Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 22 января 2019 года, 20:47

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Деловая практика

№ 46 (360) Товарные знакиот 15/11/04 (Деловая практика)

Налогообложение договора коммерческой концессии

Оксана Зизда
«Юридическая практика»

Договоры коммерческой концессии (франчайзинга) приобретают на Украине все большую популярность. Однако не все вопросы налогообложения данного договора остаются ясными для франшизополучателя, в качестве которого чаще всего выступает украинская фирма. Особенности налогового учета договоров франчайзинга обусловливаются самой сутью данного договора, а именно передачей таких нематериальных активов, как раскрученное имя франшизодателя, репутация, гудвилл, маркетинговые технологии.

Специального закона о договоре коммерческой концессии на Украине нет, как нет и специального порядка налогообложения доходов, полученных франчайзи в результате осуществления предпринимательской деятельности под именем франчайзера. Таким образом, они облагаются налогом на прибыль организаций в обычном порядке.

В законодательстве Российской Федерации сложилась подобная практика, однако в вопросах налогообложения данного договора субъекты предпринимательской деятельности руководствуются письмом Министерства финансов РФ от 11 июля 1999 года «О налогообложении при договорах франчайзинга».

Договор коммерческой концессии представляет собой комплексное соглашение, содержащее элементы лицензионного договора в части предмета договора, а именно: предоставление права на использование объектов права интеллектуальной собственности, коммерческого опыта и деловой репутации, договора об оказании услуг (информационное, консультативное и техническое сопровождение), договора о совместной деятельности (проведение совместных действий для достижения общей предпринимательской цели — получения прибыли), трудового договора.

В целях налогообложения наиболее важным представляется сходство договора коммерческой концессии с договором о совместной деятельности, поскольку при его заключении как правовладелец (франчайзер), так и пользователь (франшизополучатель) стремятся к общему хозяйственному результату: процветанию компании и получению прибыли. При неудачной деятельности стороны рискуют вместе, поскольку в этом случае уменьшается прибыль обеих сторон договора коммерческой концессии. Франчайзеры преследуют две основные цели: возможность дополнительно заработать на стоимости контракта франшизы, оборудования, продаже продукта или услуги и, что самое важное, — на продвижении бренда. Такое сходство провоцирует налоговые органы применять к правоотношениям сторон по договору коммерческой концессии правила налогообложения договора о совместной деятельности, что нередко приводит к трудностям, связанным с выделением из общей суммы платежей, уплачиваемых франчайзеру, части, составляющей плату за услуги или роялти либо прибыль от осуществления совместной деятельности. Причина тому — отсутствие единых правил налогообложения договора коммерческой концессии на Украине, что и вызывает разногласия между налоговой службой и франшизополучателями о налогообложении того или иного дохода.

Первоначальный платеж за франчайзинговый пакет

При заключении контракта франшизополучатель должен, как правило, уплатить разовый или вступительный взнос (первоначальный платеж) за франчайзинговый пакет, в который входят многочисленные компоненты: услуги по дизайну, право пользования торговой маркой, рекламный оригинал-макет, консультационные услуги, оборудование, мебель, аксессуары, услуги по контролю, учебные и обучающие материалы, вознаграждение за помощь в управлении, меню, диалоговые консультации (оперативные подсказки), справочное руководство, рекламные материалы, плата за возможность продления контракта, программное обеспечение, посуда, плата за услуги предварительного заказа, передача ноу-хау, услуги по организации офиса и др.

При отражении в налоговом учете первоначального платежа правопользователи нередко руководствуются стандартом бухгалтерского учета «Нематериальные активы» и относят любой первоначальный платеж к нематериальным активам, не всегда анализируя состав франчайзингового пакета. Ведь наряду с торговой маркой основным предметом договора может быть передача основных средств, и в этом случае их невозможно будет относить к нематериальным активам.

Следующей, не менее важной проблемой является отнесение платы за предоставленные услуги к валовым расходам, ведь они у франшизополучателя, согласно подпункту 11.2.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», увеличиваются по дате фактического получения. Специфика договора коммерческой концессии заключается в том, что плата франшизополучателя растянута во времени, имеет непериодический характер, в связи с чем не ясно, является она платой за уже предоставленные услуги или предоплатой будущих услуг.

Такое происходит потому, что в операции франчайзинга не принято периодически подписывать акты предоставленных (выполненных) услуг. В целях оптимизации налогообложения франшизополучатель заинтересован в подписании время от времени актов о полученных услугах, что позволяет ему избежать споров с налоговой об отнесении платы за предоставленные услуги к валовым расходам. В противном случае ему придется ждать только момента оплаты, чтобы увеличить свои валовые расходы. Если же франчайзер откажется периодически оценивать переданные им услуги или проведение такой оценки будет невозможно, обе стороны увеличат валовые затраты и налоговый кредит (налоговые обязательства) по налогу на добавленную стоимость в момент списания (зачисления) денежных средств на расчетный счет или в кассу.

Налогообложение нематериальных активов

В налоговом учете такой объект договора коммерческой концессии, как товарный знак, является нематериальным активом. Однако учесть его в таком качестве можно только после получения свидетельства: нематериальный актив отражается в налоговом учете при надлежащим образом оформленных документах, подтверждающих наличие самого актива и исключительного права на него.

В пункте 1.30 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (Закон о прибыли) дано определение «роялти» как платежа любого вида, полученного в виде вознаграждения за использование или предоставление разрешения на использование прав интеллектуальной (в том числе и промышленной) собственности, а также других аналогичных имущественных прав, признаваемых объектом права собственности субъекта хозяйственной деятельности, включая использование авторских прав на любые произведения науки, литературы, искусства, записи на носителях информации, права на копирование и распространение любого патента или лицензии, знака на товары и услуги, права и изобретения.

Для того чтобы платежи подпадали под определение «роялти», необходимо выполнить два условия. Во-первых, быть собственником прав на данные объекты. Во-вторых, при передаче права пользования в отношении тех или иных объектов интеллектуальной собственности договор должен быть зарегистрирован в украинском патентном ведомстве для того, чтобы иметь силу в отношении третьих лиц.

Расходы, связанные с выплатой роялти и приобретением нематериальных активов (кроме подлежащих амортизации) для их использования в хозяйственной деятельности предприятия, включаются в соответствии с подпунктом 5.4.2 Закона о прибыли в состав валовых расходов независимо от того, привели ли такие меры к увеличению доходов налогоплательщика.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые Законы Украины по вопросам налогообложения» от 2 марта 2000 года внесено уточнение в определение термина «роялти». Наряду с этим подпункт 3.2.7 Закона об НДС, в котором перечень операций, не являющихся объектами налогообложения, дополнен операцией типа роялти. Однако налоговые органы подчас расценивают платежи роялти как плату за предоставленные услуги и налагают штрафные санкции за несвоевременное обложение таких операций налогом на добавленную стоимость.

Причиной подобного толкования положения договора коммерческой концессии является то обстоятельство, что в договор на право пользования торговой маркой, фирменным наименованием включается предоставление других услуг, являющихся объектом обложения НДС. В таких случаях их предоставление лучше оформить отдельным договором.

Чтобы избежать подобных недоразумений с налоговыми органами, следует руководствоваться письмом Государственной налоговой администрации Украины № 3431/5/15-1116 от 15 мая 2000 года, где указано, что основанием для принятия налоговым органом решения о том, является ли вознаграждение (платеж) за предоставление разрешения на использование объекта промышленной собственности роялти, считаются экспертные заключения Министерства образования и науки Украины. Таким образом, налоговая инспекция обязана обратиться в компетентный орган за вышеуказанным разъяснением и только после этого вынести решение об отнесении платежа к роялти, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в общем порядке.

P.S. Франшиза, помимо значения как одного из условий страхования, в юридической литературе обозначает род контракта, который заключается на определенный период времени, где держатель лицензии выплачивает лицензионный платеж-роялти тому, кто эту лицензию выдал, за переданные права.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

В каком из конкурсов вы бы хотели поучаствовать (или уже участвуете):

на должность судьи Верховного Суда

на должность судьи Высшего антикоррупционного суда

на должность судьи Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности

в конкурсе в суд первой инстанции

на должность прокурора

в конкурсе в антикоррупционный орган

на занятие должности госслужащего

в конкурсе «Адвокат года»

в конкурсе красоты

в песенном конкурсе

в танцевальном конкурсе

ни в каком из вышеперечисленных

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА