Практика регистрации работников украинских фирм частными предпринимателями и оформления отношений с ними посредством гражданско-правовых договоров остается достаточно распространенной. Целью же таких ухищрений чаще всего является налоговая экономия на фонде оплаты труда.
Оформленный таким образом частный предприниматель работает на предприятии, и, естественно, рассчитывает на определенные бонусы, выплата которых — обычное явление для наемных работников. Однако, если для наемных работников такая выплата допускается законодательством, ее обоснование не вызывает у работодателя проблем, а налогообложение происходит по всем понятным правилам, то в отношении частных предпринимателей выплата бонусов сопряжена с целым рядом проблем. Касается это как оформления выплаты бонусов в рамках гражданско-правовых отношений, так и сопутствующих налоговых издержек.
Учитывая гражданско-правовой характер отношений между частным предпринимателем и предприятием, приобретение, изменение или прекращение прав и обязанностей между ними происходит посредством сделок, которые, согласно статье 208 Гражданского кодекса Украины (ГК), должны заключаться в письменной форме. Следовательно, выплата бонусов может производиться в рамках основного договора о предоставлении услуг предпринимателем либо посредством отдельного договора.
Если речь идет о включении положения о бонусах в текст основного договора, то в этом случае следует избегать формулировок, позволяющих идентифицировать такие бонусы как дополнительные выплаты в рамках трудовых отношений. Это может повлечь негативные последствия для предприятия при попытке проверяющими органами доказать недействительность такого договора.
Самым простым вариантом является оформление денежного бонуса в виде ответственности по договору. Точнее, размер бонуса включается в стоимость услуг, и при их безукоризненном выполнении выплачивается вся сумма. Предприятие может удерживать штраф с суммы вознаграждения, который равен размеру бонуса, в случае наличия претензий к предпринимателю. Недостатками оформления бонуса таким образом являются необходимость его определения еще на стадии заключения договора и неуверенность в честности предпринимателя, который может попытаться оспорить выдвигаемые предприятием претензии и потребовать выплату бонуса. Но безусловное преимущество — налогообложение таких выплат наравне с оплатой по договору.
Если в текст договора включены условия, предусматривающие выплату бонуса сверх оговоренной стоимости услуг, например, за досрочное их выполнение, такой бонус также можно отнести к оплате услуг без негативных налоговых последствий для предприятия. Но, к сожалению, не всегда услуги по договору могут быть предоставлены досрочно, и невозможно подобрать иной фактор, оправдывающий их удорожание. К тому же частный предприниматель, как и в предыдущем случае, может попытаться взыскать с предприятия такой бонус самостоятельно.
При оформлении в договоре бонуса в качестве платы за безукоризненное выполнение обязанностей частным предпринимателем, выплачиваемой сверх изначальной стоимости услуг, возникает неоднозначная ситуация. С одной стороны, такой бонус все же является платой за услуги, что не противоречит Гражданскому кодексу. А с другой — стоимость услуг определена при заключении договора, ее изменения не происходит, и выплачиваемый бонус можно расценивать как «стимулирующий» платеж, который не является платой за услуги и характерен для трудовых отношений. В таком случае органами налоговой службы могут быть предприняты попытки приравнять такой платеж к подарку с соответствующими негативными последствиями для предприятия — необходимостью удержания налога на доходы физических лиц и невозможностью отнесения суммы к валовым расходам.
Также на размер бонуса может быть увеличена стоимость следующего договора с частным предпринимателем, а предприятие непосредственно выплатит его в качестве аванса, то есть задержка в выплате будет несущественной. Такая схема приемлема при регулярном перезаключении договора или оформлении объема и стоимости услуг на следующий период посредством дополнительных соглашений или приложений. Налогообложение бонусов в этом случае происходит без потерь для предприятия.
Кроме перечисленных случаев, возможен вариант, при котором, независимо от условий основного договора, между предпринимателем и предприятием заключается дополнительное соглашение об увеличении стоимости услуг. Тогда частный предприниматель фактически получает бонус, который является оплатой услуг. Но в дополнительном соглашении необходимо обосновать увеличение стоимости услуг, что при систематичности выплат бонусов сделать достаточно сложно.
Подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что наиболее оптимальным вариантом является включение бонуса в стоимость оплаты услуг. Причем, если предприятием также практикуются неденежные поощрения — оплачиваемая страховка, абонементы в спортзал и т.п., то в случае с частным предпринимателем опять же рекомендуется включать их стоимость в оплату услуг, а материальных выплат избегать.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…