Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 25 ноября 2017 года, 06:05

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Частная практика

№ 47 (361) Перевозкиот 22/11/04 (Частная практика)

Административный персонал в работе юридической фирмы

Андрей Сиротин
«Юридическая практика»

Юридическая компания должна ориентироваться на клиента — такова догма юридического бизнеса. Каким образом это происходит? Кто обеспечивает такой высокий уровень ответственности юридической фирмы? Конечно, ее сотрудники.

Идеологи юриспруденции рассматривают юридическую компанию как целостный организм, за жизнедеятельность которого отвечает масса специалистов разных профессий. Помимо непосредственно юристов, в состав персонала юридической компании входят административные работники, на которых возложены обязанности по обеспечению нормальной жизнедеятель­ности.

Конечно, достаточно трудно определить степень влияния того или иного специалиста на формирование качественной юридической услуги. Скорее, удовлетворение интересов клиента обеспечивается общими усилиями всей компании, когда каждый сотрудник, как юрист, так и административный работник, вносит свою лепту в общее дело, тем самым способствуя высокому качеству выполненной работы.

Авангард юридического офиса

Естественно, что залогом успеха юридической компании является грамотный и компетентный штат специалистов. Вместе с тем наличие административного персонала существенно облегчает путь юрфирмы к успеху. В связи с этим у руководства возникает закономерный вопрос: специалисты какого направления и в каком количестве необходимы для обеспечения эффективной работы юридической компании. Отвечать на этот вопрос следует, отталкиваясь от нехитрого постулата: персонал компании должен соответствовать ее целям, миссии и духу.

В силу объективной нехватки у юристов времени, сил и желания заниматься организационными вопросами обязанности всячески «угождать» клиентам возлагаются на специальный персонал. Не секрет, что административные работники присутствуют в структуре практически каждой организации. В то же время юридическими компаниями выдвигаются специальные требования к соискателям на административные должности. Теперь — подробнее.

Итак, «передовая линия» компании — это секретари, или же офис-менеджеры. На них возложена обязанность произвести первое и непременно положительное впечатление на клиента, который должен остаться доволен в любом случае. Кроме них в структуре фирмы есть и практически «невидимые» извне сотрудники.

«Полный комплект» административного персонала юридической компании включает секретаря (офис-менеджера), системного администратора, библиотекаря, бухгалтера, курьера, PR-менеджера, HR-менеджера, менеджера по развитию бизнеса, маркетолога, менеджера по управлению качеством, водителя. Иногда в него включают «флористов» или «комфорт-менеджеров», но такие специфические должности — скорее исключение. Объективно наличие всех перечисленных специалистов в юридической фирме со средним количеством юристов в пределах десяти человек попросту не нужно. Функции отсутствующих специалистов гораздо рациональнее распределить между сотрудниками юридической компании. Этой практике следует большинство работодателей.

«Для того чтобы предоставляемая компанией юридическая услуга была качественной и отвечала самым высоким требованиям клиентов, компания должна функционировать как единый механизм, причем распределение функций в этом механизме должно происходить с учетом следующих элементов: уровень неюридического обслуживания клиента в офисе компании; своевременное предоставление клиенту информации о размещенном заказе и его выполнении; продвижение информации о компании и о предоставляемых услугах среди потенциальных клиентов; организация внутренних процессов в компании (в том числе и организация работы юристов).

Это обуславливается, в первую очередь, тем, что юридическая компания должна ориентироваться на клиента, его потребности и пожелания, а следовательно, вся структура компании, уровень сервиса и организация процессов в компании должны строиться «под клиента» и «работать на него». Без этого юридическая фирма просто не сможет производить и продавать конкурентоспособную юридическую услугу», — считает Дмитрий Александров, президент международной юридической компании «Александров и Партнеры».

Юридический секретарь

Не секрет, что правой рукой практически любого юриста является юридический секретарь. По роду занятий к этому сотруднику, кроме общих, предъявляются и особые требования. Так, по мнению г-жи Дмитриевой, «этот сотрудник, выполняет административно-семинарские функции, занимается мониторингом нормативно-правовых актов, статей, организовывает собрания, добывает информацию обо всех мероприятиях, связанных с повышением квалифи­кации. Следовательно, исполнение обязанностей, возлагаемых на юридического секретаря, требует от последнего, кроме прочего, наличия организаторских способностей, по меньшей мере элементарных юридических знаний, терпения, выдержки, умения общаться с представителями госорганов.

Менеджер по развитию бизнеса

Что это, новая модная должность или реальная необходимость?

В принципе, фирма способна обойтись без менеджера по развитию. Но только при одном простом условии — если такую функцию кто-либо из топ-менеджеров компании совмещает с практикой и/или администрированием. Это объективная реальность. Если фирма хочет быть успешной, развиваться динамично и в то же время не упускать возможность, а иногда и необходимость переориентироваться и расставить по-новому акценты и приоритеты — на фирме должен быть специалист, отслеживающий тенденции рынка, подводящий итоги деятельности фирмы и обеспечивающий своевременную подачу идей. «Практикующий юрист часто слишком погружен в текучку, отчего его взгляд на рынок и развитие компании, так сказать, зашорен: он фокусируется только на внутренних аспектах, а вот посмотреть «наружу» удается не всегда», — убеждена Ангелина Радионова, заместитель директора ЮФ «Правовое содействие».

Другое дело, может ли компания позволить себе отдельную вакансию менеджера по развитию бизнеса? Например, Залена Шейхова, директор департамента маркетинга и развития ЗАО «Инюрполис», говорит о том, что в наших условиях обязанности менеджера по развитию бизнеса эффективнее всего может выполнять руководитель компании. Это мнение подтверждает и Ольга Дмитриева, директор юридической компании «Дмитриева и партнеры»: «Если лидер компании не будет выполнять эти функции, то компании просто не будет».

PR-менеджер

Стремительные темпы развития современного общества, его экономики, политики и культуры требуют налаженных и тщательно отработанных связей компании с общественностью (pub­lic relations — PR). «Поэтому важнейшим условием достижения успеха компании является талантливая работа менеджера по связям с общественностью», — говорит Александр Кифак, директор юридической компании «АНК».

HR-менеджер

В функции менеджера по персоналу (human resources — HR) входит подбор квалифицированного персонала. Однако такая должность является необязательной и необходима лишь в крупных юридических фирмах с большим штатом сотрудников, считает г-н Кифак. По мнению г‑на Александрова, реальная необходимость в услугах такого специалиста существует в компаниях с персоналом более 50 человек.

А вот г-жа Дмитриева считает, что функции подбора персонала может выполнять только творческий директор (именно так она себя называет), то есть человек, возглавляющий профессиональную деятельность.

Объективная необходимость в услугах менеджера по развитию бизнеса, PR- и HR-менеджеров и других специалистов для юридических фирм существует, так как юридическая компания, как и любое другое коммерческое образование, должна развиваться, наращивать объемы предоставляемых услуг, повышать их качество. Такое развитие невозможно без четкого ориентирования на рынки юридических услуг определенного региона, оперативного реагирования на изменения в них. А такое реагирование напрямую связано со сбором и анализом информации о компаниях-конкурентах, о предоставляемых ими услугах, корректировкой в связи с этим выработанного маркетингового бизнес-плана и постоянной работой над качеством юридических услуг.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

Какое, на ваш взгляд, главное событие в процессе запуска нового Верховного Суда?

Издание Президентом Украины указа о назначении «верховных» судей

Подписание и опубликование нового процессуального законодательства

Решение Пленума ВС относительно дня начала работы нового Суда

Первое решение Верховного Суда

Все вышеперечисленное

Ничего из перечисленного не считаю главным событием

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

"Юридическая практика" в соцсетях

fb youtube fb fb

Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА