Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 25 ноября 2017 года, 06:04

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Частная практика

№ 10 (376) Исполнительное производствоот 07/03/05 (Частная практика)

Франчайзинг: путь в регионы

Один из способов территориального расширения юридической деятельности

Оксана Зизда
«Юридическая практика»

Одним из важнейших условий успешного развития юридической компании является ее расширение. Каждая фирма стремится выбрать оптимальную для себя перспективу: расширяет специализацию, открывает новые направления юридических услуг, завоевывает новые территориальные рынки. Конечно, наиболее результативным будет комплексное развитие компании, подразумевающее расширение бизнеса как территориально, так и по сферам деятельности. Территориальное расширение юридического бизнеса заслуживает особого внимания.

На сегодня самыми распространенными способами территориального расширения продолжают оставаться открытие представительств в других областных центрах, а также заключение договоров с региональными юридическими компаниями о совместной деятельности или предоставлении юридических услуг. Новый Гражданский кодекс Украины предоставил возможность юридическим компаниям использовать такой вид развития юридического бизнеса, как франчайзинг, или договор коммерческой концессии, как один из способов продвижения юридических услуг, позволяющий удовлетворить потребность в расширении и популяризации своей компании, увеличить доход путем сотрудничества с другими юридическими компаниями, владеющими необходимым капиталом и квалифицированными человеческими ресурсами. Однако подробный анализ правоотношений по договору франчайзинга позволяет говорить, что такое сотрудничество будет иметь более благоприятные последствия скорее для небольших компаний — франчайзи: ускорит их развитие после прекращения договора франчайзинга. Учитывая характер и специфику предоставления юридических услуг на Украине, потенциальные франчайзи — именитые юридические компании предпочитают искать другие пути расширения своего бизнеса.

В чем причина низкой популярности такого способа расширения, как максимально обезопасить имя юридической компании при заключении договора франчайзинга? Ответы на эти вопросы нам помогли найти юристы авторитетных украинских юридических фирм.

Договор франчайзинга — «за» и «против»

По мнению управляющего партнера юридической фирмы «Правовой альянс» Ильи Костина, сегодня существует множество других более приемлемых способов расширения юридического бизнеса. Неприемлемость же договора коммерческой концессии обуславливается тем, что для юридической деятельности основополагающими критериями являются стиль, принципы и качество, но придерживаться их достаточно сложно. Юридическая практика построена на индивидуализме, конкретных способностях и мировоззрении юриста, и никакие тренинги, консультации, заимствования систем управления, перенимание опыта в общении с клиентами не будут иметь успеха. Директор юридической компании «Дмитриева и Партнеры» Ольга Дмитриева также отмечает, что выбор такого способа расширения юридического бизнеса сопряжен с серьезными материальными затратами и значительными организационными усилиями, как, впрочем, и открытие представительства в регионах, да и риски от сотрудничества с фирмой-франчайзи превышают возможность получения дохода от такой совместной деятельности. «Имя фирмы, ее репутацию нельзя отделить от команды и передать кому-то. Оно станет пустым звуком», — говорит г-жа Дмитриева. По мнению юриста юридической компании «Чернявский, Калинская и Партнеры» Андрея Пожидаева, франчайзинг может быть приемлем для ведущих юридических компаний как способ регионального расширения бизнеса и дополнительный источник дохода, что, однако, сопряжено со многими трудностями при воплощении его в жизнь.

Итак, в настоящее время франчайзинг не получил широкого распространения среди юридических компаний. Однако стоит отметить, что договор франчайзинга становится все более популярным во всем мире, преимущественно в сфере предоставления товаров и услуг общественного потребления. Не исключено, что в недалеком будущем договор франчайзинга будет рассмотрен как один из способов территориального расширения и юридического бизнеса. Какие же условия следует предусмотреть в договоре франчайзинга, чтобы сохранить престиж своего имени, обеспечить единство и преемственность всех существенных условий договора, опыта, квалификации?

Детальное урегулирование отношений франчайзера и франчайзи позволяет существенно снизить возможные риски при передаче права пользования торговой маркой, репутации, управленческих навыков и т.д. По словам Андрея Пожидаева, в договоре франчайзинга целесообразно всесторонне отобразить аспекты деятельности компании-правообладателя, в том числе и морально-этические правила работы — с целью унификации практики предоставления услуг пользователя бренда с практикой компании-правообладателя. Для сохранения престижа бренда и его ликвидности владельцу бренда имеет смысл внести в договор франчайзинга нормы о своем праве участвовать в отборе персонала для компании пользователя и проведении аттестационных проверок персонала. Компании-франчайзеру следует также отставить за собой право контролировать деятельность компании-франчайзи в части соблюдения стандартов качества предоставляемых юридических услуг, в том числе с выездом и проверкой на месте, и право расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае возникновения угрозы снижения престижа и стоимости бренда в связи с деятельностью пользователя бренда.

Проведение семинаров и тренингов с участием сотрудников компании-пользователя также способствует повышению квалификации и профессиональных качеств персонала, что неизбежно будет сопряжено с дополнительными расходами и длительными командировками одного из партнеров в регионы.

Одной из наиболее трудноразрешимых остается проблема поиска потенциальной компании-пользователя, которая отвечала бы всем требованиям именитой компании-франчайзера и которой можно было бы доверить свой бренд. По словам г-жи Дмитриевой, особенность франчайзинга юридической деятельности заключается в том, что, как правило, проконтролировать уровень профессионализма сотрудников и их самоотдачи намного сложнее, чем осуществлять контроль за качеством продукции, производимой франчайзи в той же сфере быстрого питания.

Следует отметить, что договор франчайзинга является срочным, и не исключено, что после прекращения его действия на рынке юридических услуг появится еще одна конкурирующая юридическая компания, сотрудники которой ознакомлены с принципами и структурой управления компании-франчайзи. Не исключено также, что клиенты компании-франчайзера, приобретенные за время действия договора и убедившиеся в квалификации юристов, вряд ли поменяют своего юридического советника.

Что в имени тебе моем?

Договор франчайзинга может таить в себе и подводные камни. Например, сегодня редко какая юридическая фирма не содержит в своем названии имени и фамилии одного из партнеров, что зачастую является основой для создания бренда. «Угроза потери доверия к бренду, а соответственно и к имени юриста, является серьезным психологическим фактором, сдерживающим развитие бизнеса путем франчайзинга», — говорит Андрей Пожидаев. Очевидно, что не каждая крупная юридическая фирма согласится на использование своего бренда юридической компанией, в компетентности юристов которой она не уверена.

Учитывая вышеперечисленные негативные последствия, риск наступления которых очень высок, наиболее приемлемым видом сотрудничества юридических компаний является все же совместная деятельность, когда каждый сохраняет за собой свой бренд и полностью ликвидирует риск снижения качественных характеристик именно своего имени.

Альтернатива франчайзингу — все «за»

Отмечая недостаточность контроля франчайзера за деятельностью франчайзи, все респонденты «ЮП» были единогласны: более приемлемы все же другие способы расширения. Так, Илья Костин отметил, что ЮК «Правовой альянс» заключила договор сотрудничества с российской юридической фирмой «Барабашев и партнеры», выступающей модератором сети юридических компаний со всех республик бывшего СССР. Как показал опыт, участие в подобных сетевых проектах очень удобно: компания не беспокоится за престиж своего бренда, а клиент получает постоянную юридическую помощь независимо от местонахождения. А по мнению г-жи Дмитриевой, наиболее приемлемым является открытие региональных офисов под руководством одного из управляющих партнеров, что позволит минимизировать как риски, так и расходы.

Как утверждает г-н Пожидаев, сегодня для регионального развития юридической компании оптимально сотрудничество с иными юридическими компаниями в регионах без заключения договора франчайзинга, а соответственно, и без передачи бренда.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что каждая юридическая фирма сама выбирает для себя удобную концепцию территориального расширения. Каждая из них таит в себе определенные риски. Однако любая деятельность — это уже риск, и деятельность юридическая исключением не является.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 10 (376) от 07/03/05 Текущий номер

Исполнительное производство

Государственная практика

Дела судебные: в поисках истины

Деловая практика

О «состоятельности» банкротства на Украине

Законодательная практика

Новые задачи старого Совета

Комментарии и аналитика

Нюансы обязательного страхования

Судебная практика

Обеспечение иска: проблемы исполнения

Судебная практика

Исполнение в процедуре банкротства

Судебные решения

Судебные решения являются обязательными к исполнению на всей территории Украины

Судебные решения

Передача объекта незаконченного строительства в процедуре исполнительного производства

Судебные решения

Обжалование действий должностных лиц исполнительной службы

Судебные решения

Правомерность публичного показа кинофильмов

Судебные решения

Процессуальные права участников исполнительного производства

Тема номера:

Кто и когда должен выдать приказ?

Тема номера:

Новшества для тех, кто «при исполнении»!

Трибуна

Проблемы становления админсудов на Украине

Частная практика

Франчайзинг: путь в регионы

Какое, на ваш взгляд, главное событие в процессе запуска нового Верховного Суда?

Издание Президентом Украины указа о назначении «верховных» судей

Подписание и опубликование нового процессуального законодательства

Решение Пленума ВС относительно дня начала работы нового Суда

Первое решение Верховного Суда

Все вышеперечисленное

Ничего из перечисленного не считаю главным событием

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • integrites
  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях

fb youtube fb fb

Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА