Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 21 марта 2019 года, 01:34

Генеральный партнер 2019 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Комментарии и аналитика

№ 46 (360) Товарные знакиот 15/11/04 (Комментарии и аналитика)

Новый этап в пенсионном обеспечении

Сергей Бай,
Александр Крутий,
Дмитрий Михайленко,
Дмитрий Онищук
Специально для «Юридической практики»

С 1 января 2004 года вступил в силу Закон Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» (Закон) от 9 июля 2003 года. Этим Законом определены правовые, экономические и организационные принципы негосударственного пенсионного обеспечения на Украине и регулируются правоотношения, связанные с этим видом деятельности. Поскольку негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются новым звеном пенсионного обеспечения, то в связи с этим возникает целый ряд воп­росов. Например, что такое система негосударственного пенсионного обеспечения? Как создаются НПФ, их виды? Кто может быть основателем таких фондов? В данной статье мы попробуем ответить на эти и другие вопросы.

Прежде всего необходимо определить, что такое система негосударственного пенсионного обеспечения? Это составная часть системы накопительного пенсионного обеспечения, которая основывается на принципах добровольного участия физических и юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законами, в формировании пенсионных накоплений с целью получения участниками негосударственного пенсионного обеспечения (физическими лицами, в интересах которых платятся пенсионные взносы в пенсионный фонд, страховой организации или на пенсионный депозитный счет банка) дополнительных к общеобязательному государственному пенсионному страхованию пенсионных выплат.

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется:

— пенсионными фондами путем заключения пенсионных контрактов между администраторами фондов и их вкладчиками;

— страховыми организациями путем подписания договоров страхования пожизненной пенсии, страхования риска получения инвалидности или смерти участника фонда;

— банками путем подписания договоров об открытии пенсионных депозитных счетов для накопления пенсионных сбережений.

НПФ создаются на основании решения учредителей и не имеют целью получение прибыли для ее дальнейшего разделения между учредителями. Они могут быть нескольких видов:

— открытые пенсионные фонды;

— корпоративные пенсионные фонды;

— профессиональные пенсионные фонды.

Согласно Закону, возможно присоединение или слияние пенсионных фондов одинакового вида, но запрещается реорганизация каких-либо пенсионных фондов. В соответствии с Законом участниками НПФ являются физические лица, которые вносят пенсионные взносы. Такими лицами могут быть как граждане Украины, независимо от возраста, так лица без гражданства и иностранцы. Участие физических лиц в системе негосударственного пенсионного обеспечения осуществляется по принципу добровольности и неограниченности, то есть каждый имеет право быть участником нескольких пенсионных фондов по собственному выбору.

Вкладчиками фонда являются лица, которые вносят пенсионные взносы. Такими лицами могут быть как сами участники, так и лица, делающие взносы на имя участника фонда (дети, родители, работодатели и т.д.).

Основателем открытого пенсионного фонда может быть любое одно (или больше) юридическое лицо. Однако есть определенные требования к таким юридическим лицам, а именно:

— они не должны финансироваться из бюджета любого уровня, а если и финансируются, то обязательно такие права должны быть предусмотрены законами или должно существовать решение соответствующего органа о предоставлении такого права;

— основателем пенсионного фонда не может быть аудитор или хранитель фонда.

Основателем корпоративного пенсионного фонда может быть юридическое лицо — работодатель или несколько таких юридических лиц, к которым могут присоединиться работодатели-плательщики.

К таким юридическим лицам предъявляются определенные требования, а именно:

— основателями могут быть юридические лица — работодатели, которые осуществляют свою деятельность безубыточно не менее одного финансового года, кроме случаев реорганизации юридических лиц;

— основатели и работодатели-плательщики не могут быть хранителями, аудиторами и компанией по управлению активами этого фонда, если другое не предусмот­рено законом;

— юридическое лицо может быть основателем больше одного корпоративного фонда.

Основателем профессионального пенсионного фонда может быть объединение юридических лиц, лиц-работодателей, объединения физических лиц, включая проф­союзы (их объединения) или физических лиц, связанных по роду их профессиональной деятельности. К таким основателям предъявляются два требования: во-первых, они не могут быть хранителями, аудиторами и компанией по управлению активами этого фонда, а также его администраторами, если другое не предусмотрено законом; во-вторых, такие лица могут быть основателями только одного профессионального фонда.

Хотелось бы еще обратить внимание на то, что за деятельностью НПФ установлен государственный надзор, что демонстрирует беспокойство государства о сохранности взносов плательщиков. Государственный надзор и контроль в сфере негосударственного пенсионного обеспечения является важным элементом в системе создания надежного механизма защиты, который максимально обезопасит пенсионные взносы юридических и физических лиц в НПФ.

Уполномоченные государственные органы должны издать необходимые нормативные документы, обеспечивающие прозрачность работы фондов перед государственными органами, контролирующими их деятельность. Государственный надзор и контроль является основной гарантией защиты их активов.

В Польше в сфере негосударственного пенсионного обеспечения задействован целый ряд разных структур. Государственный надзор осуществляется разными ведомствами: органами банковского надзора, государственным бюро страхового надзора, комиссией по ценным бумагам и биржам, бюро надзора за пенсионными фондами.

В нашей же стране осуществлять надзор призваны следующие государственные органы. Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), осуществляющая надзор за деятельностью компаний, управляющих активами, и банковскими учреждениями — сберегателями. Кроме того, ГКЦБФР обладает рядом важнейших функций:

— устанавливает условия к инвестиционной декларации;

— согласовывает типовой устав администратора;

— выдает лицензию компании по управлению активами;

— утверждает порядок определения чистой стоимости пенсионных активов, их обмена, зачисления, инвестирования;

— осуществляет контроль за рекламой.

Антимонопольный комитет Украины призван обеспечить соблюдение законодательства о защите экономической конкуренции участниками негосударственного пенсионного обеспечения. Национальный банк Украины лицензирует деятельность и осуществляет надзор за сберегателями пенсионных активов НПФ, которые являются банковскими учреждениями, открывающими пенсионные депозитные счета.

Необходимо отметить, что наиболее широкие полномочия в сфере государственного надзора и контроля имеет Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины. Она осуществляет такие функции:

— регистрирует пенсионные фонды, выдает свидетельства;

— определяет содержание дополнительной информации к уставу пенсионного фонда и утверждает типовые уставы;

— согласовывает требования к инвестиционной декларации;

— принимает решение о ликвидации пенсионного фонда, если его деятельность не соответствует закону;

— устанавливает дополнительные полномочия ликвидационной комиссии;

— регистрирует и утверждает типовой устав администратора и выдает ему лицензию (это касается только финансового учреждения);

— согласовывает типовой договор об управлении пенсионными активами;

— осуществляет контроль за рекламой.

В составе этой комиссии было создано отдельное структурное подразделение — Департамент надзора за негосударственными пенсионными фондами. В рамках своей компетенции департамент осуществляет такие функции:

— государственное регулирование и надзор за деятельностью субъектов негосударственного пенсионного обеспечения;

— лицензирование в установленном порядке деятельности администраторов НПФ;

— осуществление контроля за деятельностью субъектов негосударственного пенсионного обеспечения путем проведения выездных и безвыездных проверок, в том числе тематических и встречных;

— принятие решения о регистрации НПФ, внесение соответствующих записей в Государственный реестр финансовых учреждений;

— выдача свидетельств о регистрации субъектов негосударственного пенсионного обеспечения как финансовых учреждений;

— оповещение финансовых учреждений об обязательных для исполнения распоряжениях по устранению нарушений законодательства о финансовых услугах, а также проверке соответствующих документов;

— применение мер воздействия к субъектам негосударственного пенсионного обеспечения, нарушающим законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность финансовых учреждений по предоставлению финансовых услуг.

В своей деятельности контролирующие органы обязаны обмениваться информацией, необходимой для осуществления ими регулирования в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, то есть уведомлять друг друга о фактах нарушения антимонопольного законодательства, ненадлежащем выполнении обязательств лицами, осуществляющими управление финансовыми активами, и сберегателем, обнародовать перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, а также координировать свои действия в сфере контроля за деятельностью субъектов негосударственного пенсионного обеспечения.

Решения, принятые в рамках своей компетенции органами государственного надзора, являются обязательными для исполнения пенсионными фондами, сберегателями, страховыми организациями, банковскими учреждениями, открывающими пенсионные депозитные счета, администраторами, лицами, осуществляющими управление активами. Однако они могут быть обжалованы в соответствии с законом, в том числе и в судебном порядке.

Таким образом, государственный надзор и контроль, осуществляемый уполномоченными органами, призван защитить права участников системы негосударственного пенсионного обеспечения путем минимизации риска обесценивания пенсионных взносов. А это, в свою очередь, будет способствовать росту доверия населения Украины к юридическим лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в системе негосударственного пенсионного обеспечения, и к системе в целом, а также накоплению добровольных пенсионных средств гражданами.

Следует отметить, что одним из принципов негосударственного пенсионного обеспечения является отделение активов пенсионного фонда от активов непосредственно его учредителей и работодателей — плательщиков пенсионного фонда, администратора, компаний по управлению активами, страховых организаций. Данный принцип закреплен законодателем в статье 4 Закона, чтобы сделать невозможным банкротство пенсионного фонда. Это еще раз подчеркивает обеспечение безопасности пенсионных вкладов плательщиков такого фонда. Пункт 12 статьи 7 Закона определяет, что пенсионный фонд не может быть признан банкротом и ликвидирован по законодательству о банкротстве.

Минимизация отсылочных норм в Законе позволяет избежать присущей нашему законодательству коллизии законов и делает процесс регулирования правовых, экономических и организационных основ негосударственного пенсионного обеспечения более четким и определенным. Так, например, законодатель вводит определенно новую процедуру прекращения существования юридического лица. И только данный Закон определяет такие процедуры, как создание, функционирование и ликвидация НПФ.

Ликвидация пенсионного фонда может происходить только на основании решения его учредителей или их правопреемников в случаях реорганизации пенсионного фонда. Данное решение согласуется с Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины, а согласование предоставляется при условии выполнения на день ликвидации пенсионного фонда всех предусмотренных пенсионными контрактами обязательств относительно уплаты пенсионных взносов и администрирования фонда. Что касается корпоративного пенсионного фонда, то решение о его ликвидации вступает в силу при условии внесения изменений в коллективный договор, если создание такого фонда было предусмотрено этим документом.

Пенсионный фонд должен быть ликвидирован в обязательном порядке, если ликвидированы все его учредители без правопреемников или при прекращении участия всех его участников.

В случае принятия решения о ликвидации совет фонда до начала процедуры ликвидации этого пенсионного фонда в установленный Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины срок обязан сообщить об этом решении вкладчикам и участникам фонда, администратору, лицам, осуществляющим управление активами, хранителю и Государственной комиссию по регулированию рынков финансовых услуг Украины с обязательным сообщением участникам фонда о дате начала и окончания периода ликвидации фонда.

Порядок образования, состав, полномочия и порядок функционирования ликвидационной комиссии, процедура проведения ликвидации каждого отдельного пенсионного фонда определяются Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины, а расходы на обеспечение деятельности ликвидационной комиссии пенсионного фонда осуществляются за счет денежных средств его учредителей в порядке, определенном собранием учредителей.

После получения сообщения о ликвидации пенсионного фонда каждый его участник должен послать ликвидационной комиссии письменное заявление с указанием другого пенсионного фонда, страховой организации или пенсионного депозитного счета, куда должны быть переданы принадлежащие ему средства. Вместе с письменным заявлением участник фонда отправляет копию пенсионного контракта, заключенного им с другим пенсионным фондом, договора страхования с избранной страховой организацией или договора об открытии пенсионного депозитного счета. Участник фонда должен послать письменное заявление в сроки, определенные Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины.

Даже в случае признания такого фонда банкротом его пенсионные активы не могут включаться в ликвидационную массу хранителя пенсионного фонда.

Для пущей безопасности вкладов и их приумножения используется метод смягчения риска путем распыления вложений и ограничения воздействия фактора риска за счет уклонения от избыточной концентрации «за одним портфелем». Определенная часть вкладов инвестируется соответственно в государственную, акционерную, муниципальную собственность. По опыту деятельности НПФ в других странах, первые пять лет пенсионные вклады инвестируются в государственные ценные бумаги, потом — в ипотечные операции, а затем — за границу. Статья 49 Закона устанавливает общие ограничения инвестиционной деятельности с пенсионными активами пенсионного фонда, согласно которым лицо, осуществляющее управление активами пенсионного фонда, во время такой деятельности не имеет права держать на банковских депозитных счетах и в сберегательных сертификатах банков более 40 % общей стоимости пенсионных активов фонда, при этом не более 10 % общей стоимости пенсионных активов в обязательствах одного банка; приобретать или дополнительно инвестировать в ценные бумаги одного эмитента более 5 % общей стоимости пенсионных активов (кроме ценных бумаг, погашение и получение дохода по которым гарантировано Кабинетом Министров Украины, но в случаях, определенных этим Законом); приобретать или дополнительно инвестировать в ценные бумаги, доходы по которым гарантированы Кабинетом Министров Украины, более 50 % общей стоимости пенсионных активов; приобретать или дополнительно инвестировать в облигации предприятий, эмитентами которых являются резиденты Украины, более 40 % общей стоимости пенсионных активов; приобретать или дополнительно инвестировать в акции украинских эмитентов более 40 % общей стоимости пенсионных активов; приобретать или дополнительно инвестировать в ценные бумаги иностранных эмитентов более 20 % общей стоимости пенсионных активов; приобретать или дополнительно инвестировать в ипотечные ценные бумаги, определенные законодательством Украины, более 40 % общей стоимости пенсионных активов; приобретать или дополнительно инвестировать в объекты недвижимости более 10 % общей стоимости пенсионных активов; приобретать или дополнительно инвестировать в другие активы, не запрещенные законодательством Украины, но не отмеченные в статье 49 Закона, более 5 % общей стоимости пенсионных активов.

Департаментом надзора за НПФ согласно плану проверки, утвержденному главой Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины, было проверено 47 организаций, осуществляющих негосударственное пенсионное обеспечение. Следует отметить, что при первичном формировании информационной базы данных НПФ в список было внесено 55 таких организаций. Несоответствие общего количества фондов, занесенных в базу, количеству фондов, включенных в план проверки, связано с тем, что некоторые организации данного типа сняты с налогового учета и прекратили свое существование, но при этом зарегистрированы в органах статистики.

В список не включен АКБ «Аркада», так как предлагаемая им пенсионная программа проводится на основании Закона Украины «О проведении эксперимента в жилищном строительстве на базе холдинговой компании «Киевгорстрой», следовательно, данная пенсионная программа не подпадает под действие рассматриваемого Закона.

Только 22 из 47 НПФ непосредственно занимаются пенсионным обеспечением, местонахождение 12 из них не было установлено, 9 — не осуществляют никакой финансово-хозяйственной деятельности, функционирование 4 не связано с пенсионным обеспечением.

Общий объем активов действующих негосударственных пенсионных фондов сос­тавляет почти 16 млн грн. Ежемесячный размер пенсионных выплат от 8 до 750 грн, в среднем — 40—50 грн. Некоторые пенсионные фонды еще не осуществляли выплат, поскольку ими установлен минимальный срок начала выплат после первого взноса — 3 года.

Мы очень надеемся, что, прочитав эту статью, граждане Украины поймут, что НПФ — это способ получения дополнительных средств, а не очередное шарлатанство.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

Поддерживаете ли вы разделение Государственной фискальной службы Украины на два ведомства?

Да, это позволит навести порядок и в налоговой, и на таможне

Нет, все фискальные органы должны быть объединены в один

Нет, это делается исключительно из кадровых соображений

Как ни реорганизовывай, на налоговых поступлениях это не отразится

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА