер и порядок формирования.

Имущество передается корпорации ее учредителями (участниками) в хозяйственное ведение или в оперативное управление на основе учредительного договора или решения об образовании корпорации. Стоимость имущества корпорации отражается в ее балансе.

Существенна законодательная гарантия относительно права предприятия-участника корпорации в любое время выйти из состава корпорации с сохранением взаимных обязательств и заключенных договоров с другими субъектами хозяйствования.

Выход предприятия из состава государственной корпорации не является добровольным и осуществляется по решению органа, принявшего решение о ее образовании.

Прекращение корпорации происходит в результате ее реорганизации (слияние, присоединение, деление, преобразование) или ликвидации. Реорганизация корпорации осуществляется по решению предприятий-учредителей (участников), а реорганизация государственной корпорации — по решению органа, принявшего решение о ее образовании.

Ликвидация корпорации производится по решению предприятий-учредителей (участников), а ликвидация государственной корпорации — по распоряжению органа, принявшего решение о ее образовании. Имущество, остающееся после ликвидации корпорации, распределяется между учредителями (участниками) в порядке, определенном уставом корпорации.

Сегодня на Украине действуют сотни корпораций, и их количество неуклонно возрастает. Тем не менее действующее законодательство, по нашему мнению, слишком мало внимания уделило объединениям предприятий, в том числе корпорациям, определив лишь, так сказать, общие правила игры. В связи с этим целесообразным было бы принятие специального закона о хозяйственных объединениях предприятий (вроде Закона Украины «О хозяйственных обществах»), которым было бы подробно, четко и понятно для всех определен порядок создания и организации деятельности ассоциаций, корпораций, концернов, холдингов и т.п. Это, в свою очередь, даст возможность, перефразируя на капиталистический лад всем известный пролетарский лозунг, говорить: «Субъекты хозяйствования, объединяйтесь в корпорацию!»



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 25 (391) от 21/06/05 Текущий номер

Морское право

Государственная практика

Обсуждаем налоговое законодательство

Деловая практика

Собери что-нибудь, и тебе повезет

Законодательная практика

А правила все строже…

Комментарии и аналитика

Страна со статусом...

Комментарии и аналитика

«Авторский» подход к регистрации ОКУП

Судебные решения

Высший хозяйственный суд Украины. Обзорное письмо от 6 мая 2005 года № 01-8/784

Судебные решения

Взимание платы за хранение контейнеров с грузами

Тема номера:

Функции морской администрации

Трибуна

О применении целевых облигаций в финансировании строительства

Частная практика

Юристы, ищем таланты!

Юрисконсульт

Обязательно ли применение Инкотермс?

Юрисконсульт

Объединение предприятий в форме корпорации

Юрисконсульт

Ответ процессуальной диверсии...

Юрисконсульт

Открытый юрист закрытого общества

Юрисконсульт

Эх, нам бы льготы. И чтобы не платить

Юрисконсульт

Какой валютой будем рассчитываться?

Какое, на ваш взгляд, главное событие в процессе запуска нового Верховного Суда?

Издание Президентом Украины указа о назначении «верховных» судей

Подписание и опубликование нового процессуального законодательства

Решение Пленума ВС относительно дня начала работы нового Суда

Первое решение Верховного Суда

Все вышеперечисленное

Ничего из перечисленного не считаю главным событием

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Патентно-правова фірма «Пахаренко і партнери»
  • integrites
"Юридическая практика" в соцсетях

fb youtube fb fb

Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА