Droit d'auteur вместо copyright'a — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №52 (366) » Droit d’auteur вместо copyright’a

Droit d’auteur вместо copyright’a

Одной из важнейших составляющих права интеллектуальной собственности является авторское право, предметом охраны которого выступают научные, литературные, драматические музыкальные, хореографические, фотографические, аудиовизуальные произведения, произведения архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, компьютерные программы, банки данных и т.д. В то же время в юридической литературе достаточно часто можно встретить подмену понятия «авторское право» понятием «copyright», хотя эти понятия не равнозначны. В основе различия этих понятий лежат разные теоретические посылки (подходы), в свою очередь обусловленные разными историческими условиями и правовыми традициями, влиявшими на формирование правового института, содержащего нормы права, предоставляющие правовую охрану и защиту авторам произведений.

Немного истории

Если обратиться к истории возникновения авторского права, следует вспомнить прежде всего о Древних Греции и Риме в период расцвета античной культуры, когда, по мнению некоторых исследователей, широко применялась охрана имущественных прав авторов. Уже более 2 300 лет назад признавалось и охранялось личное не­имущественное право авторов на сохранность целостности произведения, в соответствии с которым запрещалось подвергать произведение изменениям со стороны переписчиков и актеров.

Таким образом, древнему миру было известно авторское право, однако как самостоятельный правовой институт или отрасль права оно не существовало, а представляло собой отдельные правовые нормы, применяемые либо к конкретным субъектам, либо к ситуациям.

Следующий этап развития авторского права связывают с изобретением печатного станка. В середине XV века Иоганн Гуттенберг изобрел способ книгопечатания подвижными литерами, чем завершил эпоху рукописных книг, длившуюся с V века до н.э. до XV века н.э. В этот период отношения в сфере интеллектуального творчества регулировались общим правом собственности. Автор выступал собственником созданного им литературного или художественного произведения, которое он мог отчуждать любым способом как материальный объект. Копирование и распространение произведения рассматривалось как наемный труд — длительный и трудоемкий. С возникновением книгопечатания право на использование произведения перестало зависеть от личности его автора. Изменившаяся ситуация потребовала соответствующего правового регулирования, в первую очередь, установления на уровне общеобязательных норм правового режима «права на воспроизведение».

Первоначально регулирование новых отношений в сфере авторского права осуществлялось с помощью привилегий (от лат. privus — частный, отдельный и lex — закон, то есть отдельный закон), предназначавшихся для охраны права отдельного человека или нескольких людей. По своей сути привилегии являлись монопольным правом, предоставляемым правительством издателям и книготорговцам на осуществление издательской деятельности по производству и распространению произведений. Привилегии предоставлялись на определенный срок, и для их получения необходимо было согласие цензуры, осуществлявшей контроль за распространением «опасных учений» (являвшейся инструментом политического контроля), и учет публикуемых произведений. По своему содержанию привилегии включали в себя ряд элементов, характерных авторскому праву: исключительные права на использование произведения путем его печати и продажи экземпляров предоставлялись на определенный срок; в судебном порядке преследовались нарушители привилегий; использовались принудительные меры (например, изъятие поддельных экземпляров); возмещался нанесенный ущерб. Система привилегий существовала до XVII века.

Зарождение copyright’а

Зарождение принципов современного авторского права связывают с правовой системой Англии, где в 1710 году был принят «Статут королевы Анны». Вместо феодальной привилегии закон признавал исключительное право автора публиковать книги в любом количестве экземпляров (copyright) путем уступки гражданского права, то есть исключительного права на публикацию произведения, любому издателю или книготорговцу, независимо от того, является ли он членом Stationers’ Company. Дело в том, что на основании королевской привилегии от 1557 года Компания издателей и книготорговцев ­(Stationers’ Company) получила монопольное право на публикацию книг в стране, ликвидированное именно с принятием «Статута королевы Анны». Правомочие на передачу исключительных прав по закону было срочным и составляло 14 лет, по желанию сторон могло быть продлено на такой же срок, после чего использование произведения становилось свободным. Закон урегулировал и правоотношения по использованию имущественных прав автора, возникших до издания его произведения. Так, в соответствии со Статутом, книги, изданные на момент принятия закона, разрешалось в течение 21 года переиздавать, при этом данный срок продлению не подлежал. Помимо установления срочного характера реализации авторами произведений своих авторских правомочий Статут предусматривал: 1) обязательную регистрацию названия опуб­ликованного произведения в Stationers’ Company (факт внесения в реестр рассматривался как презумпция при возникновении спора о собственности); 2) депонирование 9 экземпляров для университетов и библиотек; 3) охрану общим правом неопубликованных произведений и личных неимущественных прав автора.

Индивидуальные права автора на охрану его произведения на законодательном уровне окончательно были признаны в конце XVIII века.

В частности, в США в 1783—1786 годах в различных штатах были приняты специальные законы в сфере авторского права. Первый федеральный закон о copyright был обнародован в 1790 году. В соответствии с этим законом сфера защиты распространялась на книги, сухопутные и морские карты, срок действия copyright составлял 14 лет и мог быть возобновлен в случае, если автор еще жив, а также при условии исполнения регистрационных формальностей.

Североамериканская система базировалась на федеральном акте по авторскому праву Federal Copyright Act (по английской модели), устанавливающем единую систему юридической защиты опубликованных произведений. Неопубликованные произведения находились под защитой режима общего права (common law). Следует также обратить внимание на то, что copyright не затрагивал режимов, предусмотренных в отдельных штатах, в то время как common law устанавливалось штатами.

Авторское право

Первым государством, отменившим какие-либо привилегии в сфере авторского права, была Франция. 4 августа 1789 года Учредительное собрание отменило привилегии, предоставляемые авторам и издателям, а в 1791 году приняло декрет (в редакции от 13 и 19 января 1791 года), которым за создателями (авторами) драматических произведений признавалось право на их постановку. Это право приравнивалось к праву собственности, действовало в течение всей жизни автора и еще пять лет после его смерти. Декретом от 19 и 24 июля 1793 года правовая охрана предоставлялась литературным и художественным произведениям, а за авторами признавались исключительные права на их распространение и продажу в течение всей их жизни и еще десяти лет после их смерти.

Французские декреты установили абсолютно новый для того времени подход к регулированию отношений в сфере авторского права: во-первых, была расширена сфера объектов охраны; во-вторых, французское законодательство ушло от подхода, основанного на копировании произведения, и больше внимания уделило автору и его неотъ­емлемым личным правам; в-третьих, срок действия исключительных прав перестал исчисляться со дня первой публикации произведения, а произведение получило охрану в течение всей жизни автора и определенного времени после его смерти. В случае если автор уступал принадлежащее ему исключительное право другому лицу, законодательство не предусматривало возможности его возврата автору, то есть переуступки; также был введен термин «литературная и художественная собственность».

Таким образом, можно сделать вывод, что французские декреты заложили основы новой, отличной от существовавшей англо-американской концепции авторского права (copyright), основанной на положениях Статута королевы Анны, с коммерческой ориентацией, концепции авторского права ­(droit d’auteur) с личностной ориентацией, в основе которой заложены личные неимущественные права автора.

Признание авторского права (droit d’auteur) в качестве права собственности в странах континентальной Европы относится к первой половине XIX в. Именно в этот период европейские государства принимают ряд общих законов, закрепляющих права авторов на воспроизведение, театральные постановки и публичные представления своих произведений. Право на использование произведения указанными способами носило срочный характер и требовало исполнения определенных формальностей.

Впервые личные неимущественные права попали в сферу охраны и защиты со стороны государства во Франции в первой половине XIX века. С этим фактом связывают также зарождение юридической доктрины личных неимущественных прав.

Особенности объектов авторского права, заключавшиеся прежде всего в их широком распространении за пределами одной отдельно взятой страны, обусловили необходимость установления единообразного правового режима авторского права в разных странах. Первоначально национальные законы предоставляли охрану произведениям иностранцев при условии взаимности. Впоследствии международная охрана авторского права регулировалась двусторонними договорами. Однако это оказалось недостаточным для решения проблем интернационализации рынка интеллектуальной собственности. Выход был найден благодаря применению механизма заключения международных договоров, получивших название «конвенций». Среди них, прежде всего, следует назвать Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 года (последняя редакция 1971 года) и Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 года (редакция 1971 года). Факт всеобщего признания авторского права в качестве одного из прав человека связывают с принятием Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека (статьи 27).

Почувствуйте разницу

Сегодня наблюдается сближение англо-американской правовой концепции copyright с концепцией droit d’auteur в странах континентальной Европы, основанной на римской юридической традиции. Такое сближение вызвано влиянием на национальное законодательство Бернской конвенции, а также принимаемыми ЕС мерами по обеспечению юридического едино­образия в охране и защите авторского права. В то же время эти две правовые концепции авторского права имеют ряд отличительных черт.

Во-первых, англо-американский режим copyright действует в странах, где юридическая традиция основана на общем праве (common law), ориентированном на коммерческие аспекты использования произведения (Великобритания, США и др.); концепция droit d’auteur имеет более широкий характер в отношении объектов охраны, личных прав и лиц, отнесенных к категории первоначальных правообладателей, то есть в основу заложен индивидуальный характер (личные неимущественные права автора). Эта концепция распространена в странах Африки и Восточной Европы.

Во-вторых, предметом droit d’auteur (авторского права) является результат творчества, выраженный в произведениях, характеризующихся признаками оригинальности, являются результатом творческого труда автора; тогда как copyright может применяться к объектам, по своей сути не являющимся результатом творческого интеллектуального труда, например, внешнее типографическое оформление публикуемых изданий не требует наличия условия «оригинальности произведения» (Copyright, Deigns and Patents Act, 1988. — ст. 107 а. 7.).

В-третьих, согласно концепции droit d’auteur, фиксация произведения на материальном носителе не является предварительным условием, от которого зависит предоставление правовой охраны произведению (за некоторыми исключениями, например, в отношении хореографических произведений и пантомимы), а, в соответствии с концепцией copyright, фиксация является условием для того, чтобы произведение получило охрану.

В-четвертых, согласно доктрине droit d’auteur, статус автора, первичного правообладателя авторского права признается только за физическим лицом (соавторами), создавшим произведение, а, в соответствии с правовым режимом copyright, первичным правообладателем в силу закона может быть либо работодатель, в случае если произведение было создано автором, пребывающим с работодателем в трудовых отношениях, либо заказчик, в случае создания произведения по договору.

В-пятых, в юридической системе droit d’auteur регулирование основных аспектов личных неимущественных прав (право авторства на произведение, право на неприкосновенность произведения) осуществляется в рамках законодательства об авторском праве, система же copyright возлагает защиту личных неимущественных прав авторов на суды, поскольку считается, что прерогативы личного характера охраняются обычным правом (common law).

В-шестых, концепция авторского права droit d’auteur предусматривает, что автор обладает общим правом на использование произведения и не предусматривает исчерпывающего перечня способов такого использования, а система copyright предусмат­ривает, что способы использования произведения перечислены в законе.

В-седьмых, концепция droit d’auteur не связывает возникновение авторского права и предоставление охраны на объекты авторского права с совершением каких-либо формальностей, а концепция copyright для возникновения авторского права предусматривает обязательную регистрацию и использование знака охраны на произведениях.

На Украине в основу регулирования авторских правоотношений была положена не англо-американская, а латинская концепция авторских прав (droit d’auteur). Следовательно, применение на Украине термина copyright для обозначения авторского права не соответствует объему прав, предоставляемых законодательством автору произведения.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Юридический сезон 2004. Итоги года

Государственная практика

Адвокат дипломатической службы

Деловая практика

Регулирование аренды земли

Законодательная практика

Конституция: не все гладко

Комментарии и аналитика

Компетенция собрания акционеров АО

Droit d'auteur вместо copyright'a

Новый ГПК нуждается в изменениях

Неделя права

Одной экспертизы достаточно?

ВХСУ об актуальных вопросах налогообложения

Вскоре судейский корпус пополнят 75 судей

Права ребенка должны соблюдаться

Мобильная демонополизация: раунд второй

Судебная практика

Семейные хлопоты по новому кодексу

Тендерные права ипотекодержателей

Судебные решения

Определение совместно нажитого имущества, подлежащего разделу

Определение места жительства ребенка

Основания для лишения родительских прав

Родитель, проживающий отдельно, имеет право на встречи с ребенком

Тема номера

«Недетские» семейные отношения

Супружеские корпоративные права

«Семейные» ограничения договоров

Частная практика

«Ноу-хау» по-юридически

Юридический форум

Нотариусы — лучшие из лучших

Оперетта для судей – часть 2

«Вестнику» — 10 лет!

лица года

Юрист 2004 года Николай Шелест

ретроспектива

Лучшая для адвокатов

Інші новини

PRAVO.UA