Пенсионная защита не от государства сего — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №32 (346) » Пенсионная защита не от государства сего

Пенсионная защита не от государства сего

Рубрика Тема номера

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) — тема, которой государство уделило свое законодательное внимание только в июле 2003 года. 9 июля прошлого года был принят Закон Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» (Закон), посвященный правовым, экономическим и организационным основам НПО на Украине. Анализ некоторых положений этого Закона представлен в этой статье.

Виды деятельности

Согласно Закону, НПО осуществляется тремя субъектами:

— негосударственными пенсионными фондами (НПФ) путем заключения пенсионных контрактов между администраторами пенсионных фондов и вкладчиками таких фондов;

— страховыми организациями путем заключения договоров страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника фонда;

— банковскими учреждениями путем заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетов для накопления пенсионных сбережений в пределах суммы, определенной для возмещения Фондом гарантирования вкладов физических лиц.

До вступления в силу Закона НПФ функционировали практически в правовом вакууме, без надлежащего правового регулирования. Но и Закон всех проблем также не решил. Например, Закон определяет, что страховые компании оказывают услуги по пенсионному страхованию в соответствии с Законом Украины «О страховании» (Закон о страховании). Но такой вид страхования даже не упомянут в вышеуказанном законодательном акте. Ни в перечне объектов страхования, приведенном в статье 4 Закона о страховании, ни среди видов добровольного страхования (статья 6) пенсионного страхования мы не увидим. Статья 6, правда, дает неисчерпывающий перечень видов добровольного страхования, но все-таки в данном законодательном акте нет четкого указания на конкретный вид страхования.

Приблизительно такая же ситуация и с пенсионными депозитными счетами. Законодательство о банках и банковской деятельности просто не содержит в себе положений, регулирующих этот вид деятельности. Так что на основании чего такая деятельность будет осуществляться, неизвестно. Согласно пункту 5 Заключительных положений Закона, Кабинету Министров Украины предоставлен срок в шесть месяцев со дня вступления в силу Закона (с 1 января 2004 года) для подачи в Верховный Совет Украины своих предложений по поводу внесения изменений в Законы Украины «О страховании» и «О банках и банковской деятельности» и другие законодательные акты с целью приведения их в соответствие с Законом. Это время истекло, но законопроектов от КМУ украинский парламент так и не дождался.

Негосударственные пенсионные фонды и другие

Основным субъектом правоотношений в сфере НПО являются НПФ. По прогнозам, они должны заметно оживить вялые инвестиционные процессы на Украине.

Что же представляют собой такие фонды? Это юридические лица, созданные согласно Закону, имеющие статус неприбыльных организаций. Они функционируют и осуществляют свою деятельность исключительно с целью накопления пенсионных взносов в пользу участников пенсионного фонда с дальнейшим управлением пенсионными активами, а также осуществляют пенсионные выплаты участникам указанных фондов в определенном Законом порядке.

Закон предусматривает три вида НПФ. Первый — открытый пенсионный фонд, участниками которого могут быть любые физические лица независимо от места и характера их работы. Второй — профессиональный пенсионный фонд. Его учредителем (учредителями) могут быть объединения юридических лиц-работодателей, объединения физических лиц, включая профсоюзы (объединения профсоюзов). Учредителями этих фондов также могут быть физические лица, связанные по роду своей профессиональной деятельности. Их участниками могут быть исключительно физические лица, связанные по роду своей профессиональной деятельности, определенной в уставе фонда.

Третий вид — корпоративный пенсионный фонд. Именно на эту разновидность НПФ сегодня делается ставка. Корпоративный пенсионный фонд учреждается юридическим лицом — работодателем или несколькими такими лицами. К ним могут присоединяться работодатели-плательщики. Участниками этого фонда могут быть исключительно физические лица, которые пребывают (пребывали) в трудовых отношениях с работодателями — учредителями и работодателями — плательщиками этого фонда.

Работодателями, согласно Закону, являются собственники предприятий, учреждений, организаций вне зависимости от формы собственности, вида деятельности или уполномоченный орган, а также физическое лицо, использующее наемный труд. Работодатель — плательщик корпоративного пенсионного фонда — это работодатель, который признает устав уже созданного корпоративного пенсионного фонда, проявил желание перечислить денежные средства в пользу своих работников на основании договора, заключенного им с советом этого пенсионного фонда.

Главное — надежность

Во избежание повторения печального опыта законодатель попытался предусмотреть все возможные средства защиты вкладов населения. В частности, в статье 12 Закона заложен механизм разграничения полномочий различных исполнителей услуг НПФ. В соответствии с положениями этой статьи, НПФ не имеют права заключать пенсионные контракты и получать пенсионные взносы до заключения договоров:

— об администрировании пенсионного фонда с администратором, имеющим лицензию на совершение деятельности по администрированию пенсионных фондов;

— об управлении активами с компанией по управлению активами или с другой компанией, получившей лицензию на совершение деятельности по управлению активами;

— об обслуживании пенсионного фонда хранителем — с хранителем, банком, который проводит депозитарную деятельность хранителя ценных бумаг и отвечает требованиям Закона.

К этим лицам выдвигаются определенные требования, однако это не значит, что учредители фондов не будут иметь доступа к их активам. Закон не запрещает учредителям осуществлять администрирование, в свою очередь администратор может одновременно быть либо хранителем, либо управителем. Часть 2 статьи 49 Закона разрешает корпоративным пенсионным фондам инвестировать в ценные бумаги, эмитентами которых являются учредители, не более 5 % общей стоимости активов, а в первые 5 лет деятельности фонда — не более 10 %.

В целом, пенсионные активы и инвестиционная деятельность фондов должны отвечать ряду условий. Особое внимание уделено диверсификации инвестиционных портфелей. Кроме того, Закон предусматривает полную прозрачность деятельности (систему отчетности и оповещения информации), строгий государственный контроль над сферой негосударственного пенсионного страхования.

Однако кто гарантирует безопасность самих НПФ как инвесторов, учитывая нестабильность в этой сфере?

Налоговый «кнут и пряник»

Для того чтобы стимулировать развитие системы НПО, в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» уже внесен ряд изменений.

Во-первых, доходы НПФ налогообложению не подлежат, в соответствии с подпунктом 7.11.4 статьи 7 Закона. Кроме того, как гласит подпункт 4.2.7, в состав валового дохода не включаются суммы в виде взносов, поступающих налогоплательщику, осуществляющему НПО, от вкладчиков НПФ, пенсионных депозитных счетов, лиц, заключивших договоры страхования.

Во-вторых, в подпункте 5.6.2 предусмотрено, что если, в соответствии с любым договором НПО, налогоплательщик уплачивает за свой счет добровольные взносы на НПО нанятого им физического лица, то такой налогоплательщик имеет право отнести в состав валовых расходов каждого отчетного налогового периода (нарастающим итогом) сумму таких взносов, которая в совокупности не превышает 15% от заработной платы, начисленной нанятому лицу на протяжении налогового года, на который приходятся эти налоговые периоды. При этом сумма указанных платежей не должна превышать 510 грн (подпункт 6.5.1). Однако, в соответствии с подпунктом 5.7.2, если такие взносы делаются по поручению нанятого лица за счет оплаты его труда, работодатель не может включить эти суммы в состав валовых расходов.

И, наконец, подпункт 7.2.1 предусматривает, что доход от страховой деятельности юридических лиц — резидентов при получении дохода от исполнения договоров пенсионного страхования в рамках негосударственного пенсионного страхования, в случае исполнения условий к таким договорам, предусмотренных Законом, подлежит налогообложению по ставке 0 %.

В указанном Законе предусмотрены и негативные последствия возможных нарушений.

В соответствии с подпунктом 7.2.4, в случаях нарушения договоров по НПО (вероятно, со стороны страхователя), доходы, полученные страхователем по таким договорам, облагаются налогом по ставке 3 % в налоговом периоде, в котором имел место факт такого нарушения. Кроме того, начисляется пеня на сумму налогового долга, рассчитанную с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, на который приходится получение таких доходов страхователем, до дня их включения в валовой доход такого страхователя.

В случаях досрочного расторжения договоров по НПО (вероятно, по инициативе налогоплательщика), в результате чего происходит частичная страховая выплата, выплата выкупной суммы или полное прекращение обязательств страхователя перед таким налогоплательщиком, налогоплательщик, увеличивший валовые расходы в соответствии с подпунктом 5.5.2, обязан включить в состав своих валовых доходов соответствующего отчетного периода сумму таких предварительно внесенных платежей. Кроме того, включить и сумму пени, начисленную на сумму налогового долга, которая рассчитывается с начала налогового периода, следующего за периодом, в котором такой налогоплательщик увеличил валовые затраты на сумму указанных страховых платежей в рамках данного договора, до дня подачи налоговой декларации по итогам налогового периода, на который приходится факт досрочного расторжения или нарушения других требований. При этом выкупная сумма или ее часть, возвращаемая налогоплательщику страхователем, не включается в состав валовых доходов такого налогоплательщика.

Внесены изменения и в Закон Украины «О налоге на доходы физических лиц». В соответствии с подпунктом 9.8.2 анализируемого Закона, налогообложению подлежат лишь 60 % суммы выплат пенсии на определенный срок, проводящихся из НПФ участнику фонда, а также пенсионных выплат по договору пенсионного вклада, выплат пожизненной пенсии. Суммы одноразовых пенсионных выплат участнику НПФ облагаются налогом в полном размере.

Однако, как гласит подпункт 9.8.3, не подлежат налогообложению суммы пенсионных выплат по договору пенсионного вклада, выплат пенсий на обозначенный срок или пожизненных пенсий, получаемых налогоплательщиком — резидентом в возрасте не менее 70 лет, суммы выплат по договору пенсионного вклада, выплат пенсий на обозначенный срок, пожизненных или одноразовых пенсий, если вкладчик, участник НПФ или застрахованное лицо получает инвалидность I группы.

При досрочном расторжении договоров пенсионного вклада суммы, выплачиваемые вкладчику с его пенсионного вклада, облагаются налогом в полном размере.

Кроме того, налогоплательщикам позволено включать в налоговый кредит суммы расходов на уплату страховых взносов по пенсионному контракту с НПФ и взносов на банковский пенсионный счет и пенсионные вклады — как свои, так и членов семьи первой степени родства.

Однако даже учитывая все плюсы данного Закона, с уверенностью предсказывать успех НПО, наверное, пока невозможно.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

ВХСУ: почти все о банкротстве

Деловая практика

Вексельная оптимизация

Законодательная практика

Не ходите, девки, замуж

Комментарии и аналитика

Приобретение собственности по давности

Неделя права

Минюст создал два реестра

Проблем хватает на всех

Регистрируем свои права

Неконструктивный диалог

На том же месте, в тот же час...

Совет коллеги

Правовые аспекты сомнительной задолженности

Финансовый мониторинг банков

Судебная практика

Мифы и явь пенсионного законодательства

Судебные решения

О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом

Наличие вида на жительство для начисления нерезидентам пенсии на территории Украины не обязательно

Центры занятости имеют право взыскивать задолженность на случай безработицы

Разграничение прав, обязанностей и полномочий работодателей и профессиональных союзов

Тема номера

Пенсионная защита не от государства сего

Единоналожная пенсия — страховой стаж

Трибуна

Вопросы к законопроекту о нотариате

Частная практика

Конфликт интересов: могут ли быть волки сыты и овцы целы

Юридический форум

«Инюрполис» отпраздновал 10 лет!

Тайна без совещательной комнаты

Інші новини

PRAVO.UA