Госавтоинспекцию реорганизуют — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (362) » Госавтоинспекцию реорганизуют

Госавтоинспекцию реорганизуют

10 ноября с.г. состоялось заседание Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины (Комитет), на котором по поручению главы государства рассматривались результаты проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения, в деятельности Государственной автоинспекции Министерства внутренних дел Украины (ГАИ).

В результате на свет появился Указ Президента «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения на Украине», направленный на устранение серьезных недостатков в обеспечении безопасности дорожного движения, выявленных Комитетом, усиление ответственности участников дорожного движения за соблюдение правил, норм и стандартов, усовершенствование законодательства в сфере безопасности дорожного движения. При этом работа ГАИ МВД Украины упомянутым Указом признана не соответствующей возложенным на инспекцию задачам по обеспечению безопасности дорожного движения.

Рассказать о проведенной проверке и ее результатах мы попросили секретаря Координационного комитета — руководителя аппарата Андрея ХОЧУНСКОГО.

— Андрей Михайлович, чем было вызвано проведение этой проверки?

— К сожалению, в последние несколько лет на Украине стремительно возрастает количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Так, если в 2003 году их было совершено 43 тыс., что на 24 % больше, чем в 2002 году, то за три квартала текущего года — уже 32 тыс. ДТП, что на треть больше, чем за аналогичный период 2003 года. Возрастает и количество жертв ДТП: только в этом году в ДТП погибло более 4 тыс. граждан и 38 тыс. травмированы. В результате Украина занимает одно из последних мест в Европе по безопасности дорожного движения, что свидетельствует о существенных просчетах в деятельности ответственных за это государственных органов. Именно поэтому Президент Украины и поручил Комитету провести соответствующую проверку.

— К каким же выводам пришел Комитет по результатам проверки?

— Ее результаты дают основания утверждать, что одной из основных причин неудовлетворительного состояния безопасности дорожного движения на Украине является ненадлежащее выполнение органами ГАИ МВД Украины возложенных на них государством задач по контролю за соблюдением законодательства в этой сфере, выявлению и пресечению правонарушений, устранению причин и условий, им способствующих.

— Иными словами, ГАИ не обеспечивает привлечение к ответственности всех правонарушителей?

— Несмотря на то что количество составляемых работниками ГАИ протоколов о нарушениях правил дорожного движения постоянно растет, значительная часть правонарушителей избегает ответственности. Отчасти это объясняется как не совсем продуманными изменениями в административном законодательстве (установление судебного порядка рассмотрения таких дел и не всегда адекватных мер наказания), так и недостаточным профессиональным уровнем сотрудников ГАИ, составляющих протоколы без достаточных оснований или по незначительным фактам, что на практике приводит к загруженности судов и нарушению прав граждан. Достаточно сказать, что за 6 месяцев этого года судами было возвращено для надлежащего оформления более 25 тыс. дел, а еще 83 тыс. дел были закрыты из-за отсутствия состава правонарушения и малозначительности. Еще 470 тыс. правонарушителей, или каждый третий, были только предупреждены, штрафу подвергнуты лишь 65 % виновных, с которых взыскано лишь 15 млн грн. (в среднем по 17 грн с человека). Для сравнения: в 2000 году работники ГАИ самостоятельно наложили штрафов на общую сумму в 130 млн грн — в 8 раз больше!

Кроме того, сами работники ГАИ нередко грубо нарушают конституционные права граждан, задерживая и изымая у последних транспортные средства без предусмотренных действующим законодательством оснований. Спустя некоторое время автомототранспорт возвращается владельцам, но с обязательным взысканием с них денег за его «хранение».

Выявлены Комитетом и нарушения при выдаче ГАИ так называемых престижных номерных знаков нового образца (серии МІ) — они закреплялись не только за служебным транспортом МВД, но и за физическими и юридическими лицами, не имеющими к МВД никакого отношения.

Плачевная ситуация сложилась и с обеспечением ГАИ защиты прав граждан от преступных посягательств на их транспортные средства. Только в этом году совершено около 6 тыс. краж автомототранспорта, из которых остаются нераскрытыми 2 тысячи, а всего на Украине в розыске находятся более 77 тыс. украденных транспортных средств. Не произошло заметных сдвигов и в борьбе с контрабандным ввозом автомобилей на Украину из-за границы.

— Не получается ли, что в сложившейся ситуации с безопасностью дорожного движения виноваты только работники ГАИ?

— Безусловно, нет. Важным сопутствующим фактором является состояние дорог и улиц, несоответствие их качества существующим нормам и стандартам безопасности. На сегодня в стране более 600 участков с высокой степенью опасности возникновения аварийных ситуаций. Однако ремонтные работы по улучшению их качества проводятся достаточно медленно либо вообще не проводятся. Подобная ситуация объясняется не только отсутствием достаточного финансирования из бюджета, но и недоработками местных органов власти и самоуправления. Например, некоторые облгосадминистрации и облсоветы ограничились только утверждением областных Программ обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах, улицах городов и других населенных пунктов на 2003—2007 годы, не принимая никаких реальных мер для улучшения сложившейся ситуации.

— Есть ли объективные причины, влияющие на недостаточную эффективность работы ГАИ?

— Прежде всего это связано с ненадлежащим финансированием и материально-техническим обеспечением работников ГАИ. Например, в 2003-2004 годах фонд их заработной платы был профинансирован лишь на 48 %. Остальные средства должны поступать из спецфонда, формируемого за счет оказания платных услуг населению. Поэтому неудивительно, что сегодня ГАИ требуются десятки миллионов гривен на закупку автомобилей, радиостанций, компьютеров, специальных средств защиты и другой техники.

Вместе с тем нами установлены неединичные случаи нецелевого или нерационального использования уже полученных средств руководством ГАИ. Нередко вместо приобретения необходимых рядовым сотрудникам ГАИ технических средств деньги тратились на закупку дорогих автомобилей, которые вряд ли будут использоваться в повседневной работе ГАИ.

— Возможно, следует предпринять какие-либо шаги для увеличения спецфонда?

— Разумеется. Однако, несмотря на недостаточное финансирование, руководство ГАИ вместо увеличения своих доходов за счет предоставления платных услуг в установленном законодательством порядке нередко предоставляет возможность обогащаться за счет населения разнообразным коммерческим структурам. Как было установлено нами в ходе проверки, отдельные руководители ГАИ за символическую плату или вообще даром фактически отдавали на откуп частным фирмам услуги по государственному техническому осмотру транспортных средств, комиссионной торговле, экспертной оценке и переоформлению автомобилей.

– А какова ситуация с монополизацией страхования автотранспорта?

— К сожалению, мы действительно столкнулись со случаями, когда на базе органов ГАИ создаются различные фирмы, под видом предоставления платных услуг населению фактически занимающиеся незаконными поборами с граждан. Например, по распоряжению начальника Департамента ГАИ предоставлены помещения во всех региональных подразделениях ГАИ предприятию «Страховой альянс», которое якобы должно осуществлять посредническую деятельность при составлении договоров купли-продажи транспортных средств. Фактически же указанное предприятие принудительно взыскивало с граждан, обращавшихся в ГАИ для регистрации автотранспорта, деньги, мотивируя это обязательным страхованием транспортных средств, хотя соответствующий закон вступает в силу только с 1 января 2005 года. При этом гражданам «разъясняли», что без осуществления таких платежей у них вообще не будут приниматься документы для регистрации. Более того, после уплаты соответствующей суммы (кстати, далеко не маленькой — от 80 до 170 грн) в большинстве случаев договоры страхования с гражданами почему-то не составлялись и страховые полисы им не выдавались.

Подобная деятельность, граничащая в ряде случаев с мошенничеством, приводит не только к непоступлению в государственный бюджет значительных сумм, но и подрывает авторитет как самой ГАИ, так и государственных органов в целом.

В связи с этим вызывает обеспокоенность и стремительное, однако не всегда обоснованное возрастание цен на предоставляемые органами ГАИ платные услуги. Так, только в августе этого года стоимость бланка талона предупреждения выросла в 5 раз, а удостоверения водителя — в 28 раз, что, естественно, вызывает жалобы граждан.

Все это в конечном итоге создает благоприятную почву для злоупотреблений служебным положением и коррупции. Только за два последних года к дисциплинарной ответственности привлечены более 1,2 тыс. работников ГАИ, к административной ответственности за совершение коррупционных деяний — еще 58. В суды направлено 31 уголовное дело по обвинению 34 лиц в получении взяток, злоупотреблении властью и т.д.

Не будет лишним сказать, что неудовлетворительная организация работы ГАИ подтверждается и постоянно растущим количеством жалоб граждан на действия ее работников. Только за 8 дней работы по «горячей линии» в Комитет обратились более 500 граждан с различными жалобами, значительная часть которых нашла свое подтверждение.

— Как деятельность ГАИ МВД Украины оценил Комитет?

— В решении Комитета, принятом после всестороннего обсуждения указанной проблемы, констатируется, что органы ГАИ не выполняют надлежащим образом возложенные на них государством задачи по обеспечению безопасности дорожного движения. Определены и основные причины такого положения, а также сформулированы предложения принять соответствующие меры по их устранению. В дальнейшем эти выводы и предложения нашли свое отображение в соответствующем Указе Президента Украины.

В частности, глава государства поручил КМУ создать при Министерстве юстиции Украины рабочую группу для разработки концепции общегосударственной системы управления безопасностью дорожного движения и необходимых для ее реализации законопроектов. Приоритетным направлением работы определено упорядочивание норм, правил и стандартов, связанных с дорожным движением, автомобильным транспортом и дорогами, с последующей их кодификацией в Кодексе законов Украины о дорожном движении. Одновременно будут изучаться вопросы, связанные с целесо­образностью возможной реорганизации ГАИ и других государственных органов, на которые возложен контроль за соблюдением правил, норм и стандартов в сфере дорожного движения, законностью и обоснованностью предоставления платных услуг населению и многие другие.

(Беседовал Константин ШЕСТОПАЛОВ, «Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Госавтоинспекцию реорганизуют

Деловая практика

Зачем нерезиденту счет на Украине

Законодательная практика

Доступная правовая помощь

Комментарии и аналитика

Презумпции и фикции в новом ГК

Право акционера на информацию

Неделя права

Основания для выступления

Юристы считают решение ЦИК незаконным

Интеллектуальные эксперты

ГПУ: уголовных дел нет?..

Реестр событий

Председателя нет, и он будет нескоро

Юристы выходят из состава ЦИК

В Конституционном Суде есть вакансия

Судебная практика

Расходы — не всегда валовые

Газовые войны: странное толкование

Судебные решения

Оспаривание действий СМИ по подаче антиагитационной политической рекламы

Подача уточненных налоговых деклараций при отнесении сумм на валовые расходы

Отнесение средств в состав валовых расходов

Тема номера

Борьба с призраками

Операции с заложенным имуществом: вопросы налогообложения

Как осчастливить частного предпринимателя

Кто не рискует, тот ... платит налог на прибыль

Дела пенсионные, или Честь имею...

Трибуна

Земельный кодекс против Гражданского

Юридический форум

Почти все об ООО

Тернистый путь Украины в ЕС

Інші новини

PRAVO.UA