Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 24 июля 2016 года, 17:38

Генеральный партнер 2016 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Комментарии и аналитика

№ 25 (391) Морское правоот 21/06/05 (Комментарии и аналитика)

«Авторский» подход к регистрации ОКУП

Проблемы деятельности организации коллективного управления как общественных организаций

Тамара Давиденко
Специально для «Юридической практики»

В данный момент в нашем государстве происходит становление системы коллективного управления имущественными правами субъектов авторского права и смежных прав. Организации коллективного управления имущественными правами (ОКУП) являются наиболее распространенными в мире посредниками между авторами и лицами, использующими в своей деятельности результаты их творчества.

Развитие системы коллективного управления подтверждает ее соответствие общим потребностям владельцев авторского и смежных прав, пользователей различного репертуара, а также требованиям органов государственной власти, обес­печивая удовлетворительное равновесие между общественными и частными интересами.

Учитывая то, что к компетенции ОКУП принадлежит осуществление экономических и финансовых функций с целью предупреждения спекулятивных действий, членами этих организаций могут быть только авторы, исполнители, производители фонограмм или видеограмм, издатели и их правопреемники.

В соответствии со статями 45, 47 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 года субъекты авторского и смежных прав могут поручать управление своими имущественными правами организациям коллективного управления.

ОКУП, как отмечалось выше, является важным связующим звеном между авторами и пользователями соответствующих произведений, подлежащих охране как объекты авторского и смежных прав. Это позволяет эффективно содействовать получению вознаграждения субъектами авторского и смежных прав за использование результатов их творческой деятельности.

Именно через ОКУП можно реально осуществлять контроль за движением соответствующих средств по выплате вознаграждения за использование объектов авторского и смежных прав. Такое положение считается оправданным, ведь, предоставляя право сбора вознаграждения за использование своих произведений ОКУП, автор таким образом экономит свое время и может целиком посвятить себя творчеству. ОКУП не феномен современности, можно сказать, что это свое­образный продукт эволюции авторско-правовых отношений.

Как показывает практика других государств, ОКУП могут быть частными, общественными и государственными организациями, взявшими на себя соответствующие функции, в зависимости от обстоятельств, требований или условий, существующих в определенной стране. На Украине Законом также предусмотрена возможность создания ОКУП как государственной, так и негосударственной формы.

Создание и государственная регистрация ОКУП

Порядок создания и деятельности ОКУП определяется в мире, как правило, соответствующими законами об авторском праве и смежных правах.

Закон «Об авторском праве и смежных правах» довольно детально регламентирует деятельность ОКУП, однако порядок создания и отдельный порядок государственной регистрации этих организаций отсутствуют. В результате сегодня возникли проблемы именно государственной регистрации общественных организаций в виде организаций коллективного управления Министерством юстиции Украины.

Министерство юстиции Украины ввиду отсутствия в Законе «Об авторском праве и смежных правах» ссылки на Закон Украины «Об объединениях граждан» от 16 июня 1992 года отказывает в регистрации ОКУП как общественных организаций. В соответствии с указанным Законом общественной организацией является объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов.

Частью 2 статьи 47 Закона «Об авторском праве и смежных правах» предусмот­рено создание ОКУП субъектами авторского права и (или) смежных прав. Таким образом, ОКУП создается гражданами-авторами и фактически, и юридически является объединением граждан, а именно общественной организацией. Согласно Закону, эти ОКУП имеют статус юридического лица.

Законом «Об авторском праве и смежных правах» и Порядком учета организаций коллективного управления и осуществления надзора за их деятельностью, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины и зарегистрированным в установленном порядке Министерством юстиции Украины, установлено, что ОКУП после ее государственной регистрации обязана в течение 30 дней встать на учет в Государственном департаменте интеллектуальной собственности. Госдепартамент после рассмотрения документов принимает решение о взятии на учет ОКУП или об отказе в этом. Лишь имеющие соответствующее свидетельство Госдепартамента ОКУП могут осуществлять управление имущественными правами субъектов авторского права и (или) смежных прав.

После того как ОКУП поставлена на учет, Госдепартамент осуществляет соответствующую публикацию в своем официальном бюллетене.

Осуществление учета ОКУП и надзор за их деятельностью с 2002 года стало новым направлением деятельности Госдепартамента. Сегодня на учете Госдепартамента находятся восемь ОКУП в сфере авторского права и смежных прав.

Учет ОКУП позволяет установить организации, которым субъекты авторского и смежных прав передали в управление свои имущественные права. О результатах своей деятельности ОКУП обязаны предоставлять отчеты в Госдепартамент.

Так выглядит схема легализации ОКУП, установленная действующим законодательством Украины. Однако на практике возникает множество вопросов, связанных, как уже отмечалось выше, с регистрацией общественных организаций именно в качестве ОКУП. Поэтому данная проблема заслуживает особого внимания.

После государственной регистрации общественной организации Министерством юстиции Украины такая организация обращается в установленном порядке в Госдепартамент, чтобы ее поставили на учет как ОКУП. Вместе с заявлением эти организации подают уставы. Уставы общественных организаций отвечают положениям Закона Украины «Об объединениях граждан», но не отвечают требованиям Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» относительно деятельнос­ти этих организаций как ОКУП. Например, в уставах отсутствуют такие основные нормы:

— согласование с лицами, использующими объекты авторского права и (или) смежных прав, размер вознаграждения во время заключения договора (пункт «а» час­ти 1 статьи 49 Закона);

— заключение договоров об использовании прав, переданных в управление (пункт «б» части 1 статьи 49 Закона);

— сбор, распределение и выплата соб­ранного вознаграждения за использование объектов авторского права и (или) смежных прав субъектам авторского права и (или) смежных прав, правами которых они управляют, а также другим субъектам прав в соответствии с этим Законом (пункт «в» части 1 статьи 49 Закона);

— обращение в суд за защитой прав субъектов авторского права и (или) смежных прав в соответствии с уставными полномочиями и доверенностью этих субъектов (пункт «г» части 1 статьи 49 Закона).

И главное — устав ОКУП должен отвечать требованиям, определенным законодательством по вопросам авторского права и (или) смежных прав. В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» ОКУП действуют, основываясь на уставе. Таким образом, устав организации должен содержать положение о коллективном управлении имущественными правами субъектов авторского права и (или) смежных прав.

В случае отсутствия в уставе общественной организации, желающей стать ОКУП, вышеупомянутых норм Госдепартамент не ставит ее на учет. Общественная организация обращается в Министерство юстиции Украины с намерением внес­ти соответствующие изменения в устав. В свою очередь, Министерство юстиции отказывает в регистрации соответствующих изменений, обосновывая свою позицию тем, что общественная организация, зарегистрированная согласно Закону Украины «Об объединениях граждан», является именно общественной организацией и не может быть ОКУП, поскольку действие этого Закона не распространяется на объединения граждан, порядок создания и деятельности которых определяется соответствующим законодательством.

В результате — замкнутый круг. Госдепартамент предъявляет требования о соответствии учредительных документов Закону Украины «Об авторском праве и смежных правах», а Министерство юстиции Украины отказывается вносить соответствующие изменения в устав общественной организации, ссылаясь на положения Закона Украины «Об объединениях граждан», а то и на Закон Украины «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах». Ссылка на последний законодательный акт вызывает удивление.

Творческие союзы, согласно Закону, создаются группой профессиональных творческих работников соответствующего профессионального направления в области культуры и искусства, а именно: союзы композиторов, писателей и т.п. Однако ОКУП является не объединением профессионального направления, но объединением авторов, их наследников и лиц, которым переданы соответствующие имущественные права на произведения науки, литературы и искусства.

Также необходимо учитывать, что на международном уровне права субъектов авторского права и смежных прав, согласно соответствующим международным договорам, представляют лишь ОКУП.

Таким образом, возникает следующий вопрос: ОКУП общественная организация или нет?

В этом контексте следует обратить внимание на приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики «Государственный классификатор Украины: Классификация форм собственности ДК001:2004» № 97 от 28 мая 2004 года, в котором «объединение граждан» определено как добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для общей реализации гражданами своих прав и свобод.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что статьей 6 Закона Украины «Об объединениях граждан» определено, что объединения граждан свободны в выборе направлений своей деятельности. То есть право заниматься управлением на коллективной основе имущественными правами и защитой соответствующих прав субъектов авторского права и (или) смежных прав относится к компетенции ОКУП и не противоречит этому Закону. И то, что в Законе Украины «Об авторском праве и смежных правах» отсутствуют ссылки на Закон Украины «Об объединениях граждан», не означает, что ОКУП не является объединением граждан.

Напротив, ОКУП является объединением граждан — творческих работников, а следовательно, и общественной организацией.

Однако недоразумения в этом вопросе со стороны Министерства юстиции Украины могут привести к блокированию деятельности ОКУП, которые уже действуют и хотят изменить местный статус на все­украинский. Изменение статуса связано с тем, что ОКУП ограничена территорией соответствующей административно-территориальной единицы или региона, где будет осуществляться сбор вознаграждения. Территориальное ограничение не позволяет ОКУП отслеживать использование прав и сбор вознаграждения за пределами определенной территории. В результа­те автор не может получить вознаграждение в полном объеме, то есть нарушаются его права. Чтобы улучшить материальное положение авторов, ОКУП обращается в Министерство юстиции Украины с учредительными документами для изменения статуса и получает отказ. Снова замкнутый круг…

На данный момент на Украине действует организация коллективного управления — государственное предприятие «Украинское агентство по авторским и смежным правам» (ГП «УААСП»), которое сейчас находится в стадии перехода от государственной формы собственнос­ти к общественной. И как только завершится этот процесс, возникнет необходимость регистрации в Министерстве юстиции Украины. И что же — снова отказ? А кто будет отвечать перед более чем 3000 авторов, а также выполнять международные обязательства?

Учитывая сложившуюся ситуацию, Государственный департамент интеллектуальной собственности при подготовке изменений в Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» учел все предложения Министерства юстиции, чтобы избежать в дальнейшем спорных вопросов во время регистрации ОКУП. Однако законопроект не принимается за один день. До его принятия ОКУП необходимо работать, выполнять свои основные функции по управлению имущественными правами авторов — сбор и распределение вознаграждения, защита прав авторов.

Поэтому возникает закономерный вопрос: что важнее — отсутствие ссылки в одном законодательном акте на другой или судьба автора и защита его гарантированных государством прав?



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 25 (391) от 21/06/05 Текущий номер

Морское право

Государственная практика

Обсуждаем налоговое законодательство

Деловая практика

Собери что-нибудь, и тебе повезет

Законодательная практика

А правила все строже…

Комментарии и аналитика

Страна со статусом...

Комментарии и аналитика

«Авторский» подход к регистрации ОКУП

Судебные решения

Высший хозяйственный суд Украины. Обзорное письмо от 6 мая 2005 года № 01-8/784

Судебные решения

Взимание платы за хранение контейнеров с грузами

Тема номера:

Функции морской администрации

Трибуна

О применении целевых облигаций в финансировании строительства

Частная практика

Юристы, ищем таланты!

Юрисконсульт

Обязательно ли применение Инкотермс?

Юрисконсульт

Объединение предприятий в форме корпорации

Юрисконсульт

Ответ процессуальной диверсии...

Юрисконсульт

Открытый юрист закрытого общества

Юрисконсульт

Эх, нам бы льготы. И чтобы не платить

Юрисконсульт

Какой валютой будем рассчитываться?

Позволит ли внедрение института частных исполнителей действительно улучшить систему принудительного исполнения судебных решений?

количество успешно завершенных исполнительных производств однозначно увеличится;

да, но только в том случае если частные исполнители будут добросовестно выполнять свои обязанности;

лучше не станет.

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Патентно-правова фірма «Пахаренко і партнери»
  • integrites
    aequo
  • Astapovlawyers
"Юридическая практика" в соцсетях

vkfbyoutube

Заказ юридической литературы

Скачать прайс издательства

ПОДПИСКА