Ни для кого не секрет, что действующее законодательство оставляет для субъектов предпринимательской деятельности множество путей по уклонению от налогообложения. Одним из них является урегулирование правоотношений в налоговой сфере законами, не являющимися специальными для этой сферы, чем нарушается принцип, заложенный в статье 1 Закона Украины «О системе налогообложения». Согласно последней, установление и отмена налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджеты и взносы в государственные целевые фонды, а также льготы их плательщикам, не могут устанавливаться или изменяться другими законодательными актами Украины, кроме законов о налогообложении.
Найди свое налоговое «убежище»
Тем не менее законами Украины «Об общих основаниях создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» и «О правовом режиме территорий, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы» субъектам хозяйствования устанавливаются налоговые и таможенные преференции при уплате ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость по признаку их местонахождения.
Положения этих Законов в части освобождения субъектов хозяйствования от уплаты общеобязательных платежей в бюджет становятся камнем преткновения между такими субъектами и налоговыми органами. По мнению последних, установление преференций в неспециальных законах о налогообложении является неправомерным и не подлежит применению. Однако судебная практика свидетельствует, что судебные органы несколько иначе трактуют указанные положения. Итак…
Зона гарантированного отселения — путь к минимизации налогообложения
Статьей 7 Закона «О правовом режиме территорий, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы» (Закон о правовом режиме) определен порядок обеспечения хозяйственной деятельности в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля. Так, установлено, что предприятия, объединения, организации, колхозы, совхозы, расположенные в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, освобождаются от налогообложения, кроме платежей и отчислений в местные бюджеты.
В Законе о правовом режиме приведен перечень мер по обеспечению хозяйственной деятельности в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, и одной из таких мер является освобождение субъектов хозяйствования от налогообложения, кроме платежей и отчислений в местные бюджеты. Предписаниями части третьей статьи 7 Закона о правовом режиме установлен размер налога на прибыль предприятий, организаций и учреждений, расположенных вне границ зон радиоактивного загрязнения. Предприятиям, организациям и учреждениям, получающим прибыль от деятельности, связанной с культурно-бытовым, торговым, другими видами обслуживания и строительством в указанных зонах, налог уменьшается на 30 %. Необходимым условием для освобождения от налогообложения, согласно статье 7 этого Закона, является установление факта местонахождения предприятия в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, что дает право предприятиям, имеющим юридический адрес в таких зонах, воспользоваться установленными налоговыми преференциями и вполне законно минимизировать налоговые обязательства. Очевидно, что такое положение вещей не могло остаться без внимания налоговых органов, особенно при определении ими обязательства по налогу на добавленную стоимость и акцизному сбору.
При доначислении соответствующих сумм налога на добавленную стоимость или акцизного сбора, а также применении штрафных санкций, государственные налоговые инспекции указывали, что на субъектов хозяйствования не распространяется режим освобождения от налогов и сборов, установленный статьей 7 Закона о правовом режиме, поскольку она противоречит статье 1 Закона Украины «О системе налогообложения» (Закон о системе налогообложения).
Свою позицию они обосновывали положениями Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (Закон об НДС), согласно которым перечень налогоплательщиков, объемы, база и ставки налогообложения, перечень не облагаемых налогом и освобожденных от налогообложения операций, особенности налогообложения экспортных и импортных операций, порядок учета, уплата налога в бюджет регулируются этим специальным Законом, а, согласно подпунктам 11.4 и 11.2 статьи 11 Закона об НДС, изменение порядка обложения налогом на добавленную стоимость может осуществляться лишь путем внесения изменений в Закон об НДС. Данное положение позволяет сделать вывод о том, что другие законы, регулирующие указанные правоотношения, действуют только в части, не противоречащей Закону об НДС, или должны подтверждаться соответствующим специальным законом о налогообложении.
Налоговые льготы – составляющая правового режима территории
Сложившаяся судебная практика свидетельствует, что судебные органы позицию налоговой разделяют не всегда.
Хозяйственные суды при разрешении подобных споров приходят к выводу, что статья 7 Закона о правовом режиме является специальной нормой по отношению к общим нормам Закона о системе налогообложения и имеет приоритетное значение при начислении и уплате субъектами хозяйственной деятельности, зарегистрированными в зонах гарантированного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, налогов и обязательных платежей.
Данная статья Закона является действующей и содержит исключение из режима освобождения от налогообложения лишь относительно таможенного и акцизного сборов, а также налога на добавленную стоимость с товаров, ввозимых (пересылаемых) на таможенную территорию Украины. Более того, пункт 1 части 2 статьи 92 Конституции Украины указывает, что исключительно законами устанавливается система налогообложения, налоги и сборы, однако речь здесь идет о законах в целом, а не исключительно о специальных законах в сфере налогообложения.
Действующее законодательство не раскрывает понятия «специальные законы». Это дает основания считать, что установление налоговых норм в других законах является правомерным и Закону о системе налогообложения не противоречит. Статья 7 Закона о правовом режиме подлежит применению при начислении налоговых
обязательств субъектам хозяйствования, местонахождением которых являются зоны гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля. Их перечень установлен дополнением 1 к постановлению Кабинета Министров от 23 июля 1991 года «Об организации исполнения постановлений Верховного Совета Украинской ССР о порядке введения в действие законов Украинской ССР «О правовом режиме территорий, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы» и «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».
Аргументы налогового органа не принимаются во внимание по той причине, что Закон о правовом режиме содержит перечень мер по обеспечению хозяйственной деятельности в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, а освобождение субъектов хозяйствования от налогообложения является одним из способов благоприятствования хозяйственной деятельности.
Правовой режим территории, пострадавшей от радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы, также освобождает субъектов хозяйствования от уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. На практике это порождает проблемы при осуществлении операций, для которых уплата такого сбора является обязательной. Подчас таким субъектам хозяйствования отказывают в проведении операций покупки или продажи иностранной валюты по причине отсутствия поручения банку удержать из суммы в гривнах сбор на обязательное государственное пенсионное страхование. Поскольку, по мнению банковского учреждения, Положение об оформлении и предоставлении клиентами платежных поручений в иностранной валюте, заявлений о покупке или продаже иностранной валюты в уполномоченные банки и другие финансовые учреждения и порядок их исполнения, утвержденный постановлением Правления Национального банка Украины от 5 марта 2003 года, является обязательным для всех юридических лиц, то в покупке валюты таким субъектам отказывается. Подобные действия банка служат поводом для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав.
Итоги
Верховный Суд Украины поставил точку над «і» в спорах о применении статьи 7 Закона «О правовом режиме территорий, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствии Чернобыльской катастрофы». Освобождение субъектов хозяйствования, местонахождением которых являются зоны гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, от уплаты отдельных налогов и сборов признано законным. Однако налоговые органы продолжают настаивать на том, что подобный налоговый режим неправомерно используется субъектами хозяйствования, которые зарегистрированы на территории такой зоны, но хозяйственную деятельность ведут преимущественно за пределами такой зоны, что, по мнению налоговой, является уклонением от уплаты налогов. Однако поскольку Законом установлено, что основанием для льгот является местонахождение субъекта, то есть регистрация, а не расположение производственных мощностей, то правонарушение в данном случае отсутствует. Надежду контролирующему органу дает лишь статья 16 Закона о правовом режиме, согласно которой в зоне гарантированного добровольного отселения запрещается строительство новых, расширение действующих предприятий, непосредственно не связанных с обеспечением радиоэкологической, социальной защиты населения, а также условий его жизни и работы.
(По материалам заседания секции законодательства о налогах при научно-консультативном совете при Высшем Хозяйственном суде Украины)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…