Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 07 декабря 2016 года, 16:30

Генеральный партнер 2016 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Законодательная практика

№ 32 (346) Пенсии и социальное страхованиеот 09/08/04 (Законодательная практика)

Не ходите, девки, замуж

Нормы украинского законодательства, обеспечивающие моногамность брака

Владимир Релич
Специально для «Юридической практики»

В нашем государстве наблюдается активизация миграционных процессов населения и рост количества браков, заключаемых между гражданами Украины и иностранными гражданами. Осознавая особую актуальность данного вопроса, хочу предложить анализ административных и юридических инструментов обеспечения единобрачия при регистрации брака за пределами Украины между украинскими и иностранными гражданами, а также некоторых аспектов обеспечения единобрачия в иностранном законодательстве.

В большинстве случаев для заключения брака с иностранным гражданином за рубежом гражданин Украины должен предоставить органам другого государства, регистрирующим акты гражданского состояния, справку о семейном положении (ССП). Согласно пункту 7.8 Правил регистрации актов гражданского состояния на Украине № 52/5 от 18 октября 2000 года (Правила РАГС), этот документ выдается лично заявителю по месту его проживания при предъявлении им паспорта или паспортного документа. ССП состоит из двух частей, имеющих совершенно разную юридическую природу. Рассмотрим подробно каждую из них.

Первая часть документа — это архивная справка, выдаваемая архивом по последнему месту проживания заявителя на основании результатов поиска данных о заключении брака заявителем. Данные о заключенных браках хранятся в архивах РАГС либо в территориальных отделениях Государственного комитета архивов Украины. В общем случае для подачи запроса и получения ответа на запрос гражданину нет необходимости лично представлять себя. Согласно как Правилам РАГС, так и Инструкции о порядке истребования документов социально-правового характера для граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства № 116/53 от 11 июня 2001 года (Инструкция), сделать запрос в соответствующее ведомство и получить письменный ответ может полномочный представитель гражданина Украины. При этом положения пункта 7.13 Правил РАГС и пункта 1.4 Инструкции дают возможность гражданину Украины, находящемуся за пределами страны, получить необходимый документ, обратившись в дипломатическое представительство Украины за рубежом. Однако ожидание этого документа может растянуться на несколько месяцев.

Кроме того, эффективность проверки единобрачия по архивным данным тоже не всегда высока. Например, если гражданин Украины, зарегистрировавшись по месту нового жительства, пойдет в соответствующий РАГС и получит ССП, где будет указано, что проверка проведена за период времени в 2 дня, то, соответственно, проверка за такой ничтожный период будет абсолютно недостоверна.

Отметим, что процедура проверки по архивным данным распространена в зарубежной практике и в большинстве стран для этого не требуется личного присутствия гражданина. Так, в Германии при истребовании справки с места проживания (Aufenthaltsbescheinigung) или разрешения на заключение брака (Ehefдhigkeitzeugnis) подобная проверка производится органами самоуправления или гражданского состояния по месту проживания заявителя. В Италии проверку и выдачу соответствующей архивной справки о семейном положении осуществляют органы местного самоуправления. С учетом того, что проверка даже за несколько лет не гарантирует выявления действующего брака у заявителя, а введение внушительного ценза оседлости либо проверка по всем местам предыдущего проживания заявителя чрезвычайно усложнит получение такого документа, в некоторых странах для получения справки необходимо удовлетворение требований ценза оседлости, зачастую имеющего формальный характер. Таким примером может служить образец справки, выдаваемой регистратором актов гражданского состояния в Англии. В шестой графе Справки об отсутствии препятствий к заключению брака (форма 36), выдаваемой на основании Акта о заключения брака с иностранцами от 1906 года (Marriage with Foreigner’s Act 1906), где указывается время проживания (то есть фактически период времени, за который имеются архивные данные об отсутствии регистрации брака заявителем), содержится стандартная фраза: «Более одного месяца». Таким образом, если удовлетворяются требования ценза оседлости, то это дает право на получение справки о семейном положении.

Как указано выше, поиск в архивах зачастую не обеспечивает достоверности данных. Поэтому в некоторых странах применяется публичное оглашение о предстоящем заключении брака. При публичном оглашении органы, регистрирующие брак, выявляют не только наличие препятствий к заключению брака, о которых заявитель умышленно или неумышленно не заявил при подаче заявления, но и имеющиеся к заявителю претензии материального и нематериального характера со стороны любых лиц, в том числе и тех, кто не был связан с заявителем брачными узами. В настоящее время публичное оглашение применяется во Франции, Испании, Италии и некоторых других странах.

В украинском законодательстве отсутствует норма о публичном оглашении заключения брака. Однако чрезвычайно интересное положение пункта 4.8 Правил РАГС предполагает право любого лица, владеющего информацией об имеющихся законных препятствиях к заключению брака, подать соответствующее письменное заявление. После получения такого заявления регистрация брака откладывается, при этом лицу, подавшему заявление, отведено три месяца на предоставление соответствующих доказательств. Действие этой нормы дает возможность приостановить (или даже отложить) заключение «спорного» брака. Однако по сравнению с подобным порядком за рубежом отсутствие в украинском законодательстве нормы публичности ограничивает осведомленность заинтересованных лиц о времени и месте заключения такого «спорного» брака.

Вторая часть документа — это заявление гражданина Украины о том, что он не состоит в браке, подписанное им, подтвержденное данными его паспорта, а также уведомление гражданина Украины об ответственности, возлагаемой на него за сокрытие юридических фактов, препятствующих заключению им брака. Для исполнения требований второй части ССП, согласно украинскому законодательству, необходимо личное присутствие заявителя в РАГСе по месту жительства на Украине. Очень часто для граждан Украины, желающих заключить брак за рубежом и находящихся за пределами страны, это становится непреодолимым препятствием.

Эффективность такого заявления как юридического инструмента зависит от меры юридической ответственности, возлагаемой на гражданина Украины за нарушение взятых на себя обязательств. Наибольшая мера ответственности за сокрытие юридических фактов, препятствующих заключению брака, установлена законодателем лишь для случая наличия у заявителя опасного заболевания, что может быть основанием для признания брака недействительным и повлечь за собой уголовную ответственность (статьи 130, 133 Уголовного кодекса Украины). Во всех остальных случаях за совершение неправдивого заявления мера ответственности, предусмотренная украинским законодательством, ограничивается признанием брака недействительным, в отличие, например, от правопорядка США, где заявление такого рода делается под присягой (statement under oath; testimony), а за неправдивое заявление под присягой (perjury) предусмотрен как крупный штраф, так и тюремное заключение. Следует заметить, что законодательство Украины не регламентирует место совершения такого заявления, поскольку заявления такого рода в общем недостаточно прописаны украинским законодателем (конечно, речь о заявлении, сделанном в присутствии должностного лица, а не суда).

Из всех критериев, устанавливаемых ССП для проверки соблюдения принципа единобрачия гражданином Украины, наиболее значимым, пожалуй, является проверка паспорта на предмет наличия штампа о действующем браке. Отметка о семейном положении гражданина Украины проставляется на 10-й странице паспорта гражданина Украины. На эту страницу, согласно пункту 4.27 Правил РАГС, ставится штамп о заключении брака и, согласно пункту 5.21 Правил РАГС, штамп о расторжении брака — в случае развода. На основании пункта 4.4 Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданина Украины и проездных документов ребенка для выезда за рубеж за № 459 от 2 июля 1996 года в паспорте гражданина Украины для выезда за рубеж предусмотрена возможность наличия информации о семейном положении держателя паспорта. При этом такая информация предоставляется не в виде прямой справки, а путем отсылки к соответствующим данным общегражданского паспорта.

Таковы критерии оценки единобрачия гражданина Украины, подтверждаемого справкой о семейном положении. Следует отметить, что многоуровневый инструмент, подобный украинской ССП, отсутствует в правопорядках других государств. Исключением является ССП, выдаваемая органами РАГС Республики Беларусь, которая является почти точной копией украинской ССП.

Насколько необходима такая многоступенчатая проверка в современном мире, где семейное счастье граждан уже не основывается только на официальном браке? Законодательствам иностранных государств давно известны конструкции жизненных союзов, которые создаются исключительно на нажитом имуществе и общих детях (как например cohabitation в Голландии, Великобритании или Дании). Статья 74 Семейного кодекса (СК) Украины предусматривает возможность наличия совместного общего имущества у лиц, не состоящих в браке. Таким образом, действующее законодательство предоставляет гражданам Украины право создавать такие жизненные союзы без всяких ограничений.

Поэтому стоит признать, что пришло время пересмотреть справку о семейном положении как документ, отказаться от формализации жизни граждан Украины, волею судеб оказавшихся за границей. Для этого необходимо как можно скорее отказаться от обязательного личного присутствия гражданина для получения ССП. Документ о семейном положении должен выдаваться законному представителю гражданина Украины, в том числе и родителям (матери или отцу) любого гражданина Украины, которые, согласно статье 154 СК Украины, имеют право представлять его интересы исключительно на основании факта родственных связей и без всякой доверенности. Если законодатель настаивает на личном присутствии заявителя для совершения заявления какого-либо рода либо дополнительной проверки, то должна быть возможность совершить такое заявление в консульстве Украины в стране пребывания заявителя.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

Как быстро Верховный Совет Украины примет Закон «О Высшем совете правосудия»?

В течение месяца — это чрезвычайно важный документ

В течение полугода — у парламента сейчас другие заботы

ВСЮ может эффективно продолжать работу и без Закона

Прогнозы относительно работы парламента лучше не строить

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • ipstyle
  • Antika
"Юридическая практика" в соцсетях

vkfbyoutube

Заказ юридической литературы

Скачать прайс издательства

ПОДПИСКА